Эксплуатация грузовых вагонов и контейнеров

 

По теме "эксплуатация грузовых вагонов"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Особенности эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров в межгосударственном сообщении

Образование независимых государств на территории бывшего СССР вызвало необходимость коренного изменения работы железнодорожного транспорта. Сеть железных дорог бывшего МПС СССР развилась к 1990-м годам как единое целое. Исходя из этого принципа осуществлено размещение сортировочных станций, локомотивных и вагонных депо, произведено развитие пропускной и провозной способности железных дорог. Поэтому при разделении железнодорожной сети бывшего МПС СССР по отдельным вновь образованным государствам оказалось, что практически без взаимодействия ни одна железнодорожная администрация выполнить возложенные функции в полном объеме не может. В связи с этим было принято решение о сохранении технологического единства на всех вновь образованных железнодорожных администрациях.
Для обеспечения межгосударственных перевозок главами Правительств СНГ и Балтии в 1993 году подписано Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров.
Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики
(Москва, 12 марта 1993 г.)


Правительства государств - участников настоящего Соглашения, далее - Стороны, руководствуясь статьями 3, 4 и 6 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружеству Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 года, согласились о нижеследующем:
Статья 1. На железных дорогах Сторон применяется технология совместной эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров в межгосударственном сообщении, предусматривающая их эффективное использование, надлежащее техническое состояние и обеспечивающая безопасность движения поездов. К совместному использованию допускаются грузовые вагоны и контейнеры, соответствующие конструкторским, технологическим и другим нормативно-техническим документам, согласованным железнодорожными администрациями Сторон.
Статья 2. Для беспрепятственного пропуска поездов через станции передачи железнодорожные администрации Сторон совместно с таможенными, правоохранительными, санитарными и другими органами и организациями, участвующими в этом процессе, обеспечивают выполнение согласованной комплексной технологии передачи и приемки вагонов, осуществляют развитие и оснащение этих станций современными техническими средствами.
Статья 3. Стороны поручают своим железнодорожным администрациям утвердить соответствующие документы, регламентирующие принципы совместного использования грузовых вагонов и контейнеров, вопросы обеспечения их сохранности, системы ремонта и технического обслуживания, материальной ответственности пользователя за повреждение и утрату вагонов и контейнеров, порядок взаиморасчетов за пользование ими.
Статья 4. Грузовые вагоны и контейнеры, принадлежащие промышленным и другим предприятиям, организациям, ведомствам и частным лицам Сторон, при использовании их в межгосударственном сообщении по своему техническому состоянию должны полностью соответствовать требованиям статьи 1 настоящего Соглашения. Материальная ответственность пользователя за повреждение или утрату этих вагонов и контейнеров устанавливается как за соответствующий подвижной состав, принадлежащий железным дорогам Сторон.
Статья 5. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания. Если одна из Сторон пожелает прекратить свое участие в настоящем Соглашении, она письменно уведомляет об этом депозитария - Правительство Республики Беларусь и одновременно других участников Соглашения не менее чем за шесть месяцев до своего выхода.
Совершено в городе Москве 12 марта 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.
 За Правительство                                  За Правительство
 Республики Армения                                Российской Федерации
                / подпись /                                   / подпись /

 За Правительство                                  За Правительство
 Республики Беларусь                               Республики Таджикистан
                / подпись /                                   / подпись /

 За Правительство                                  За Правительство
 Республики Казахстан                              Туркменистана
                / подпись /                                   / подпись /

 За Правительство                                  За Правительство
 Республики Кыргызстан                             Республики Узбекистан
                / подпись /                                   / подпись /

 За Правительство                                  За Правительство
 Республики Молдова                                Украины
                / подпись /                                   / подпись /

 За Правительство                                  За Правительство
 Азербайджанской Республики                        Литовской Республики
                / подпись /                                   / подпись /

 За Правительство                                  За Правительство
 Республики Грузия                                 Эстонской Республики
                / подпись /                                   / подпись /

 За Правительство
 Латвийской Республики
                / подпись / 
Совместное использование вагонов и контейнеров основывается на двух основных принципах. Первый предусматривает курсирование вагонов и контейнеров принадлежности государств в пределах всей сети дорог бывшего МПС СССР, а второй - выполнение ремонтов, списание и приобретение нового подвижного состава осуществляют государства  собственники, что требует возвращение вагонов в администрацию-собственницу для выполнения плановых видов ремонта. Указанные принципы потребовали разработки Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств и Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами.
К сожалению эта идея не нова. Фактически железные дороги СНГ развалом Советского Союза были отброшены в 1868 год. Именно тогда родилась идея общего пользования подвижным составом, которая послужила началом создания единых правовых условий для русских железных дорог, сейчас же эта идея позволяет железным дорогам пока выжить. Термин "пока выжить" не случаен. Желание современных частных "собственников-операторов" "мой подвижной состав" может отбросить железные дороги еще дальше, в первые годы существования.
Несмотря на то, что одинаковая ширина колеи на всей сети (1524 мм) позволяла осуществлять бесперегрузочную передачу грузов с дороги на дорогу, в первые годы железных дорог это не производилось. Вагоны как и сейчас были частной собственностью, а значит если вагон с грузом следовал на чужую дорогу, та не имела право пользоваться им как чужой собственностью. В результате вагон возвращался на свою порожним. В то же время грузы следовали рядом, но в других "своих" вагонах.
Именно от этого стремились уйти на совещании представители Московско-Рязанской, Рязано-Козловской, Козловско-Воронежской, Тула-Моршанской и Грязе-Борисоглебской железных дорог в 1868 г. в г. Козлове (ныне Мичуринск). Поэтому там и было заключено соглашение между этими дорогами о бесперегрузочном пропуске вагонов с одной дороги на другую.
Позже это решение получило поддержку. Уже в следующем году правительство созвало аналогичное совещание, получившее название первого общего съезда, на котором приняли решение о бесперегрузочном использовании вагонов на всей железнодорожной сети страны.
В общем соглашении о взаимном пользовании товарными вагонами отмечалось, что для устранения перегрузки товаров, следующих по дорогам, непрерывно связанным одинаковою колеею, установлено взаимное пользование подвижным составом в порядке его обмена на условиях принятого соглашения. Переход вагонов с дороги на дорогу производится:
а) в обмен;
б) в обмен со срочным возвратом;
в) на срочный возврат без обмена.
За пользование подвижным составом, поступающим в обмен, плата не устанавливается
. Соглашением детально оговаривались условия и порядок использования вагонов, обязательства по их обмену, возврату, нанесению знаков и надписей, текущему содержанию, ремонту и снабжению запасными частями, расчетам между дорогами за ремонт вагонов и дополнительные услуги.
Практическая значимость принципа общего пользования грузовыми вагонами состоит в существенном повышении эффективности их эксплуатации при сохранении размеров собственного парка вагонов каждой дороги и поддержании его технического состояния на должном уровне.
Американский исследователь Ч. Е. Дродж в то же время (в середине 1870-х годов) отмечал, что дороги США гоняют со своих линий чужие товарные вагоны и грузят совершенно такие же свои вагоны в том же направлении, а потому в значительно большем количестве вагонов, чем требуется для перевозки грузов, причем порожняк гонится навстречу друг другу. Обезличением вагонов, по его мнению, может быть заткнута огромная дыра в американском железнодорожном хозяйстве.
Это поняли тогда, в 19-м веке. Когда к этой мысли придут новоявленные хозяева сейчас -почти через два столетия?

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0045 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика