Первые международные контейнерные перевозки

 

По теме "%%keywords"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

История развития и правила международных контейнерных перевозок до 1970 года

В международных железнодорожных сообщениях грузы в контейнерах начали перевозиться на отечественных железных дорогах с 1950-х годов. Их перевозка осуществлялась по особым Правилам - "Правила перевозки грузов в контейнерах по железным дорогам в международных сообщениях" были опубликованы в приложении 5 к тогдашней редакции Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.
 Выбор рациональной транспортно-технологической схемы производится на основе технико-экономической оценки вариантов доставки грузов в контейнерах.
Перевозка контейнеров могла производиться только в 2,5 тонных универсальных контейнерах, принадлежащих странам, железные дороги которых участвуют в Соглашении о международных перевозках. Контейнеры могли перевозиться только между станциями железных дорог—участниц Соглашения,—открытыми для контейнерных операций в международном железнодорожном грузовом сообщении.
Приём грузов к перевозке в контейнерах, погрузка, отправление и выдача их осуществлялась на основании внутренних правил стран отправления и назначения. Этими же правилами регулируются взаимоотношения между железными дорогами и их клиентурой по провозным платежам и сборам за пользование контейнерами, а также и ответственность по перевозкам грузов. Контейнеры в международных сообщениях перевозятся за пломбами и весом отправителей с составлением на каждый контейнер отдельной накладной, дубликата накладной и дорожной ведомости, установленных для соответствующего международного сообщения.
Кроме того, на каждый контейнер выписывался особый сопроводительный лист, в котором проставлялся номер контейнера, отмечается, какой стране принадлежит контейнер, а также указывается металлический он или деревянный, гружёный или порожний.
В сопроводительном листе отмечается номер платформы, на которой перевозится контейнер; при перегрузке последнего в пути на другую платформу делается соответствующая отметка. При сопровождении контейнера и перегрузке в связи с этим груза в другой контейнер к сопроводительному листу прикладывается копия коммерческого акта.
Провозная плата и все прочие сборы исчислялись по внутренним тарифам стран отправления и назначения и взыскание их производится в следующем порядке:
а) за расстояние перевозки по железной дороге отправления — с отправителя груза;
б) за расстояние перевозки по железной дороге назначения—с получателя груза;
в) за расстояние перевозки по транзитным железным дорогам — с отправителя или с получателя груза.
Плата за перевозку по транзитным дорогам взыскивается по ставкам Единого транзитного тарифа к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении с повышением на 50%.
Помимо провозной платы, за время нахождения гружёных контейнеров на транзитной железной дороге с отправителей и получателей взимался сбор за пользование контейнерами в зависимости от расстояния перевозки по транзитным дорогам от 8 до 31 руб. за контейнер. За перевозку порожних контейнеров плата не взыскивалась.
Неисправности контейнеров, угрожающие сохранности перевозимого груза или безопасности движения, устранялись той дорогой, на которой эти неисправности обнаружены. Расходы по исправлению контейнера несла дорога, ответственная за повреждение.
При утрате контейнера страна, которой он принадлежит, не позднее чем через 30 дней по получении извещения об утрате предъявляет счёт стране, утратившей контейнер. Кроме стоимости контейнера и груза, погруженного в него, эта страна должна уплатить стране, владельцу контейнера, установленную плату за пользование им со дня его передачи по день акцепту счёта.
Возмещение за утраченный груз исчисляется по цене, указанной в счёте поставщика или при наличии объявленной стоимости—в сумме объявленной стоимости.
Управлением международных сообщений МПС ежемесячно производись расчёты по международным контейнерным перевозкам.
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (в редакции, которая действовала в конце 1960-х годов) предусматривало перевозку грузов в контейнерах: больших — емкостью более 3 м3 и весом 2,5— 5 т брутто и малых — емкостью от 1 до 3 м3 включительно весом менее 2,5 т брутто. Перевозка грузов в других железнодорожных контейнерах, в том числе и в специальных, допускается только по согласованию между участвующими в перевозке железными дорогами.
