Первые детские железные дороги

 

По теме "детская железная дорога"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Откуда пришли железные дороги

Открытие Московской детской железной дороги в Кратове и детской железной дороги в Днепропетровске

Открытие движения на первой детской железной дороге в Тбилиси состоялось 24 июня 1935 года. Осенью юные железнодорожники отправились в Москву, на приём к народному комиссару путей сообщения, а затем через «Пионерскую правду» обратились ко всем советским школьникам с письмом, советуя последовать их примеру.
Больше всего идея тбилисцев пришлась по душе школьникам Раменского района под Москвой. Через этот район проходит Рязанская железная дорога, и в школах очень много детей железнодорожников. Ученики Кратовской и Быковской школ попросили управление дороги помочь им построить детскую дорогу. Управление пообещало. Тогда кратовские старшеклассники составили проект будущей дороги. Проект в управлении одобрили, но по техническим соображениям изменили трассу. Ребята не стали спорить, а только попросили инженеров руководить составлением окончательного проекта. Тут в дело вступили быковские школьники, и в ноябре 1935 года проект был готов. А незадолго до того, 30 октября, в Москве, в Центральном доме культуры железнодорожников ребята собрали всех будущих строителей дороги; охотников поработать оказалось около двух тысяч человек.
Большинство присутствовавших высказалось за постройку узкоколейной дороги с паровой тягой.
— Пока что, — говорили они, — основной единицей нашего тягового парка остаётся ещё паровоз, стало быть, и нам надо его изучить.
Ребята настояли на том, чтобы по возможности вести всю работу по изысканиям и строительству собственными силами, как можно меньше беспокоя своими делами взрослых. Такой наказ был дан в инициативной группе. Состав её тут же утвердило собрание.
Московские ребята оказались рассудительными людьми. Они конечно, понимали, что без их помощи рабочие и инженеры Малой Рязанской дороги построят узкоколейку гораздо скорее. Но они понимали и то, что, не пройдя через «чёрную работу» в технике, не придёшь к большой и настоящей технической культуре. За свою рассудительность москвичи поплатились тем, что дорога их открылась на год позже, чем у днепропетровцев, но они зато были вознаграждены немалым техническим опытом.
Первый выход на трассу для обследования местности состоялся 6 ноября того же 1935 года.
После октябрьских праздников начались предварительные изыскания. Руководили ими инженеры, но все без исключения работы выполняли сами ребята: они управлялись со сложными геодезическими инструментами, как, например, нивелир и теодолит, не уставали ходить с рейками, забивать колышки.
Возможно, что всё это походило на игру в науку, на моделирование изыскательских работ. Да и полуторакилометровая трасса между двумя дачными посёлками Кратово и Отдых похожа скорее на макет трассы, чем на железнодорожное строительство. Но кто же не знает, что и всё развитие техники, в том числе и транспортной, часто идёт от модели к выполнению, а модель по сути дела игрушка.
Техническая модель, даже созданная как игрушка, неизменно ведёт к настоящему делу и технической культуре.
Изыскательские работы пришлось прекратить с наступлением зимы. Но в Быковской школе организовался кружок для подготовки юных изыскателей. Тут ребята получили начатки знаний о железнодорожном строительстве, проектировании и эксплуатации. А в начале нового года, в зимние каникулы, 20 школьников из числа будущих строителей дороги поехали в Тбилиси. Тут они узнали всё, что им было нужно, уже от ребят, имевших практический опыт в деле.
К возвращению экскурсантов домой Раменский район обзавёлся собственной детской технической станцией в Быкове. Здесь начали работать кружки юных транспортников. Готовились они главным образом к строительству дороги.
Как только стаял снег, окончившие изыскательский кружок ребята уже с большим знанием дела и некоторым опытом взялись за продолжение изыскательских работ, начатых осенью, на трассе. Участвовали в работах не только кружковцы, — с ними работали и другие школьники, много было и московских пионеров.
