Наша фотогалерея
Август Эгг (Augustus Egg) в картине, созданной в 1860 г., «Путешествующие вдвоем» показывает безмятежную атмосферу в купе, где находятся две юные богатые дамы.
Одна из них дремлет, другая — читает. Действительно ли их две? Обе носят сверкающие платья из тафты, рядом с ними лежат одинаковые береты с перьями, обе одинаково причесаны, одинаково выглядят. .. Лишь у одной корзинка с едой, а у другой — букет роз. Это близнецы или зеркальное отражение? Художник с теплой иронией, видимо, хочет показать «одинаковость» пассажиров первого класса.
Состоятельные люди путешествуют в купе, как в карете. Они заботливо отгорожены от внешнего мира, уютно и безопасно устроены.
Купе первого класса показывает и Адольф Менцель (Adolph Menzel) в картине «Поездка по прекрасной природе» («Auf der Fahrt durch schune Natur»), написанной в 1892 г.
Все, даже самые маленькие детали, любопытство и взволнованность пассажиров переданы тщательно, красочно и ... иронично. С биноклями и путеводителями, не обращая внимания на соседей, стремятся все к окнам. Один из критиков назвал это купе сумасшедшим домом.
Как различаются эти две картины! Безмятежность 1860-х и напряженность, суетность 1890-х гг.
Но еще большим контрастом является полотно Оноре Дамьера (Honore Daumlr) «В вагоне третьего класса» (1843 г.), написанное после открытия железной дороги Париж—Орлеан и включенное художником в серию из 16-ти далеко не безобидных картин под общим названием «Железная дорога». Здесь о комфорте пассажиров речи идти уже не может. В вагоне третьего класса едут мелкие буржуа и рабочие.
Повышение подвижности населения, массовое переселение людей из деревень в города (особенно в Париж) на фоне вялого в сравнении с другими странами развития сети железных дорог во Франции привели к большим затруднениям в перевозке населения.
Неотапливаемые вагоны переполнены, окна не застеклены. При движении поезда все летит на пол вагона: пепел, снег или дождь через открытые окна, мусор. Набитые в вагоне, как сардины в масле, пассажиры плохо понимают, что ждет их впереди — темные тоннели, возможная авария или карманные воры. После поездки шатающиеся пассажиры стремятся побыстрее покинуть вагон.
Спина к спине сидят пассажиры в вагоне третьего класса на деревянных скамьях, занимающих всю ширину вагона. Как непохожа эта картина на полотно Августа Эгга.
Иные настроения у пассажиров ночного поезда, случайно или специально оказавшихся в одном купе вагона 193, изображенных Эдвардом Хоппером (1882 — 1967) или пассажиров салона-вагона.
Но все картины отражают особую атмосферу в железнодорожном вагоне — атмосферу размышлений, ожиданий и надежд.