На условиях СМГС и правил, объявленных в приложении 5 к статье 7 СМГС, осуществлялись перевозки грузов в контейнерах между Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Китайской Народной Республикой, Монгольской Народной Республикой, Польской Народной Республикой, Социалистической Республикой Румынией, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой.
Отправлять грузы в больших контейнерах разрешалось со всех станций, открытых для контейнерных перевозок во внутреннем сообщении, но назначением только на станции, перечисленные в приложении 5 к статье 7 СМГС, а именно:
  • Народная Республика Болгария — Асенов-град, Бургас, Варна, Видин, Габрово, Горна Оряховица, Казанлык, Коларовград, Ловеч, Лом, Лом-Север, Плевен, Пловдив, Разград, Русе, Свиштов, Сливен, София, Станке Дмитров, Стара Загора, Толбухин, Троян, Ямбол;
  • Венгерская Народная Республика — Будапешт, Иожефварош, Будапешт Ньюгати пу, Дебрецен, Диошдьёр-Вашдьяр, Залаэгерсег, Захонь, Кечкеметальшо, Комло, Кишкунхалаш, Комоаром, Лёкёшхаза, Мишкольц-Гёмёри пу, Муракерестур, Надьканижа, Ньиредьхаза, Пустасабольч, Сегед, Секешфехервар, Соб, Сомбатхей, Сольнок Семей пу, Хедьешхалом, Шарошпатак;
  • Германская Демократическая Республика — все станции, открытые для перевозки повагонных отправок;
  • Китайская Народная Республика — Аньшань, Баодин, Баотоудун, Бэнфу, Бинзян, Гуаньаньмынь, Дальяньдун, Кайфын, Ланьчжоу-си, Лояндун, Муданцзян, Наньчан, Наньсинчяо, Нинбобэй, Раньчжоу-цнань, Синин, Сланьси, Синьсян, Сюйчжоу, Таюаньдун, Тяньц-зинь-нань, Тяныпань, Хухэхаотэ, Ханькоу, Хэпинмынь, Хэфый, Цицикар, Цзинань, Циндао, Чаньчунь, Чженжоудун, Чжанден, Чженжу, Чаншабэй, Чендудун, Шэньян, Шицзяжуан. При перевозках в Китай существовало ограничение: назначением  на дороги КНР не допускалось принимать груз в контейнерах весом брутто 2,5 т.;
  • Монгольская Народная Республика — Баян-Тумэн, Дархан;
  • Социалистическая Республика Румыния— Бухарест—Интрепозите, Брашов, Клуж, Крайова, Плоешти Суд (Юг);
  • СССР — Безымянка, Брянск-Льговский, Вильнюс, Винница, Волгоград, Гомель, Днепропетровск, Донецк, Ереван, Житомир, Запорожье, Калининград, Калуга, Каунас, Киев-Товарный, Киров-Котласский, Кишинев, Кишлы, Краснодар-Новороссийский, Костариха, Кунцево, Лагерная, Ленинград-Товарный-Витебский, Лесок, Липецк, Луганск, Львов, Одесса-Товарная, Пенза IV, Пермь II, Придача, Псков-Товарный, Рига-Товарная, Ровно, Ростов-Товарный, Рышково, Саратов П-Товар-ный, Свердловск-Пассажирский, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Сочи, Степянка, Таллин, Тбилиси-Товарная, Тернополь, Тула-Вяземская, Ульяновск-3, Уфа, Харьков-Балашовский, Челябинск-Главный, Юрьевец, Ярославль;
  • Чехословацкая Социалистическая Республика — Аш, Беховице, Братислава филиалка, Братислава гларнон н., Бржецлав, Брно главни н., Варисдорф, Влашим, Врхлаби, Врбове, Гавличкув, Брод, Градец Кралове главни н., Гумполец, Дечин главни н., Домажлице, Духцов, Есеник, Жилина, Иглава, Карловы Вары, Кладно, Клатовы, Колин, Костелец над Орлици, Кошице, Кралупы на Влтавоу, Кромержик, Либерец, Липтовски Микулаш, Млада Болеслав главни н., Моравска Требова, Мост, Наход, Нитра, Нове место над Вагом, Нове Замки, Нымбурк главни н., Оломоуц главни н., Острава главни н., Пардубице, Писштяны, Писек, Плзень Готвальдово н., Прага-Бубны, Прага-Либен горни н., Прага-Смехов, Прага-Вршовице, Прага-Жижков, Прешов, Пржеров, Стара Пака, Страконице, Свит, Свиторы, Табор, Танвалд, Тополчаны, Трнава, Трутнов главни н., Тыниште над Орлици, Усти над Лабем запад., Хеб, Хоцен, Ческа Тршебова, Ческе Будеёвице, Чиерна над Тисоу, Яромеж.

