Детские железные дороги в СССР

 

По теме "детская железная дорога"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Детские железные дороги в до середины 1950-х годов. Первая зарубежная железная дорога

Мысль о постройке в своём парке простейшей узкоколейной, но настоящей железной дороги принадлежит тбилисским пионерам. В Тбилиси есть «фуникулёр» — канатная железная дорога на гору Мта-Цминда. Отсюда открывается великолепная панорама города. Разумеется, подняться на гору по железной дороге — большое удовольствие. Должно быть, эта маленькая дорога и навела тбилисских ребят на идею создать для себя маленькое железнодорожное хозяйство, — конечно, более простое: на горизонтальном пути с узкой колеёй, простейшими паровозами и небольшими вагонами.
Идея тбилисцев понравилась и взрослым. Её осуществили, — тбилисцы получили первую детскую железную дорогу. Затем появилась Малая Московско-Рязанская и Малая Сталинская железная дорога.
По их образцу в Советском Союзе к 1950-м годам была построена обширная сеть детских железных дорог - малых железных дорог было уже около двадцати.
Нашими детскими дорогами очень интересовались в Америке, но в условиях капиталистического строя не так-то легко найти средства для постройки дороги для детей, из которой нельзя извлекать барышей.
Только в социалистическом государстве возможно существование этих своеобразных учреждений, в которых так ярко проявилась советская система обучения и воспитания молодёжи.
Что будет с детскими железными дорогами в современной России? Вероятно, они со временем будут закрыты как нерентабельная обуза ОАО "РЖД", снижающая ее чистую прибыль.
А еще полвека назад казалось, не за горами то время, когда у нас будут не только малые железные дороги со всеми видами тяги, но и малые речные флотилии, и малые парки автомашин, и малые машинно-тракторные станции, и многое другое, во что сами дети вложат свой весёлый и энергичный труд, потому что ведь всё-таки истинное счастье и у взрослых и у детей одно — творческий труд.
Что же представляли собой детские дороги Советского Союза?
Это, прежде всего, настоящие железные дороги. Они оснащены необходимым техническим оборудованием, подлинной аппаратурой. Юные железнодорожники — тоже настоящие; даже к самой простой работе ребята не допускаются, пока не пройдут нужной технической подготовки и не сдадут испытаний перед комиссией инженеров транспорта. Для ребят не делается при этом никаких послаблений.
Ведь это понятно: по детским дорогам перевозятся не игрушечные, а живые пассажиры, взрослые и ещё больше — дети. И любая небрежность или ошибка юного железнодорожника может повлечь за собой также не игрушечную, а настоящую катастрофу.
Уже первые годы работы детских дорог показали, что юные железнодорожники могут и на настоящих дорогах работать по-настоящему. За всё это время никаких катастроф, аварий и даже серьёзных происшествий по детской сети не было.
Всем юным железнодорожникам приходится начинать работу с «низших» должностей, но движутся по службе они очень быстро. Через месяц-два проводник становится бригадиром, потом главным кондуктором, а к концу года он уже ревизор движения, начальник станции. Конечно, продвигающийся по службе юный железнодорожник проходит за это время и соответствующую техническую подготовку в кружках. Того, что знает стрелочник, хотя бы самый опытный, мало для машиниста; каждая специальность на железной дороге требует особых знаний.
Таким образом, действительно, работа на детской дороге — не забава, а серьёзный и вместе с тем очень приятный путь к технической культуре, к будущей практической деятельности на советском транспорте. Большей частью так и случается, что ребята, расставаясь со своей дорогой, идут или непосредственно на работу по своей специальности в большое железнодорожное хозяйство или же поступают в тот или иной транспортный институт, техникум, училище. С Малой Московско-Рязанской на Большую перешло работать уже немало ребят, и все они оказались отличными железнодорожниками.
Специализация на детских дорогах соблюдается так же строго, как и на больших. Техническая подготовка связана с практикой; каждый юный железнодорожник работает на своём участке по два часа в определённый день недели. Это, конечно, немного, но иначе невозможно было бы дать место всем охотникам поработать, тем более, что не все малые дороги работают ежедневно, особенно зимой, в школьное время.