По окончании изыскательских работ инициативная группа снова собрала в том же Центральном доме культуры железнодорожников будущих строителей.
Слёт состоялся 24 апреля. Строители и изыскатели рассказали собравшимся, как обстоит дело. Решено было начать постройку дороги сейчас же по окончании учебного года.
Подготовка к строительству шла своим чередом. В Отдых завозили шпалы, рельсы, скрепления, инструмент. По школам составлялись списки строителей, организовывались строительные кружки. И так как занятия в кружках велись не просто так, «вообще», а для подготовки к совершенно определённому делу, то загонять туда детей не приходилось. Едва ли когда-нибудь существовали где бы то ни было школьные кружки, собиравшиеся с большей аккуратностью.
В годовщину открытия первой детской дороги в Тбилиси, 24 июня 1936 года, москвичи организовали торжество закладки новой дороги, а затем, не медля ни дня, ни часа, начали работу: уложили первые десятки шпал, забили первые костыли. Началось строительство.
Каждый день в Отдых стекалось несколько сот ребят — и местные школьники и москвичи. Они сами копали землю, делали насыпи и выемки, возили балласт. Заготовленные шпалы имели нормальную длину. Ребята распиливали их надвое, чтобы сделать годными для узкой колеи, и раскладывали по готовому полотну. Лишь от укладки рельсов рабочие отстранили детей, так как дело это им оказалось не по силам; им разрешено было только скреплять накладками и болтами уложенные рельсы. Всё остальные — укрепление рельсов на шпалах, подбивка и рихтовка пути, уточнение кривых, километраж — делалось ребятами.
К началу учебного года строительство пути было закончено. Линия длиной более двух километров потребовала укладки четырёх тысяч шпал. Кроме основного пути понадобилось уложить ещё почти целый километр станционных путей. Для оборота паровоза построили петлю и треугольник.
Осенью детская техническая станция перестроилась. Вместо кружков изыскателей и строителей организовались кружки машинистов, стрелочников, диспетчеров, дежурных по станции. Так же перестроились и школьные кружки. Как проходили занятия в кружках, можно судить по тому, что уже в конце декабря кружковцы сдавали испытания в Управлении Московско-Рязанской дороги. Огромное большинство получило отметку «отлично».
Управление Московско-Рязанской дороги позаботилось о том, чтобы не разочаровать ребят. Уже в начале года первая станция Малой Рязанской, названная Путь Ильича, получила паровоз ВЛ-1 типа 0-2-0 и три пассажирских вагона. К маю сдавших испытания кружковцев оказалось достаточно, чтобы открыть движение. 2 мая 1937 года под звуки торжественного марша в присутствии массы детей и взрослых первый поезд разорвал ленту и отправился в свой первый рейс на станцию Школьная.

Детская железная дорога в Днепропетровске

Днепропетровские ребята получили свою Малую Сталинскую дорогу в подарок от общественных организаций. В строительстве дети почти не принимали участия. Начатое в марте, оно закончилось в июне, а 6 июля 1936 года дорога уже была открыта.
Малая Сталинская находится в центре города; полуторакилометровый путь её пролегает среди тенистых деревьев парка культуры и отдыха имени Чкалов а. Дорога проходит под городскими улицами через два тоннеля и образует кольцо; оно сходится на большой станции Комсомольская. В середине кольца есть промежуточная станция Жовтеня, по-русски Октябрёнок.
Днепропетровский паровозоремонтный завод подарил дороге специально построенный паровоз. Паровозный парк дороги усилился ещё одним паровозом, взятым из резервов сахарных заводов, имеющих свои подъездные пути. Это хороший паровоз с перегревом пара, с давлением в котле до 15 атмосфер.
Вагонный парк Малой Сталинской составили шесть вагонов, полумягких, с электрическим освещением. Дорога имеет своё депо, а также механические и столярные мастерские, так что ребята могут самостоятельно производить текущий ремонт подвижного состава. Да и не только ремонт, они, например, построили себе снегоочиститель.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0287 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика