Сегодня вряд ли можно найти человека, не знающего или не слышавшего о GPS. И это не только GPS-навигатор – устройство для автомобилистов, большинство мобильных телефонов оснащено этой технологией.
С развитием космических технологий появились возможности создать спутниковую систему позиционирования в пространстве. Однако такие проекты всегда были дорогостоящими. Их финансирование подсилу только высокоразвитым странам, таким, как Россия и США. Именно поэтому наиболее популярные в мире глобальные системы позиционирования принадлежат этим государствам: ГЛОНАСС – России, GPS – Америке.
Необходимость и значение таких технологий переоценить сложно. Это контроль расхода топлива, скорости, определение местоположения объекта. Изначально данные системы создавались сугубо для военных целей, а позднее стали доступны для гражданской авиации и морского флота. А сегодня услугами спутникового мониторинга может воспользоваться абсолютно любой человек.
«Первопроходцем» в системе спутниковой навигации, появившейся на вооружении у американских военных, стала навигация TRANSIT. Однако, в начале 70-х годов проявились недостатки данной технологии. Она имела невысокую точность определения координат и большие промежутки между слежением.
Для преодоления этих недостатков были начаты работы над созданием спутниковой навигации нового поколения. Первоначальное название было «NAVSTAR», что означало навигационную спутниковую систему, обеспечивающую измерение местоположения и времени. Сейчас эта система работает под двумя названиями: GPS и NAVSTAR. Основным ее предназначением была сверхточная навигация военных объектов.
Разработка глобального слежения была начата в конце 1973 года. Ею занимались Военно-воздушные силы США. Сначала NAVSTAR использовали для максимально точного определения координат объекта в космосе, на море, суше в интересах военных сил США. Очень важно было при этом не зависеть от погодных условий. В 1978 году, вместе с запуском первого орбитального аппарата система начала работу.
Быстрое развитие и совершенствование GPS получила за счет коммерческого интереса гражданских разработчиков. Здесь можно легко провести аналогию с сетью интернет, которая завоевала мир после передачи технологии коммерческим разработчикам.
С 1983 года GPS открыли для пользования граждански лиц. Теперь каждый желающий мог осуществлять мониторинг пассажирского транспорта. В 1989 году был запущен спутниковый аппарат нового поколения. По сравнению с современными, первые 11 спутников системы двигались по другой орбите. Их предназначением было апробирование системы и показание возможности выполнения поставленных задач.
В 1991 году были сняты все ограничения на продажу оборудования GPS в страны постсоветского пространства. В 1993 г. GPS окончательно развернулась. В 1994 г. ее признали полностью укомплектованной, а 17 июля 1995 г. была зарегистрирована полная готовность к работе.
В следующие годы GPS обновлялась новыми спутниками. Главными особенностями новых аппаратов была возможность самостоятельной корректировки ошибок и быстрого ввода в рабочий режим. Спутники новых серий могут передавать новые виды сигналов: новый для военных и более стабильный для гражданских.
1 мая 2000 года произошло очень важное для гражданских лиц событие – разработчики отключили избирательный доступ. За счет специального алгоритма в предыдущие годы, точность спутникового мониторинга для обычных граждан искусственно снижалась. Президент США официально заявил, что спутниковая система слежения за транспортом GPS доступна для всех и теперь каждый желающий может определять свои координаты намного точнее (примерно в 10 раз).