/От конкуренции к интеграции

От конкуренции к интеграции

Транспортная система России, основу которой составляют грузоперевозки железнодорожным и автомобильным транспортом, входит в новую фазу своего развития, которую можно охарактеризовать одним словом: интеграция.

Под термином «интеграция» мы понимаем укрупнение как операторов РЖД, так и автомобильных транспортных компаний. Укрупнение во многом за счет слияния мелких компаний в более крупные, или за счет поглощения мелких компаний представителями более крупного бизнеса.

На железной дороге, в 2012 году количество транспортных компаний снизилось на четыре процента по сравнению с 2011 годом. Цифра не очень большая, но и не случайная. Необходимость укрупнения операторов продиктована как обострением внутренней конкуренции, так и условиями управляемости грузовым движением. Следует подчеркнуть, что сокращение количества коснулось только небольших транспортных компаний, численность подвижного состава у которых не превышала нескольких сот единиц. Помимо воздействия рыночных рычагов, железнодорожные транспортные компании будут объединяться в крупные формирования для создания обезличенного парка грузовых вагонов, что позволит создать условия эффективной работы и повысить управляемость грузовым движением.

Грузоперевозки автомобильным транспортом – сегмент более сложный для статистических расчетов и подвергается преимущественно общим экономическим оценкам. Грузовые автомобили, состоящие на учете в ГИБДД, поддаются точной количественной оценке. Грузовые автомобили в транспортных компаниях, или, с другой стороны, индивидуальные предприниматели – вопрос куда более сложный для оценки, так как обязательное лицензирование ИП, занятых в сегменте автоперевозок было в свое время упразднено. Не смотря на это, доля сетевых операторов, осуществляющих грузоперевозки по всей России, неуклонно возрастает. А ростом количества крупных компаний, мелких, как правило, не прибавляется.

Помимо объединения внутриотраслевого, начинается объединение межотраслевое. Операторы РЖД объединяются с автоперевозчиками, что позволяет как тем, так и другим перейти от отношений конкуренции к отношениям прямого сотрудничества, и расширить спектр предоставляемых транспортных услуг. Транспортные услуги в формате от двери до двери уже не вызывают нашего удивления, если речь идет об операторах РЖД.

Подведя небольшой итог, можно сказать, что 2013 год – это начало формирования рынка глубоко интегрированного рынка грузоперевозок.

Автор публикации URFOTRANS.RU