Безопасность движения поездов

 

По теме "безопасность движения поездов"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Сравнение безопасности движения поездов разных стран

Когда речь идет об условиях безопасности, делается все для исключения любых возможных неожиданностей: изыскиваются пути резервирования прочности и надежности конструкций, усовершенствования способов работ. При этом нередко создается двух или трехкратная защита, то есть применяют такие решения, когда ошибка или дефект в одном месте «подстраховывается» вторым, а иногда и третьим техническим или технологическим решением, призванным исключить аварийную ситуацию. И все же нельзя не учитывать, что даже при таком подходе не всегда удается исключить все возможные наслоения ошибочных действий, и ни один вид транспорта (как и любой другой сложный производственный комплекс) не может обеспечить абсолютную безопасность и 100%-ную надежность.
Несмотря на большое различие систем учета и квалификации нарушений безопасности, принятых в различных странах (а потому и практическую трудность их сопоставимой оценки), вопрос безопасности - самый серьезный из всех. В 1986 г. на железных дорогах США допущено 2760 крушений. На Японских железных дорогах в 1985 г. было 945 аварий. На железных дорогах России и СНГ ежегодно происходит от 65 до 95 крушений и  60—70 аварий.
История развития железнодорожного транспорта, к сожалению, знает немало поистине трагических событий. Например, при столкновении пригородных поездов на Лионском вокзале Парижа в июле 1988 г. погибло 40 и получили ранения 32 чел. В декабре того же года в результате столкновения поездов в Лондоне погибло 36 и было ранено 150 чел. В лобовом столкновении ночного скоростного пассажирского поезда вблизи станции Аржантон (Франция) в августе 1985 г. с встречным поездом, погибло 43 человека, тяжелые ранения получили 33 пассажиров. В январе 1987 г. в США произошло крушение скоростного пассажирского поезда «Колониэл». Погибло 15 и было ранено свыше 170 человек.
Крушения с тяжелыми последствиями произошли в нашей стране на станциях Ламенская в 1972 г. и Каменская в 1987 году.
На станции Ламенская в результате отказа автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН) на тепловозе ТЭП-60 пассажирского поезда №145 «Новокузнецк-Москва» произошло столкновение с  грузовым поездом на занятом им станционном пути. На месте крушения из-за разлива топлива возник пожар. Погибло 58 и ранено 16 пассажиров поезда №145. На станции Каменская потерявший управление грузовой поезд №2035 весом более 5 тысяч тонн с неисправной  тормозной системой, двигаясь под уклон проехал запрещающее показание входного светофора и на скорости около 100 км/час врезался в хвост стоящему на пути № 5 станции пассажирскому поезду №335 Ростов-Москва. Три хвостовых вагона поезда №335 были повреждены до степени исключения из инвентаря. В той катастрофе погибло 106 человек и ранено 14 человек.
16 августа 1988 года на перегоне перегон Березайка-Поплавенец, на 308 км, пк1 потерпел крушение скоростной поезд №159 "Аврора" сообщением Ленинград-Москва. При крушении все 15 вагонов поезда сошли с рельсов. В опрокинувшемся вагоне-ресторане возник пожар, который распространился на другие вагоны. Погибло 32 человека и было ранено около 100 человек. Дорожный мастер Н.Гаврилов был приговорен к длительному сроку заключения, несколько работников службы пути Октябрьской железной дороги были уволены с транспорта. На месте катастрофы сооружен монумент. Каждый год, 16 августа, оба состава скоростного поезда «Аврора», следующих из Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), на пять минут останавливаются на месте катастрофы.
Особое место и повышенную опасность несут в себе столкновения автотранспорта с поездами на железнодорожных переездах, сопровождаемые обычно многочисленными жертвами - столкновения на переездах нередко становятся причиной крушения поездов или несут в себе реальную опасность крушения.
В начале 1920-х годов ученые, анализируя общее число ежегодно погибающих от крушений, катастроф и аварий на различных видах транспорта, получили бесспорный вывод о том, что, несмотря на все имеющиеся недостатки, железнодорожный транспорт по уровню безопасности пассажиров является наиболее надежным. Это утверждение остается справедливым до сих пор.
Данные о жертвах от крушений, катастроф и аварий на транспорте (1990-е гг.)
Вид транспорта Число погибших в среднем за год год
Россия и СНГ США Великобритания Франция ФРГ Япония
Автомобильный 45000 43800 5350 10450 8400 9250
Воздушный 197 788 577 16 64 8
Морской Нет данных Нет данных 343 262 3 306
Железнодорожный 47 89 13 37 43 7
Оценить уровень безопасности железных дорог различных стран позволит соотношение абсолютных данных о числе смертельно травмированных в сравнении с учетом объемов выполняемой перевозочной работы.
Оценка безопасности железных дорог развитых стран (1990-е гг.)
Показатель Россия и СНГ США Великобритания Франция ФРГ Япония
Среднее число смертельно травмированных за год, чел. 47 89 13 37 43 7
Объем перевозок пассажиров, млн. чел. 4345 310,6 708,2 778,8 1075,0 6884
Пассажирооборот, млрд. пасс-км 390 19,1 30,3 59,9 44,2 194,2
Среднее число травмированных за год:             
на 1 млн. пассажиров 0,011 0,287 0,018 0,048 0,04 0,001
на 1 млрд. пасс-км 0,12 4,66 0,43  0,62 0,97 0,036

Приведенные данные ясно свидетельствуют, что самая надежная железная дорога была создана в СССР. На возражение, что безопасность очень высокая в Японии (0,036 травмированных на 1 млрд. пассажиро-километров, ответ прост - пассажирооборот 194 млрд. пасс-км не идет в сравнение с 390 млрд. в бывшем СССР, а гонять поезда по типу большого метро несравненно проще!
А в США с развитой сетью гарантии безопасности в десятки и сотни раз ниже. Интересный и актуальный вывод про железные дороги России был сделан в 1925 году: если по экватору земли (длина экватора 40,008 километров) была бы проложена железная дорога, то можно было бы объехать экватор совершенно безопасно 2.500 раз.
Приведенные примеры и анализ состояния безопасности как и в 1930-е годы, должен показать железнодорожникам, что, несмотря на проводимые меры по повышению безопасности перевозок, самоуспокаиваться не следует. Существующая система обеспечения безопасности никак не может считаться благополучной.
Любые, даже самые незначительные на первый взгляд недоработки и ошибки могут привести к нежелательным последствиям. Как показывают анализ и разборы происходящих случаев нарушения безопасности, они чаще всего являются следствием не одиночной ошибки или разового отступления от действующих правил. Обычно безопасность нарушается при сочетании нескольких ошибочных действий и упущений, в том числе и рассредоточенных иногда по времени и месту их допущения. Это требует создания защиты от отдельных ошибок и несовершенств конструкции и технологии работ, а также их различного сочетания, в том числе и наиболее неблагоприятного. Именно в этой связи история развития транспортной техники и технологии — это постоянный поиск наиболее оптимальных технико-экономических решений, предусматривающих в числе важнейших показателей повышение надежности и безопасности.
В одних случаях это организационно-контрольные меры, связанные с повышением ответственности персонала за соблюдение действующих правил, инструкций, в других — это серьезные и весьма дорогостоящие технические мероприятия, связанные с совершенствованием и изменением конструкций, модификацией основных средств или созданием принципиально новых систем, повышающих безопасность в той или иной отрасли транспортного хозяйства.
В разное время, на разных этапах развития железнодорожной техники принимались во многом отличные друг от друга решения, которые наиболее полно соответствовали современному (с учетом перспективы) уровню знаний и накоплению передового опыта.
Наиболее радикальной мерой по обеспечению безопасности на железнодорожных переездах является их ликвидация с устройством пересечения железных и автомобильных дорог в разных уровнях. Естественно, что сооружение современных путепроводных развязок является мерой весьма дорогостоящей и трудоемкой, но тем не менее эта работа должна вестись планомерно во все больших масштабах.
Важное значение имеет оборудование локомотивов электронными диагностическими устройствами, обеспечивающими контроль технического состояния и его эксплуатационных параметров. На современные локомотивные приборы безопасности возлагается также автоматический контроль действий машиниста, предотвращение ошибок локомотивной бригады и действий, угрожающих безопасности движения поездов.
Большие возможности для совершенствования технологии перевозок и повышения безопасности движения могут быть обеспечены широким внедрением промышленного телевидения. Промышленные телевизионные установки позволяют осуществлять технический и коммерческий осмотр вагонов, осмотр и определение степени занятости путей, контроль прибытия поездов, списывание номеров вагонов и другие операции. Все это облегчает труд работников станции, повышает надежность выполнения технологического процесса.
Среди технических решений, способствующих повышению безопасности движения поездов, имеются и такие, как устройства обнаружения выхода элементов подвижного состава за пределы габарита; устройства контроля и защиты от последствий ливневых дождей и ураганного ветра (при превышении их интенсивности и силы на пульт управления поступает сигнал выдачи предупреждений или срабатывает автостоп).
Однако при всем многообразии технических и организационных мер, призванных обеспечивать безотказность работы в различных отраслях транспортного хозяйства, общими для всех являются следующие основные характеристики: технический уровень, состояние и перспективы развития основных средств, совершенство технологии и организации работ по содержанию и ремонту технических средств. Непременным условием поддержания этих характеристик на должном уровне является наличие необходимой численности обслуживающего персонала, его квалификация, знания, опыт и, что очень важно, состояние трудовой производственной и технологической дисциплины. При этом во всех случаях приходится считаться с тем, что как бы ни была совершенна техника, как бы удачно не были разработаны правила ее эксплуатации и ремонта, решающая роль в деле обеспечения надежной и безопасной работы всегда принадлежит человеку, его квалификации, добросовестности, дисциплине и отношению к порученной работе.
Поэтому имеют особое значение комплектование и закрепление кадров массовых профессий, совершенствование методов обучения, инструктажа и контроля за их работой.
С учетом более чем 150-летнего опыта существования железных дорог России и непрерывного совершенствования технических и технологических решений отработан свод правил и положений, определяющих наиболее производительную организацию перевозочного процесса и полную безопасность движения поездов. Точное, постоянное и своевременное их соблюдение и выполнение гарантирует практически полную безопасность движения. Как показывает практика, допускаемые нарушения безопасности всегда являются следствием отдельных, иногда даже самых незначительных на первый взгляд отступлений от установленных правил и инструкций. Даже внезапные отказы в надежной работе технических средств, как правило, являются следствием ухудшений в организации их осмотра, контроля и своевременного ремонта.
Если железные дороги России твердо решили организовать скоростное движение, то здесь надо взять на вооружение пример высокоскоростных магистралей Японии и Франции, лучших направлений железных дорог ФРГ, Италии, Швейцарии, где проблема безопасности и пассажирского сервиса доведена до совершенства, где принят и действует принцип — «безукоризненность», что и гарантирует столь высокие показатели в организации пассажирского движения и обеспечения надежной безопасности.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0043 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика