/Почему на железных дорогах появилась Правила эксплуатации контейнеров при переезде

Почему на железных дорогах появилась Правила эксплуатации контейнеров при переезде

 

Сеть железных дорог на  территории сначала Российской империи, затем СССР развилась как единое целое. Исходя из этого принципа осуществлялось размещение станций, депо, производилось развитие пропускной и провозной способности железных дорог. В соответствии с этим же принципом осуществлялось позднее и размещение контейнерных площадок.

Процесс образования независимых государств на территории бывшего Союза ССР вызвал необходимость коренного изменения работы железнодорожного транспорта. 

При разделении железнодорожной сети бывшего МПС СССР по отдельным вновь образованным государствам оказалось, что без взаимодействия ни одна железнодорожная администрация практически не может выполнить переезд в полном объеме. В связи с этим было принято решение при разделении между ними имущества МПС СССР, включая  подвижной состав и парк контейнеров сохранить технологическое и информационное единство на всех администрациях. 

Контейнерный парк МПС СССР, включающий к тому времени универсальные контейнеры с массой брутто 3, 3 (5), 5, 20, 24 тонн, также подлежал делению. В результате каждая вновь образованная железнодорожная администрация  получила определенную долю каждого типа общего парка. 

Принцип сохранения единства технологического единства  контейнерного парка принадлежности различных железнодорожных администраций  базируется в основном на их совместном использовании. Он предусматривает обращение контейнеров принадлежности  железнодорожных администраций в пределах всей сети дорог бывшего МПС СССР и выполнение администрацией требуемых ремонтов, списание, приобретение новых контейнеров свой принадлежности, для чего необходимо возвращение контейнеров в администрацию-собственницу. Указанные принципы потребовали разработку новых Правил эксплуатации контейнеров и системы контроля их использования. 

Анализ номенклатуры грузов, перевозимых в контейнерах показывает, что большинство из них закончили цикл производства, являются сформированными товарами (в терминах политэкономии), на которые имеется конечная цена. Таким образом, в отличии от некоторых других видов в  контейнерных перевозках присутствует двойственность. Для определенной номенклатуры грузов — это услуга, для другой — классическое продолжение процесса производства.

В связи с проводимыми в государствах стран СНГ и Балтии экономическими преобразованиями на современное состояние контейнерных перевозок оказывают влияние макроэкономические и политические факторы.  Ценовая, таможенная, налоговая  политика,  государственная поддержка  отдельных производственных групп (экспортеров, импортеров) и отраслей народного хозяйства может влиять на рост объемов перевозок.  В отдельных случаях оказывают приоритетное влияние и дипломатические отношения между государствами.

Поскольку разработка и совершенствование системы организации контейнерных перевозок в межгосударственном сообщении, должна базироваться не только на внутриотраслевых принципах эксплуатационной  работы, но и общих экономических, политических современных принципах взаимоотношения между государствами СНГ и Балтии был необходим документ, касающийся состояния контейнерного парка принадлежности различных государств, использования его в процессе перевозок, системы взаиморасчетов между администрациями.

В период, начиная с момента разделения контейнерного парка до 1 января 1998 года эксплуатация контейнеров в целом не предусматривала их различия по собственникам. Контейнеры можно было загружать и отправлять в любом направлении. Опыт работы показал, что такой метод имел негативное влияние не только на  организацию взаимодействия между железнодорожными администрациями, но и техническое содержание самих контейнеров. Железнодорожные администрации могли длительно использовать чужой контейнер. Это приводило к нарушению периодичности ремонта. Некоторые ремонтные предприятия, не имея объектов для ремонта были незагруженными. Ряд железнодорожных администраций не производил закупку на заводах новых контейнеров. 

Некоторые железнодорожные администрации ограничивали выход части своих контейнеров за пределы администраций. Такие решения в разные годы принимались МПС России, Укрзализныцей, Белорусской ж.д.

Учитывая необходимость коренного улучшения технического состояния контейнерного парка было принято решение о разработке нормативной базы, обеспечивающей взаимодействие между отдельными администрациями, создании системы пономерного учета контейнеров,  и на ее базе проведения соответствующих расчетов за пользование контейнерами собственности других железнодорожных администраций. В соответствии с этим разработаны Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами принадлежности других государств, которые утверждены решением Совета.  

Этот документ предусматривает стройную систему  отдельных правил, касающихся эксплуатации контейнерного парка в межгосударственном сообщении, технических требований к ним, порядка текущего содержания, ремонта, возмещения за утерянные, списанные и поврежденные до степени исключения из инвентаря контейнеры, учета  контейнерного парка , расчетов за пользование универсальными контейнерами инвентарного парка железнодорожных администраций.

Главная цель новой системы — возврат  после освобождения контейнеров железнодорожной администрации-собственнице, платное пользование контейнерами, принадлежащими другим администрациям, осуществляемое на основе согласованной технологии организации перевозочного процесса, предусматривающей свободное обращение исправных контейнеров по железным дорогам государств-участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров в межгосударственном сообщении.

Организационно Правила можно разбить на четыре функциональные группы: права и обязанности железнодорожных администраций собственников контейнеров, права и обязанности железнодорожных администраций — пользовательниц контейнеров, функции Дирекции Совета и ГВЦ МПС России в системе межгосударственных контейнерных перевозок, порядок и правила взаиморасчетов за пользование контейнерами.

 Статья подготовлена совместно с компанией, осуществляющей переезд офиса в Москве — «Центр Переезд».