/Тарифы на железнодорожные перевозки в современных условиях

Тарифы на железнодорожные перевозки в современных условиях

Перевозка грузов железнодорожным транспортом в современных условиях резко отличается от тех, которые осуществлялись даже 5 лет назад. За последние 3 года на железных дорогах России начала производиться замена перевозок в инвентаре железных дорог на перевозки в собственном подвижном составе. Причем к собственному подвижному составу стали относиться не только вагоны промышленных коммерческих структур ,но и выделившиеся из состава ОАО «РЖД» его отдельные части- контейнеры (ОАО «Трансконтейнер»), грузовые вагоны (первая и вторая грузовые компании), поделившие между собой бывший подвижной состав государственных железных дорог.

Вагоны инвентаря железных дорог практически исчезли. Заявляя на месяц перевозку в 300 вагонов для перевозки по России, отправитель в лучшем случае получает под погрузку около 40-ка. Но «пропал» не только вагонный парк. Массовое исключение «Трансконтейнером» среднетоннажных контейнеров привело к их дефициту. Отдельные контейнерные площадки в июне этого года из 60 заявок на перевозку грузов по России 50 заявок выполнить не могут. Переход большей реальной (т.е. годной под погрузку) части вагонов и контейнеров в разряд частных, вынужденная постоянная замена подвижного состава РЖД на железнодорожные вагоны и контейнеры железных дорог СНГ  изменили конечные тарифы на железнодорожные перевозки.

Тарифы на железнодорожные перевозки стали еще более важнейшим направлением повышения эффективности экспедиторской деятельности. При разработке схемы не только железнодорожных контейнерных перевозок, но и всех видов других видов экспедиторская фирма исходит из целесообразности унифицированного подхода к установлению среднего уровня тарифов в сообщениях внутри России и в международном сообщении. При этом определяются тарифы на перевозку конкретной груза по конкретному маршруту, исходя из транспортной ситуации, конъюнктуры рынка и других факторов, а при перевозках экспортно-импортных грузов транзитом по нескольким железным дорогам стран СНГ с целью устранения «переломов тарифов», устанавливается  единый порядок применения сквозных ставок провозных плат на перевозку транзитных грузов.

Основной принцип формирования железнодорожных тарифов — их дифференциация в зависимости от вида отправок, типа и принадлежности подвижного состава; рода груза с учетом спроса на перевозки, величины транспортной составляющей и конечной цены продукции с учетом дальности перевозок, в том числе с учетом наличия альтернативных конкурентных направлений перевозок грузов.

Железнодорожные тарифы должны быть непосредственно связаны с технологией железнодорожных перевозок грузов. Как известно, основной контейнеропоток идет из Москвы. Широко известен также не только почти постоянный острейший дефицит контейнеров, но и простои контейнеров в ожидании отправления. Но железнодорожные перевозки из Москвы возможно осуществлять грамотно. Для этого надо уметь обеспечивать баланс интересов грузовладельца, экспедитора и перевозчиков, умело сочетая даже на коротких расстояниях положительные особенности каждого возможного вида транспорта.

Необходимо лишь помнить, что в целом уровень железнодорожных тарифов должен обеспечивать продвижение и конкурентоспособность товаров, позволять грузовладельцам интегрироваться как на внутреннем, так на мировом рынке.