Между всеми станциями, открытыми для грузовых операций, можно было перевозить грузы в малых контейнерах, за исключением: контейнеров весом брутто более 1,5 т, а в сообщении с Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой и Польской Народной Республикой — более 1,25 т; перегрузочного сообщения назначением на железные дороги СССР, Китайской Народной Республики и Монгольской Народной Республики.
В перегрузочном сообщении на дороги НРБ, ВНР, ПНР, КНР и МНР грузы в малых контейнерах можно было направлять назначением только до станций, открытых для приема больших контейнеров, т. е. перечисленных ранее и приведенных в приложении 5 к статье 7 СМГС, а на дороги СССР — назначением на следующие станции: Вильнюс, Воронеж I, Горький-Московский, Днепропетровск, Донецк, Ереван, Калуга, Киев-Товарный, Кишинев, Кишлы, Краснодар-Новороссийский, Куйбышев, Ленинград-Товарный-Витебский, Луганск, Львов, Москва-Товарная-Киевская, Москва-Товарная-Смоленская, Одесса-Товарная, Рига-Товарная, Ростов-Товарный, Степянка, Тбилиси-Товарная, Харьков-Балашовский.
Контейнеры перегружались на пограничных станциях: Захонь (ВНР), Маньчжурия и Эрлянь (КНР), Дархан (МНР), Малашевичи (ПНР), Сокола (СРР), Брест, Забайкальск, Унгены, Чоп (СССР) и Чиерна над Тисоу (ЧССР).
Изменения станций, открытых для контейнерных перевозок, и дополнения к их перечню сообщались всем странам-участницам СМГС и публиковались в соответствии с внутренними правилами. Об исключении станций из указанного перечня должно быть опубликовано заблаговременно — за 15 дней до вступления его в силу.
Между СССР и Финляндией грузы в контейнерах перевозились на условиях Тарифа на перевозку пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов советско-финляндского прямого железнодорожного сообщения. Из СССР можно отправлять грузы в контейнерах только со станций Москва-Товарная-Октябрьская, Ленинград-Финляндский и Выборг до станций финских железных дорог: Хельсинки, Котка, Торнио, Оулу и Турун-Сатама.
Дорога назначения и транзитные дороги могли загружать грузами возвращаемые на дорогу-собственницу: контейнеры емкостью более 3 м3 и весом 2,5— 5 т брутто — назначением только на те станции дороги-собственницы, которые указаны в приложении 5 к статье 7 СМГС, и на все станции дорог СССР, открытые для контейнерных перевозок во внутреннем сообщении;
контейнеры емкостью от 1 до 3 м3 включительно весом менее 2,5 т брутто — на любую станцию дороги-собственницы, открытую для грузовых операций, а в КНР только на те станции, которые указаны в приложении 5 к статье 7 СМГС.
В контейнерах запрещалось перевозить грузы взрывчатые, огнеопасные, ядовитые, зловонные, загрязняющие или повреждающие контейнеры, а также продовольственные или иные, требующие отопления, охлаждения или вентилирования в пути следования. Контейнеры должны быть возвращены получателем очищенными, а в необходимых случаях и продезинфицированными.
На каждый погруженный контейнер отправитель обязан составить накладную и дубликат накладной по форме приложения 2 или 2а к статье 6 СМГС. При направлении в одном вагоне на одну станцию назначения в адрес одного получателя допускается оформлять одной накладной: в бесперегрузочном сообщении — несколько больших или малых контейнеров; в перегрузочном сообщении — несколько малых контейнеров, а при согласовании с дорогами, производящими перегрузку, — несколько больших контейнеров повагонными отправками.
Предъявляя к перевозке в контейнере домашние вещи, отправитель обязан приложить к накладной их опись.
Прием к перевозке в контейнерах, погрузка и выдача грузов производятся по внутренним правилам дороги отправления или назначения. Нагрузка контейнера не должна превышать его грузоподъемности. Повышение с 10 мая 1967 г. веса брутто советских универсальных контейнеров с 2,5 до 3 т с увеличением загрузки до 2 400 кг первоначально учитывалось только при перевозках по дорогам СССР. В международном грузовом сообщении загрузка контейнеров весом брутто 3 т не должна была превышать 1 900 кг.
Контейнеры принимаются к перевозке только за пломбами отправителя груза, за исключением домашних вещей.
За недостачу количества мест или веса, за порчу из-за неисправной упаковки или неправильной укладки грузов, сданных получателю в исправном контейнере и за исправными пломбами отправителя, дорога ответственности не несла. В случае повреждения контейнера в пути, из-за чего дальнейшая перевозка в нем груза окажется невозможной, дорога, на которой оказался поврежденный контейнер, должна перегрузить груз в другой исправный контейнер или упаковать его в ящики или кипы средствами станции и за свой счет, взвесить и отправить на станцию назначения. О перегрузке составляют коммерческий акт в трех экземплярах, указывая в нем сведения о грузе, а также о том, что он был перегружен из поврежденного контейнера. Подлинный экземпляр коммерческого акта прикладывают к накладной и направляют до станции назначения. Копия коммерческого акта вместе с сопроводительным листом следует с поврежденным контейнером. Третий экземпляр коммерческого акта остается на станции перегрузки. В накладной и дорожной ведомости делается отметка о приложении коммерческого акта и причине его составления.
В международном железнодорожном грузовом сообщении были установлены следующие сроки обращения контейнеров: на дорогах назначения—10 суток, на транзитных дорогах (в обратном направлении)— 5 суток. В случае проследования контейнером расстояния общей протяженностью (в оба направления) свыше 1500 км срок обращения устанавливают из расчета 130 км в сутки. День приема и день сдачи считают за одни сутки.
За несоблюдение установленных сроков обращения контейнеров виновная сторона несет ответственность перед дорогой-собственницей за каждые сутки задержки сверх нормы. Контейнеры иностранных дорог, в которых прибывают импортные грузы, получатель должен освобождать немедленно. За задержку контейнеров последний несет ответственность по внутренним правилам. Кроме штрафа за задержку контейнеров, с грузополучателей взыскивается в установленном порядке сбор за хранение груза.
Провозные платежи и дополнительные сборы за перевозку грузов в контейнерах в международном грузовом сообщении исчисляют и взыскивают на общих основаниях, установленных СМГС, а именно: за перевозку по дорогам страны отправления и назначения — по внутренним тарифам каждой страны (с отправителя груза на станции отправления — за расстояние перевозки по дороге отправления и с получателя груза на станции назначения— за расстояние перевозки по дороге назначения); за перевозку по транзитным дорогам — с отправителя груза на станции отправления или с получателя на станции назначения. При следовании по нескольким транзитным дорогам допускается оплата перевозки по одной или нескольким дорогам отправителем, а по остальным дорогам — получателем.
