О малых детских железных дорогах

 

По теме "детская железная дорога"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Краткое описание детских железных дорог

Каждый год 1 июня в День защиты детей открываются детские железные дороги. Они появились в Советском Союзе. Величайшая своевременность страны Советов и историческая обусловленность нового, творческого отношения к труду советских людей вызвали к жизни совершенно новое и небывалое в мире учреждение. Детская железная дорога - учебно-воспитательное учреждение для детей школьного возраста на железнодорожном транспорте, способствующее развитию технического творчества и железнодорожного моделизма, интереса к железнодорожным специальностям. Для детской железной дороги специально прокладывают узкоколейный рельсовый путь (шириной 750 мм) протяжённостью обычно 1,5 — 5 км, предоставляют подвижной состав (1—2 тепловоза и 4—5 пасс, вагонов), оборудуют дорогу устройствами СЦБ и связи, строят небольшое вокзальное здание, депо, стрелочные посты, а также создают учебные кабинеты, лаборатории и мастерские для проведения занятий с юными железнодорожниками.
 Детские железные дороги появились у нас не по прихоти богатых родителей и не для того, чтобы заполнить досуг маленьких бездельников увлекательной игрой. Додумались до них сами ребята. И не случайно. Строительству малых железных дорог предшествовало большое и упорное стремление советских детей к творческой и прикладной технике.
Первые детские железные дороги в СССР были открыты в 1935 г. в Тбилиси и в 1937 г. в подмосковном поселке Кратово (ныне Малая московская железная дорога). В 1950-е годы в СССР их было около 20-ти.
Подготовка юных железнодорожников ведётся по трёхгодичным программам. Изучаются (в основном в зимний период) теоретические основы железнодорожной техники, технологии перевозок, правила, необходимые для выполнения должностных обязанностей определенных профессий. В летний период, во время каникул, школьники под руководством инструкторов-педагогов из числа опытных железнодорожников проходят учебно-производственную практику по организации перевозочного процесса в качестве машиниста локомотива и его помощника, диспетчера, дежурных по станции и стрелочному посту, проводника и осмотрщика вагонов, кассира, ревизора-контролёра, монтёра пути, дежурных по переезду и перрону и др.
К 1991 г. в СССР функционировало 50 детских железных дорог с общей протяженностью рельсовых путей около 150 км, действовало свыше 3000 кружков, в которых занималось около 50000 учащихся. За лето по детским железным дорогам проходило до 15000 пассажирских поездов, перевозивших свыше 2 млн. пассажиров. К 2001 г. в России функционировало 22 малые железные дороги, общей протяженностью 70 км. рельсовых путей. На дорогах работало более 16000 юных железнодорожников. А ежегодно детские железные дороги теперь перевозят более 250 тысяч пассажиров.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0032 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика