Двигатель внутреннего сгорания, работая выделяет тепловую энергию и должен обладать надежной системой охлаждения и обеспечивать номинальный режим. Надо иметь в виду, что в случае низкой температуры ДВС в цилиндрах не полностью сгорает бензино- воздушная смесь, а при повышенной температуре смесь сгорает с большой скоростью. Как недогрев, так и перегрев нарушают работу ДВС и провоцируют снижение его мощности. При перегреве возможны заклинивание или или выход из строя деталей кривошипно-шатунного механизма.
В двигателях российских автомобилей ВАЗ используется замкнутая жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией тосола или антифриза, которую осущетвляет центробежный насос. Замкнутой она называется потому, что не сообщается с атмосферой в результате чего уменьшается испарение охлаждающей жидкости.
Данная ситема двигателя ВАЗ состоит из:
рубашка охлаждения головки и блока цилиндров , радиатор охлаждения , водяной насос-помпа , вентилятор, резиновые патрубки, термостат , указатель температуры тосола и сливные краники.
В качестве охлаждающей жидкости в системе двигателя ВАЗ используются низкозамерзающие жидкости. Номинальная температура охлаждающей жидкости при работе мотора 90—95° С (в блоке цилиндров и расширительном бачке радиатора).
Принцип работы системы охлаждения двигателя ВАЗ:
Когда двигатель заведен водяной насос-помпа нагнетает круговую циркуляцию ОЖ через , патрубки, шланги,рубашку охлаждения и радиатор охлаждения. Циркулируя, по рубашке охлаждения блока цилиндров, антифриз охлаждает корпус цилиндров, камеры сгорания и закрепленные к ним детали, остужая двигатель. Горячий тосол по верхнему патрубку радиатора попадает в радиатор, где проходит по каналам и охлаждается в них встречным потоком воздуха, создаваемым сопртивлением воздуха и вентилятором. Охлажденный антифриз через нижний патрубок опять направляется в рубашку охлаждения мотора через помпу и распределительный патрубок. Жидкость циркулирует,в первую очередь по наиболее корячим деталям двигателя.
Интенсивность работы ДВС регулируется специальным механизмом-термостатом. Температура антифриза контролируется при помощи датчика температуры — электрического термометра, указатель которого установлен на приборной доске.
Сливается жидкость из системы при помощи сливных краников, один из которых расположен внизу радиатора, другой — в блоке цилиндров, в самой низкой точке рубашки охлаждения.