/Этапы развития отечественного пассажирского железнодорожного транспорта

Этапы развития отечественного пассажирского железнодорожного транспорта

Повозки, движущиеся по рельсам, существовали задолго до появления первых паровозов. В Древнем Египте, Греции и Риме для перевозки тяжелых грузов использовались примитивные колейные дороги: по выложенной камнем мостовой проходили две параллельные глубокие борозды, по которым катились повозки. В Средние пека в рудниках существовали дороги, состоявшие из деревянных рельсов, по которым передвигали деревянные вагоны. С возникновением горных и металлургических предприятий в XVI в. на всех шахтах Европы катали вагоны по деревянным рельсам. В качестве тяговой силы использовались лошади и люди, что обуславливало низкую скорость передвижения. Паровозы вместо конной тяги предложил владельцам железной линии Ливерпуль—Манчестер британский инженер Джордж Стефенсон. В 1829 г. он участвовал в кон­курсе на лучший локомотив и победил среди пяти претендентов. Его паровоз «Ракета» развил скорость 56 км/ч. Эта победа означа-11:1 победу пара над конной тягой. Открытие первой паровой желез-I юй дороги Ливерпуль—Манчестер состоялось в 1830 г. С этого времен и началось быстрое строительство и развитие железнодорожного транспорта во всем мире.
Необходимо отметить, что еще в 1834 г. в Нижнем Тагиле была сооружена чугунная дорога протяженностью 854 м с паровой тягой. Паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми. Он провозил 3,3 т руды со скоростью 13—15 км/ч и мог вести кроме груза до 40 пассажиров. Вскоре Черепановы сделали второй, более мощный паровоз, который водил составы массой до 16 т. Но эту дорогу не считают первой железной дорогой в России, так как вскоре она прекратила свое существование—хозяева предпочли гужевой транспорт.
Первая в России железная дорога была сооружена в 1837 г. Она называлась Царскосельской, имела протяженность 26,7 км и соеди­няла Санкт-Петербург и Павловск. Автор проекта Царскосельской железной дороги — австрийский инженер профессор Венского по­литехнического университета Ф.А. Герстнер (1793—1840).
В 1842 г. царь Николай I подписал указ о строительстве Петербурго-Московской железной дороги. Выдающаяся роль в ее проек­тировании и строительстве принадлежит русскому ученому, профес­сору Павлу Петровичу Мельникову (1804—1880). В аналитическом отчете о выгодах и преимуществах использования различных видов транспорта он пишет: «Убежден, что железные дороги необходимы для России, они, можно сказать, выдуманы для нее… более, нежели для какой-либо другой страны Европы».
Источник http://bilets.org/