/Балтийский вокзал — история и современность

Балтийский вокзал — история и современность

Когда между Санкт-Петербургом и Царским селом проложили железную дорогу, власти вознамерились построить ещё одну ветку — между российской столицей и Петродворцом. Строительство начали, но его прервала Крымская война, которая внесла серьезные коррективы в российский бюджет. У страны попросту не было денег на завершение строительства.

Финансы изыскал знаменитый барон Штиглиц — один из самых богатых людей тогдашнего Санкт-Петербурга. Он полностью оплатил работы по строительству ветки. Впрочем, это не было благотворительностью — на своей постройке Штиглиц получил немалую выгоду, которую после окончания строительства принесли ему билеты на поезд.

Петергофский вокзал решили строить рядом со строящимся Варшавским. Архитектурный проект разработал знаменитый Кракау, до этого создавший образ Восточного вокзала во французской столице. Вокзал получился действительно красивым. Его главный фасад украсили огромным полукруглым витражом, в которых установили часы производства известной в городе фирмы «Павел Буре». Эти часы украшают фасад до сих пор, с начала двадцатого века работая на электричестве. К главному зданию вокзала были пристроены два флигеля. Один из них включал в себя служебные помещения, кассы и багажное отделение, а второй — полностью изолированный — предназначался для пребывания царской семьи.

Первый поезд затратил на поездку из Петербурга в Петродворец один час и десять минут. Его пассажирами были многие именитые петербуржцы, в том числе и счастливый совладелец новой железнодорожной ветки — барон Штиглиц. Цари Николай I и Александр II регулярно пользовались этой веткой, чтобы попасть в петергофскую резиденцию российских императоров.

Позже, ветку продлили до Ораниенбаума (нынешний Ломоносов), а потом — соединили с веткой, соединявшей Гатчину, Нарву и Ревель (нынешний Таллинн). Петергофский вокзал стал Балтийским. Между Петродворцом и Ораниенбаумом, вдоль железной дороги, стало модным строить летние дачи. До них было исключительно удобно добираться. Многие знаменитые петербуржцы проводили теплые деньки в этих краях.

Балтийский вокзал прославился ещё и тем, что именно на нем впервые в России появился электрический поезд. Электрички придумали в начале двадцатого века, но внедрить их помешали Первая мировая война и грянувшая после неё революция. Проект возобновили в тридцатые. Тогда же Балтийский вокзал пережил большую реконструкцию — вековой транспортный узел не справлялся с возросшими задачами. Реконструкция была существенной. Два входа в боковые флигели сменил один главный — посередине. С 1933 года вокзал обслуживает только пригородные поезда.

Следующую перестройку вокзал переживет уже после Великой Отечественной войны — в 1955 году, когда к нему пристроят станцию метро, названную в честь самого вокзала «Балтийской». Станция метрополитена нарушила симметрию здания вокзала и скрыла часть великолепных витражей светового зала. Именно в таком виде знают Балтийский вокзал сегодняшние петербуржцы и гости Северной столицы. Поезда, уходящие с Балтийского вокзала связывают Санкт-Петербург с Ломоносовым (бывший Ораниенбаум), Сосновым Бором (станция Калище), Краснофлотском, Красным Селом, Гатчиной, Лугой, Кингисеппом и Ивангородом.

Многие иностранные туристы приобретают в Петербург авиабилеты цены на которые не так уж и малы, что бы насладиться достопримечательностями северной Венеции, в том числе и Балтийским вокзалом.