Необъятные размеры нашей страны обуславливают первенство железнодорожного транспорта в перевозках. Никакой другой вид транспорта не может обеспечить доставку на большие расстояния дешевле. А для контроля и учета груза, правильности распределения нагрузки по осям вагона, выявления смещения груза в условиях тряски и вибрации, используются вагонные весы.
На железнодорожном транспорте практикуется три типа взвешивания: статический, динамический и универсальный, совмещающий оба способа. В первом случае вагон подается и останавливается на весах для измерения. Этот способ отходит в прошлое, хотя и является более точным. Чтобы уменьшить время простоев и выполнить договорные условия по срокам перевозки, вагоны взвешиваются в движении. Причем самые совершенные приборы способны точно определить вес при скорости 180 км/ч!
Существуют особенности, присущие только этому виду транспорта, которые усложняют процесс динамического взвешивания.
- Неоднородность подвижного состава – различные виды вагонов, размеры между осями и тележками, что приводит к трудности распознавания автоматикой.
- Неровности пути, деформация колес, вибрация, ветровая нагрузка, которые вносят коррективы в показания.
- Исключительно тяжелые условия работы датчиков.
В связи с этим автоматика железнодорожных весов гораздо сложнее, чем автомобильных.
По конструкции различают одно-, двух — и многоплатформенные измерительные аппараты. Многоплатформенные вагонные весы динамического взвешивания обеспечивают наибольшую точность.
Различаются и способы установки измерительной платформы: они могут быть фундаментными и бесфундаментными. Первые предполагают наличие котлована, что, в свою очередь, требует хорошей дренажной системы. Вторые нуждаются в усиленном обслуживании, вызванного деформациями пути.
Измерительная платформа изготавливается из стального листа. Для предотвращения смещения дополнительно укрепляется струнами.
Обычно используется четыре тензодатчика, на каждом из углов платформы. Такая конструкция оказалась проще и действенней, чем один датчик с системой рычагов, которая использовалась раньше.
Все данные обрабатываются аппаратной частью со специальным программным обеспечением. Измерение производится в автоматическом режиме.
Измеряться может нагрузка на одну ось, на тележку либо вес вагона целиком. Выбор системы обусловлен конструкцией весов и программным обеспечением.
В связи с постоянным увеличением грузопотока требуется постоянное совершенствование систем взвешивания груза на железнодорожном транспорте. Вагонные весы становятся одним из факторов, определяющих этот рост.