Малые дороги становятся превосходной практической и теоретической школой для подготовки будущих железнодорожников. Тут дети не только вооружаются знаниями, но, главное, дисциплинируются, научаются отвечать за своё дело. Перед ними раскрываются сокровенные стороны профессии, её романтизм и поэзия. И вот что замечательно: ребята, работающие на детских дорогах, начинают лучше учиться и вести себя в школе, хотя многие думали, что случится наоборот.
Никаких сторожей, уборщиков на детской сети нет. Ребята сами ведут всё своё железнодорожное хозяйство и сами управляют им через выборный Совет дороги.
За сравнительно небольшой срок детская железнодорожная сеть выросла чрезвычайно. Малые дороги построили Тбилиси, Москва, Ереван, Иркутск, Ташкент, Ашхабад, Горький (сейчас это Нижний Новгород) и многие другие города. В конце 1930-х годов последней по времени и самой интересной тех лет являлась Горьковская.
В субботниках на постройке дороги, которой присвоили имя М. Горького, принимало участие 36 тысяч человек. В первый день строительства, 30 мая 1939 года, работало восемь тысяч ребят. Они завозили балласт, корчевали пни, закладывали фундаменты станций. Всё строительство закончилось к октябрьским праздникам, когда дорога и начала работать.
Малая Горьковская дорога проложена от Первомайского сада в Ленинском районе города до знаменитого автозавода имени Молотова. Тут уложено 11 километров железнодорожных путей и построены станции: Родина, Маяковская, Пушкино, Счастливая и паровозо-вагонное депо имени Чкалова.
Начальная станция Родина очень красивая. Двухэтажный вокзал с прекрасной угловой башней нарядно отделан. К вокзалу примыкают крытый большой павильон, асфальтированный перрон, тротуары, подъезды.
В первом этаже размещены кабинеты начальника, дежурного по станции, пассажирский зал, буфет, медицинский пункт, справочное бюро, кассы, книжные киоски, телефон-автомат. Во втором этаже — учебно-технические кабинеты для теоретических занятий кружков, радиоузел, диспетчерская. В башне — музей истории железнодорожного транспорта.
В трёх километрах от Родины — вторая станция, Маяковская, небольшое деревянное здание с крытой верандой. Около посёлка строителей в небольшом сосновом лесу — станция Пушкино. Всё здание похоже на старый русский боярский двор, а отделано оно по сказкам Пушкина. Тут много резьбы, художественной росписи, сделанной Городецкими мастерами.
Замыкается Малая Горьковская детская линия большой и внушительной станцией Счастливая.
Кроме служебных помещений и залов для пассажиров здесь киноконцертный и лекционный зал на 220 мест, военно-физкультурный зал, кабинет транспорта, детская техническая библиотека о читальным залом, радиоузел.
В паровозном парке у горьковцев два паровоза. Они одеты в стальные капоты обтекаемой формы. В вагонном парке—двенадцать мягких вагонов вместимостью каждый на 30 пассажиров, построенных по типу вагонов Московского метрополитена. Все они радиофицированы, с электрическим освещением, оборудованы автотормозами.
На дороге имеются все разновидности связи: диспетчерская, селекторная, внутристанционная, жезловая, телеграфная. Есть даже своя внутридорожная телефонная связь с собственной станцией.
За первый же год дорога имени М. Горького отправила свыше двух тысяч поездов и перевезла 100 тысяч пассажиров, конечно, без единой аварии и даже без единого нарушения правил движения. Самой большой по длине пути пока нужно считать Малую Амурскую дорогу — первую детскую дорогу на Дальнем Востоке. Общая длина её путей — 13,5 километров.
За годы Великой Отечественной войны детские магистрали, находившиеся в зоне военных действий, были уничтожены врагом. Приостановилась на время их работа и в тылу. Но с окончанием военных действий детские дороги стали возрождаться. Восстановлена Малая Южная в Харькове, Малая Сталинская в Днепропетровске, Малая Северо-Кавказская в Ростове-на-Дону. Возникли новые в Сталинграде и Вильнюсе, Ужгороде и Баку. Теперь действуют 17 дорог и четыре восстанавливаются. На очереди строительство новых — в Москве и Киеве, Риге и Новосибирске, Минске и Свердловске, Мелитополе, Челябинске и других городах.
Общая протяжённость детских дорог — 55 километров. Их обслуживают 32 локомотива, 118 вагонов, 334 километра линий связи, десяток депо. Оснащены дороги неодинаково. Малая Красноярская имеет колею всего в 315 миллиметров и, соответственно, почти игрушечный паровозик.
Некоторые дороги имеют сложные искусственные сооружения. Так, на Малой Ереванской есть тоннель: на Малой Южной поезд проходит по мосту, построенному по всем правилам техники. Малая Ярославская имеет участок, оборудованный автоблокировкой. Движение на детских дорогах происходит в зимние месяцы, и весной, и осенью. Только ведётся оно применительно к школьному режиму — по воскресеньям и в дни каникул.
С окончанием учебного года юные машинисты и стрелочники, начальники станций и вагонные мастера, связисты и путейцы получают возможность от редких дежурств перейти к планомерной работе на малой дороге. 20 июня на малых дорогах, выражаясь транспортным языком, вводится летний график. Поезда начинают ходить ежедневно, строго по расписанию. Юные железнодорожники собираются поближе к «месту службы». На большинстве детских дорог проводятся летние лагерные сборы. Под Ужгородом в Закарпатье и у станции Отдых под Москвой, в Днепропетровске и Ростове-на-Дону, в лесопарке у Харькова и на Волге под Ярославлем юные железнодорожники проводят лето в лагерях, совмещая отдых с занимательной практикой.
Более шести тысяч подростков и юношей с увлечением работают на семнадцати действующих дорогах, участвуют в строительстве новых. 1 мая 1948 года вступила в строй Малая Сталинградская. Она проходит по местам исторических боёв вдоль берега Волги до памятного Мамаева кургана. Победа и Родимцево — так названы две станции этой дороги, которая за короткое время стала излюбленным местом отдыха школьников Сталинграда (сейчас этот город называется Волгоград).
Оснащение детских дорог постоянно обновляется. На Малой Северо-Кавказской между двумя станциями оборудована автоблокировка. Заметно выросла техническая оснащённость Малой Сталинской, заново отделаны вагончики её «голубого экспресса». На Малой Южной подновлены искусственные сооружения. Приведена в порядок богатая техника Малой Горьковской: тут и автоблокировка и селекторная связь между станциями. Сормовичи ревностно следят за исправностью паровозика, который они в своё время построили в подарок юным железнодорожникам. 10 августа 1950 года исполнилось три года работы Малой Закарпатской. Эта первая в западных областях Украины детская железная дорога была построена в Ужгороде по инициативе комсомольских организаций. Она соединяет центр города со стадионом, парком и бассейнами. Дорога оборудована жезловой системой и постанционной связью. Обслуживают её исключительно пионеры и школьники.
Советские детские магистрали давно уже интересуют иностранцев. Но пока только Венгерская Народная Республика последовала нашему примеру.
Близ Будапешта открылась детская железная дорога протяжением 3750 метров. Министр транспорта, передавая железную дорогу, заявил:
«Пионерская железная дорога является подарком народной демократии нашей надежде и нашему будущему — нашим детям. Вручение этого подарка приурочено к первой годовщине трёхлетнего плана. Народная демократия этим показывает, что она во время напряжённой работы не забывает о подрастающем поколении».
От имени 150 000 пионеров пионерка Гашпар Агнеш поблагодарила правительство за прекрасный подарок. «Для нас, — сказала она, — эта железная дорога будет не только игрой, мы будем здесь готовиться к серьёзной, ответственной работе. Мы постараемся отблагодарить за то, что сделано для нас».

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0079 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика