Детские железнодорожные кружки

 

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Что дали детям и стране детские транспортные кружки

Творческой детской душе милее иметь дело с консервными банками и ключами, железным ломом и подобранными на улице гайками, чем с готовыми заводскими отливками и стандартами; там больше трудностей, значит, больше и творческой изобретательности, там сильнее сопротивление материала, значит, тем радостнее победа над ним!
Трудности больше привлекают, чем отталкивают. И для того чтобы стать охотником, надо пробираться сквозь чащи, переходить через болота, а не гулять по утоптанным дорожкам.
Дело ведь не в том, что отдельные модели юных техников являются истинным достижением творческой техники. Дело в том, что и исследовательский и творческий труд во всех областях науки и техники превращается у больших и маленьких советских людей из внешнего обстоятельства в душевную способность, в страсть.
Дело, наконец, в том, что от игры, от моделирования эта благородная страсть ведёт детей к настоящей технике, к культуре, к творческому труду в социалистическом хозяйстве.
Расширяясь и углубляясь, детское влечение к технической культуре вышло у нас из лабораторий детских станций, из технических уголков школ на широкий простор практической работы. И прежде всего юные техники решили овладеть техникой железнодорожного транспорта.
Транспортная техника, естественно, увлекает воображение, и не только потому, что юности свойственно желание заглянуть во все уголки мира, милее всего на свете мчаться вперёд, озирая всё вокруг. Нет, транспортная техника увлекательна необыкновенной широтой своих технических возможностей. Из истории железных дорог легко видеть, что на транспорте так или иначе применяются буквально все великие достижения современной техники. Творческая история железных дорог превращается в целостную историю технической культуры вообще, в историю техники. Железнодорожный транспорт — это практический политехнический институт, где представлены все области техники.
Вот, например, маленькая история кружка юных техников в Мариинском посаде Чувашской республики. Здесь в 1933 году из учеников средней школы составился кружок любителей техники. Руководить ими взялся учитель М. М. Плотников. Дети катались во дворе школы на самодельном педальном автомобильчике, пускали модели судёнышек по Волге, возились с самодельным фотоаппаратом, но мечтали о большем. Летом ребята с учителем собирали грибы и ягоды, продавали их, а деньги копили для покупки настоящего мотора.
Осенью в их кассе скопилось довольно много денег. За 600 рублей ребята приобрели старый одноцилиндровый бензиновый мотор. Собственными силами маленькие техники отремонтировали его, а затем поставили на автомобильную раму, которую нашли на складе железного лома. На сооружённом из лома автомобиле юные техники отправились в Чебоксары — столицу республики — добывать себе номер для машины.
Старый автомобиль привёл инспектора в ужас, и он отказался выдать номер и разрешение на право езды, хотя ребята доказали, что они добрались до столицы на своей дрожащей, громыхающей и храпящей машине без единой аварии.
Смущённые «техники» вернулись домой с новой идеей: построить трактор — для него спрашивать номера не приходилось! Они уже совсем было построили деревянный трактор, но руководители соседнего колхоза предложили его бросить, а взамен взять старый, негодный, давно уж обречённый на лом. Ребята его отремонтировали. Трактор стал работать, а детвора — учиться тракторовождению.
Впоследствии из этого кружка вышли работать на поля Чувашии 38 отлично подготовленных трактористов!
История мариинско-посадского кружка получила известность совсем случайно. Тысячи подобных кружков возникли примерно так же.
Что же вынуждает ребят бросать спелые ягоды в лукошко, а не класть их в пересохший от зноя рот? Какая нужда заставляет детей ушибать ноги о ржавые рёбра железного лома на складе утильсырья, угорать над горном, ранить пальцы заусенцами старой стали? Конечно, жажда творческого труда, естественная страсть ума и сердца, побеждающая все иные страсти и желания в человеке, освобождённом от нужды и горя, от гнёта и эксплуатации.
Куда же ведут ребёнка эти рано пробуждающиеся у него стремления к исследованию и творчеству? Они ведут его от детской игры, от моделирования к настоящей технике, к науке, к творческому труду, к общей и технической культуре.
В Советском Союзе имеется около тысячи детских технических станций и столько же кружков юных техников во дворцах пионеров. Вместе со школьными кружками станции и дворцы объединяют миллионы юных любителей техники. На устроенный Московской детской станцией конкурс «В помощь школе» поступило от этих кружков свыше десяти тысяч самых разнообразных приборов, моделей и учебных пособий. Стало быть, за этими грандиозными цифрами стоит живое дело, значит, они говорят действительно о массовом движении, о массовом стремлении к технической культуре. Такой конкурс даже важнее, чем мировые рекорды юных авиамоделистов, отдельные экспонаты юных натуралистов на Всесоюзной выставке.
На собственных выставках юных техников было показано много необыкновенных вещей, начиная с модели подводной лодки, управляемой по радио, и кончая электромотором, таким маленьким, что рассматривать его приходилось через увеличительное стекло. В лабораториях детских технических станций найдётся немало чудес, сработанных детскими руками.
В Москве осуществлены модели соленоидной железной дороги, воздушной, водного троллейбуса, полярной «амфибии», движущейся по воде, льду и снегу. В одних городах юных техников, волнуют неразрешённые ещё проблемы механизации сельского хозяйства, в других строят действующую модель гидростанции...
Таким образом, у юных техников найдётся немало достижений творческой техники. Но неправильно было бы думать, что они уже овладели технической культурой. Нет, далеко не все они доходят до её высоких ступеней последовательным путём, накапливая знания, опыт, навыки к труду, техническое умение.
Часто их не смущает небрежная отделка моделей, всякие неполадки при испытании: вагончик соленоидной дороги приходится подталкивать рукой, так как где-то его «заедает»; для того чтобы водяной троллейбус шёл своей дорогой, в воде установлены загородки, о которые он тычется носом; «полярная амфибия» плавает в воде, но не идёт по снегу; первый же рейс аэропоезда кончается коротким замыканием.
Большая часть юных техников осуществляет в моделях чужие идеи, готовые чертежи. Изобретатели-инженеры часто обращаются к детям с предложением построить модель по их чертежам, да и сами дети, узнав о том или другом проекте, не дожидаясь приглашения, выполняют идею в модели. Тут им помогает юношеская страстность: она ведёт юный ум, не связанный техническими предрассудками, к цели иногда даже вернее и быстрее. Так построены модели полярной амфибии — по проекту и под руководством профессора Ветчинкина, модель электромагнитной почты — по чертежам изобретателей Гловацкого и Волкова, модель комплексной хлопкоуборочной машины, изобретённой Чекменевым, и модель аэропоезда. Рисунок на обложке журнала «Знание—сила» подал ребятам мысль о соленоидной железной дороге.
Однако выполнение своей или чужой идеи требует подчас даже больше творческого труда, чем её разработка. Ведь идею может подсказать, как мы это видели не раз, счастливый случай, нечаянное наблюдение. Для осуществления же идеи нужна большая техническая культура. Это и видно на опыте всех изобретателей и конструкторов.
Нигде и никогда одна идея сама по себе не являлась ещё изобретением: подзорная труба или магдебургские полушария, прядильный станок или швейная машина, — в каждой области техники изобретением считается только выполненная, доведённая до практического успеха идея. Изобретение, таким образом, никогда не бывает лишь продуктом творческого воображения: оно представляет собой результат борьбы между отвлечённой идеей и материальным миром.
Начиная от выбора материала и кончая сборкой конструкции, выполнение даже наиболее тщательно разработанного проекта требует не только опыта, умения, знаний, но и творчества.
На Московской детской технической станции есть действующий макет транспортного узла с автоматической блокировкой. Соорудили его юные техники. Автоблокировка — дело не новое, но чрезвычайно сложное и трудное. Главное, тут нужны тонкий расчёт и точность. У московских конструкторов весь узел блокируется и сигнализирует автоматически: загорается красный огонь семафора, вагончик останавливается, приближается он к переезду, шлагбаум сам опускается и вновь поднимается, как только вагон проходит переезд.
Вспомним, что работники метрополитена, вооружённые несравненно большим опытом, знаниями и средствами, далеко не вдруг и вовсе не легко осуществили автоблокировку пути. И тогда легко понять, какого напряжения творческой мысли, какой изобретательности, а вместе с тем и чёрной работы стоил этот макет его строителям.
Без «чёрной работы» в технике нельзя дойти до настоящей технической культурности. Если авиамоделист ставит на свою модель готовый заводской моторчик, а не строит его сам, он только любитель рекордов, но ещё не техник. И какой бы рекорд ни поставила его модель, он ни на шаг не приблизит рекордсмена к технической культурности. И как бы ни сверкала модель паровоза, сооружённая юным техником, она повысит его техническую культуру не больше, чем купленная в магазине игрушка, если не сам он выточил колёса, не сам изготовил цилиндры и поршни, не сам собрал паровую машину.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0051 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика