/Увеличение скорости доставки грузов железнодорожным транспортом

Увеличение скорости доставки грузов железнодорожным транспортом

Железнодорожный транспорт потерял значительные объемы перевозок грузов, особенно доставляемых на небольшие расстояния. Основной тому причиной является недостаточная скорость доставки и надежность по ее выполнению. Поэтому вопросы ускорения доставки грузов, качества обслуживания клиентов сейчас должны быть на первом плане.

Значительная потеря времени в доставке грузов — это простой их на станциях погрузки, выгрузки и особенно на технических станциях под накоплением. Поэтому основное направление совершенствования технологии перевозочного процесса должно быть устремлено на снижение этих потерь. Сейчас вводят ускоренные, графиковые поезда, не забыт вопрос маршрутизации. Но это полумеры, которые в отдельных случаях сложно назвать ускорением доставки грузов. Ведь выделяя из какого-то вагонопотока отдельное назначение (маршрут, состав повышенной транзитности) и ускоряя его продвижение, имеет место локальная экономия, связанная с сокращением переработки данного маршрута на попутных станциях. Но это ускорение, особенно в условиях невысокой загрузки станций, вызывает замедление продвижения оставшейся части вагонопотока. Поэтому нужны не единичные примеры решения рассматриваемых задач, а система.

Ускорению доставки грузов должно служить графиковое обеспечение перевозочного процесса. И это не просто отправление поездов по выделенным ниткам графика, и даже не строгая подвязка локомотивов и локомотивных бригад, а комплекс технологических решений, обеспечивающий графиковую отправку груза со станций погрузки и доставки его до станции назначения.

Система графикового обеспечения перевозочного процесса должна, на наш взгляд, состоять в следующем. В соответствии с заранее разработанным календарным планом, максимально учитывающим интересы грузовладельцев по отправлению грузов, в строго установленное время подаются под загрузку порожние вагоны. При этом календарный план погрузки разрабатывается таким образом, чтобы была возможность на станции сбора местного груза формировать поезда повышенной транзитности. Поэтому план формирования технических станций отчасти переменный. Он позволяет в соответствии с поступлением вагонов, отгружаемых по календарному плану, формировать логистами маршрутные поезда. Иными словами, имеются назначения, которые попеременно (в увязке с календарным планом погрузки) меняют друг друга — сегодня формируется одно назначение, завтра другое и т.д. Переменные назначения подбираются таким образом, чтобы с одной стороны сократить простой под накоплением, с другой — максимально исключить переработку вагонов на попутных станциях — ускорить их доставку.

Безусловно, что при такой технологии, особенно в начальных стадиях ее освоения будут возникать ситуации, не соответствующие планам работы. Например, будут происходить задержки прибытия вагонов с мест погрузки на сортировочную станцию. Для подобных случаев может быть предусмотрено формирование групповых поездов. Не обойтись без групповых поездов и в переходный период при замене одного назначения другим, поскольку чаще всего период действия одного плана формирования не будет завершаться полным отправлением вагонов отменяемого назначения последним поездом.

Внедрение рассматриваемой технологии должно проводится постепенно с ввода одного-двух переменных назначений для каждой технической станции. Эти назначения должны быть, если не маршрутами, то поездами повышенной транзитности (технические маршруты). Выбираться они должны посредством анализа существующей погрузки в регионе, с учетом потенциальных возможностей по переключению дополнительных объемов перевозок с других видов транспорта на железнодорожный. Вместе с тем, для достижения максимальной эффективности рассматриваемой технологии важно, чтобы в этом было задействовано и максимальное количество технических станций направления, для которого предполагается формирование поездов повышенной транспортной транзитности.

Основным элементом такой технологии должна стать графиково-календарная отправка грузов, когда в зависимости от адресного распределения погрузки, станциям полигона (участка, отделения, дороги) назначается график отгрузки. В определенный день

(период) будет назначена погрузка в один адрес назначения груза (станция, участок, отделение), в следующий день (период) в другой и т.д. А регламентный сбор груза со станций полигона позволит сконцентрировать его по определенным назначениям на технической станции, причем в заранее известных объемах.

Это, в свою очередь, позволит с минимальным простоем под накоплением на данной станции и с сокращением простоя на попутных технических станциях доставить груз на станцию (район) назначения.

Выполненный анализ погрузки по ряду дорог (Московская, Горьковская, Приволжская) показал наличие реальных возможностей по реализации выше представленной технологии. Установлено, что при такой технологии значительно (для рассмотренных полигонов в 1,5– 2 раза) возрастет скорость доставки грузов при одновременном сокращении эксплуатационных расходов на перевозки. А это особенно важно при доставке грузов на небольшие расстояния, для привлечения дополнительных объемов перевозок.