Отправитель, принимающий на себя платежи за перевозку по транзитным дорогам, должен в графе накладной «Наименование транзитных железных дорог, за перевозку по которым отправитель принимает на себя платежи», указать сокращенное наименование этих дорог. Если отправитель не принял «а себя уплату провозных платежей ни за одну транзитную дорогу, он должен в указанной графе накладной сделать отметку: «Нет». Провозные платежи в этом случае считаются переведенными на получателя и должны быть с него взысканы станцией назначения. Когда в соответствии с Единым транзитным тарифом провозные платежи за перевозку по транзитным железным дорогам обязан оплатить грузоотправитель, перевод их на получателя не допускается.
Для обеспечения своевременного возврата иностранных контейнеров дорогам-собственницам на железных дорогах СССР действовали ряд дополнительных указаний Министерства путей сообщения. Были установлены следующие скорости продвижения иностранных контейнеров: на пограничных дорогах, а также на дорогах сортировки сборных вагонов и выгрузки — не менее 130 км в сутки и на транзитных дорогах (без сортировки) —не менее 200 км в сутки. Иностранные контейнеры, как правило, следовало перевозить в прямых вагонах, а при недостаточности грузопотока — в строгом соответствии с планом формирования сборных вагонов и контейнеров с минимальным количеством сортировок в пути следования. Для формирования прямых вагонов разрешено в порядке исключения догружать вагоны с иностранными контейнерами весом брутто 2,5 т и более, следующими назначением в Москву, Ленинград, Киев и Харьков порожними контейнерами советских железных дорог.
Была запрещена переадресовка иностранных контейнеров с одной станции на другую, а также использование их под перевозку грузов во внутреннем сообщении. Порожние иностранные контейнеры должны быть возвращены на соответствующую пограничную станцию и переданы дороге-собственнице только в исправном состоянии по дорожным ведомостям внутреннего сообщения формы ГУ-29 и первоначальным сопроводительным листам.
В СССР был установлен следующий порядок оформления перевозочных и учетных документов:
  • на пограничных станциях — на лицевой стороне накладной и дорожной ведомости (на верхнем поле) проставляется штемпель «Иностранный контейнер подлежит срочному возврату на станцию...»;
  • на станциях сортировки сборных вагонов—в графе «Штемпели станции передачи» дорожной ведомости проставляется календарный штемпель станции с указанием слова «Сортировка»;
  • на станциях назначения груженые контейнеры выдают получателям только после составления дорожных ведомостей внутреннего сообщения формы ГУ-29 на возврат в порожнем состоянии. При этом в графу «Наименование груза» переносят данные календарных штемпелей дорог следования и станций сортировки груженых контейнеров. Эти сведения заверяются подписью ответственного лица и штемпелем станции назначения;
  • книги номерного учета простоя контейнеров (КЭУ-1), приема и выгрузки грузов (формы ГУ-34 и ГУ-44) для иностранных контейнеров ведут отдельно, обязательно указывая в них дороги-собственницы.

В случаях неявки получателя в течение двух суток после уведомления о прибытии иностранного контейнера груз должен быть комиссионно выгружен в склад станции или перегружен в советский контейнер с соответствующим оформлением. Переадресовку груза в новое назначение по заявлению получателя оформляют документами внутреннего сообщения, и груз отправляют в контейнерах СССР. Была установлена материальная ответственность дорог:
  • за задержку иностранного контейнера любой грузоподъемности сверх установленных сроков продвижения — 12 руб. за каждые сутки;
  • за использование иностранного контейнера под перевозку грузов во внутреннем сообщении — 100 руб.;
  • за отправление иностранного контейнера с нарушением плана формирования — 25 руб.

На все иностранные контейнеры, возвращенные дорогам-собственницам с просрочкой, финансовые службы пограничных дорог составляли поотправочную ведомость расходов с указанием в ней данных, подтверждающих ответственность каждой дороги СССР за задержку и другие нарушения правил их использования, а также причитающихся сумм штрафа. На основании расчетных ведомостей определяют общую сумму штрафа, причитающуюся с каждой виновной дороги за все контейнеры за отчетный месяц. Удерживала суммы штрафов в соответствии с указанными счетами контора «Совжелдоррасчет».

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,007 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика