Понятие габарита

 

По теме "габарит"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Для чего нужны габариты на железных дорогах. История их появления. Какие требования предъявляет ПТЭ к габаритам

Для нормального обеспечения перевозок на железнодорожном транспорте кроме подвижного состава и пути имеются многочисленные сооружения и устройства, которые расположены вдоль пути и над ним. К ним относятся пассажирские платформы, здания, опоры контактной сети, сигнальные и путевые знаки, приводы электрической централизации стрелок, путепроводы, мосты, провода связи и электроснабжения. Расстояния от этих сооружений и устройств до пути принимаются с учетом размеров обращающегося подвижного состава и условий его движения. Для обеспечения безопасности движения поездов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить не только мимо устройств и сооружений, но и мимо следующего по соседним путям подвижного состава, не задевая их. Эти требования обеспечиваются соблюдением установленных Государственным стандартом габаритов приближения строений и габаритов подвижного состава.
Требования к габаритам установлены в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ).
Россия была первой страной, установившей в 1860 году единый общегосударственные габариты приближения строений и подвижного состава. В конце 1920-х годов в большинстве стран как вагоны, так и паровозы имели определенное поперечное сечение, которое они не должны превышать. Точно так же и открытые товарные вагоны не должны были загружаться за пределы установленного поперечного сечения, как раньше называли габариты. Мера эта установлена раз навсегда и вызвана наличием на железных дорогах многочисленных тоннелей, путепроводов. Кроме того, надо иметь в виду встречные поезда, особенно на закруглениях. Именно по тем же соображениям выработаны точные нормы, определяющие, на каком расстоянии от пути разрешается устанавливать телеграфные и телефонные мачты, сигналы, строения и пр.
В 1930 году на железных дорогах СССР существовали два рода габарита, а именно: первый, от 1893 года, — для существующих в то время линий и другой, более просторный, от 1925 г. — для вновь сооружаемых железных дорог и при капитальных переустройствах.
Габарит приближения строений 1893 года
Габарит приближения строений 1893 года
Габарит приближения строений 1925 года
Габарит приближения строений 1925 года
Рисунки показывают, какое пространство вокруг пути должно оставаться незастроенным; левая половина этих фигур дает размеры для станционной территории, правая — для перегонов. Те же фигуры дают указания для подвижного состава. По соображениям предохранительного характера, между профилями, как видно из чертежа, существует известное расстояние, которое должно оставаться совершенно свободным. Как видно из сравнения этих двух фигур, вместо ныне существующей ширины подвижного состава в 3414 мм предположено ввести 3850 мм при высоте над рельсами в 5250 мм. В странах, применяющих так называемую нормальную колею, очертания габарита примерно на 10% уже и ниже нашего старого. Уже в те годы писали: "Нужно определенно подчеркнуть, что больший простор советского габарита по сравнению с заграничным для нормальной колеи является нашим неоспоримым преимуществом".

Выписка из современных Правил технической эксплуатации (ПТЭ)

Глава 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГАБАРИТ
2.1. Сооружения и устройства железных дорог должны содержаться в исправном состоянии. Предупреждение появления неисправностей и обеспечение длительных сроков службы сооружений и устройств должны быть главным в работе лиц, ответственных за их содержание.
Ответственность за состояние сооружений и устройств несут работники, непосредственно их обслуживающие. и руководители предприятий, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.
Указанные работники в соответствии с должностными обязанностями каждый на своем участке должны знать правила эксплуатации и состояние сооружений и устройств, систематически проверять их и обеспечивать высокое качество содержания, технического обслуживания и ремонта.
2.2. Сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям. На основные сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны быть технические паспорта, содержащие важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.
Сооружения и устройства железных дорог должны соответствовать требованиям, обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями: пассажирских - 140 км/ч, рефрижераторных - 120 км/ч, грузовых - 90 км/ч. По конкретным участкам железных дорог в соответствии с перечнем, утверждаемым МПС, устанавливаются дифференцированные скорости.
Дополнительные требования к сооружениям и устройствам на участках, где пассажирские поезда обращаются со скоростью более 140 км/ч, устанавливаются соответствующей инструкцией МПС.
Внесение изменений в конструкции сооружений и устройств допускается только с разрешения должностных лиц, имеющих право утверждать проектную документацию на эти сооружений и устройства.
Классификация, сроки периодических ремонтов и нормы содержания основных сооружений и устройств устанавливаются МПС.
Указания и типовые технологические процессы по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию сооружений и устройств утверждаются соответствующими управлениями МПС.
2.3. Вновь построенные и реконструированные линии, сооружения, устройства и здания должны быть приняты в постоянную эксплуатацию приемочными комиссиями в соответствии с Правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов железнодорожного транспорта и метрополитенов.
Вновь построенные и реконструированные сооружения и устройства вводятся в действие только после утверждения технической документации, устанавливающей порядок их работы, обеспечивающий охрану труда и безопасность движения (техническо-распорядительные акты, инструкции по работе), и после проверки знания указанной документации работниками, обслуживающими эти сооружения и устройства.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0017 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика