Контейнером называется съёмное приспособление специальной конструкции. Контейнер
может представлять собой съемный кузов подвижного состава или часть его. Грузы в
контейнерах перевозят без тары (в первичной упаковке) или в облегченной таре железнодорожным,
автомобильным, водным и воздушным транспортом. Все перегрузочные и сортировочные
операции с ними на складах, а также на станциях, в пристанях, портах выполняют,
используя средства механизации, благодаря чему этот вид перевозки грузов весьма
эффективен.
Контейнеры делятся на две категории: универсальные, предназначенные для перевозки
различных штучных грузов, и специальные — для перевозки определённых грузов, например,
кирпича, стекла, шифера, свёклы, торфа и др.
Первые универсальные контейнеры по своей конструкции были деревянные. После Отечественной
войны появились металлические контейнеры типа ЛИИЖТ и производства Кировского завода.
Двери первых контейнеров оборудованы запорами шпингалетного типа и устройствами
для навешивания пломбы. Дверные запоры можно открыть только при снятой пломбе. Контейнеры
имели вентиляцию.
Деревянный 2,5-т контейнер типа ЛИИЖТ 1940— 1941 гг. с наклонной крышей
Деревянный 2,5-т контейнер типа УД-2,5 с плоской крышей
Металлический 2,5-т контейнер типа ЛИИЖТ 1948г. с наклонной крышей
Металлический 2,5-т бескаркасный контейнер с плоской крышей выпуска Кировского завода
К середине 1950-х годов на железных дорогах СССР обращались контейнеры грузоподъёмностью
1,25; 2,5 и 5 т брутто. В нижеприведенных таблицах приведены основные сведения о
всех эксплуатируемых на сети железных дорог СССР в то время типах контейнеров.
Для некоторых контейнеров в таблице данные приведены в несколько строк, т.к. с 10
мая 1967 г. на железных дорогах осуществлено повышение веса брутто универсальных
контейнеров с 2,5 до 3 т с увеличением загрузки до 2 400 кг.
Основные параметры контейнеров выпуска 1939-1969 года
Наименование типа контейнера
Вес брутто, т
Грузоподъёмность в кг
Вес тары в кг
Размеры в мм (наружные)
длина
ширина
высота
Металлический типа ЛИИЖТ 1948 года
1,25
937
313
1300
1050
2010
Металлический на колесах Киверецкого завода МПС 1960 года
1,25
1025
225
1200
806
1797
Металлический на колесах типа КК-1,25 1966 г.
1,25
1033
217
1240
790
1720
Деревянный Армавирского завода
2,5
1880
620
2150
1320
2300
Деревянный Ленинградский типа 1939 года
2,5
1950
550
2198
1368
2317
Деревянный типа ЛИИЖТ 1940 г.
2,5
1940
560
2150
1325
2300
Деревянный
типа ЛИИЖТ 1940—1941 годов
2,5
1960
540
2120
1325
2300
Деревянный типа ЛИИЖТ 1940-1941 годов с наклонной крышей после ремонта
с 1967 года
3
2400
527
2120
1325
2300
Универсальный
деревянный типа УД-2,5
2,5
1900
600
2120
1325
2330
Деревянный с плоской крышей после ремонта с 1967 года
3
2400
527
2120
1325
2330
Металлический типа ЛИИЖТ 1947 года
2,5
1920
580
2120
1300
2300
Металлический
типа ЛИИЖТ 1948 года
2,5
1920
580
2120
(2150*)
1310
2300
Металлический типа ЛИИЖТ 1948 года после ремонта с 1967 года, каркасный
с наклонной крышей
Цельнометаллический бескаркасный (выпуска предприятий МПС)
2025
1180
2170
5,2
990х2135
0,25
Металлический выпуска 1965 года без внутренней обшивки
2073
1256
2295
6,2
990х2274
0,19
Металлический типа ЦНИИ МПС на шпангоутах
1990
1242
2180
5,4
1242х2070
0,25
Деревянный 5 т. Армавирского завода
2482
1928
2080
4,79
9,65
1130x2010
0,275
Металлический типа ЛИИЖТ 1954 г.
5,04
10,7
1300x2165
0,265
Металлический типа МК-5
2500
1965
2100
10,4
1300х2140
0,25
Металлический типа ЦНИИ МПС на шпангоутах
2507
1957
2111
10,4
1957х2030
0,25
На каждый контейнер были нанесены следующие трафаретные надписи и знаки:
а) знак Министерства путей сообщения;
б) инициалы Управления контейнерных перевозок и транспортно-экспедиционных операций
МПС;
в) номер контейнера;
г) вес брутто контейнера, предельная нагрузка нетто и вес тары контейнера в килограммах;
д) объём в кубометрах;
е) место и год постройки;
ж) дата последнего капитального ремонта.
Постоянная комиссия Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) по транспорту в 1970-е
годы разработала рекомендации по стандартизации универсальных унифицированных контейнеров
(УУК) массой брутто 2,5 (3) и 5 т и типов групповых специализированных контейнеров.
Основные параметры контейнеров для стран — членов СЭВ идентичны параметрам ИСО.
Основные параметры контейнеров ИСО
Тип контейнера
Размеры, мм
Масса брутто, т
высота
ширина
длина
2А
2438
2438
1460
5
2В
2100
2100
2920
7
2С
2100
2300
1450
7
ЗА
2400
2650
2100
5
3В
2400
1325
2100
5
ЗС
2400
1325
2100
2,5
Той же комиссией утверждены стандарты на технические средства для перегрузки, штабелирования
и транспортирования контейнеров.
В СССР используют для перевозок универсальные унифицированные контейнеры (УКК) среднетоннажные
массой брутто 5—3 (2,5т) и автомобильные унифицированные (АУК).
Материалами для изготовления контейнеров служат листовая сталь, листовой алюминий
и клееная водостойкая фанера, покрытая пластиком с усилением из стекловолокна. Можно
также использовать пластмассы и другие материалы, обладающие необходимой прочностью
и упругостью.
Контейнеры массой 5 и 3 т имеют дверные проемы соответственно 990 на 2100 и 1300
на 145 мм.
Основные параметры унифицированных грузовых контейнеров
Тип контейнера
Размеры, мм
Внутренний объем, м3
Собственная масса, кг
ИСО
в СССР
длина
ширина
высота
—
УКК-5
2650
2100
2400
10,3
1100
3B
УКК-2,5 (3)
2100
1325
2400
5,4
542
—
АУК-1,25
1800
1050
2000
2,54
280
—
АУК-0,625
1150
1000
1700
1,41
150
В обозначении, действовавшем в СССР число в обозначении типа контейнера (УКК, АУК)
означает его массу брутто в тоннах
Универсальные контейнеры массой брутто до 5 т наиболее эффективны при перевозках
грузов мелкими отправками. Для повагонных отправок более целесообразны крупнотоннажные
контейнеры.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог