Роль железных дорог России в войне

 

По теме "история"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Три преимущества железных дорог в годы войны. Уроки Крымской войны. Положения о перевозке по железным дорогам войск

До возникновения железных дорог сосредоточивание войск на театре военных действий требовало много времени. Железные дороги дали возможность в несколько раз ускорить и процесс мобилизации армии и подвоз войсковых частей к государственным границам.
Преимущество железнодорожного транспорта по сравнению с другими путями сообщения заключается в трёх его основных качествах.
Во-первых, железнодорожный транспорт действует непрерывно каждый день, каждый час, каждую минуту. Работу железных дорог не останавливают ни время года, ни ночь, ни погода.
Во-вторых, железные дороги способны перевозить огромные массы груза и людей на большие расстояния. Один поезд среднего веса вмещает столько груза, сколько должны перевозить 400 — 500 грузовиков. Для этих грузовиков требуется не меньше 400 — 500 шофёров, тогда как поезд ведёт один локомотив, обслуживаемый бригадой из 2 — 3 человек.

Постройка военной дороги (С гравюры из журнала «Всемирная иллюстрация» за 1876 г.)
И, наконец, третье, основное качество железнодорожного транспорта заключается в быстроте перевозок, в высокой скорости перемещения, особенно в сравнении с водным транспортом.
Расходуя низкосортное топливо, вместо дорогого жидкого топлива, применяемого в автотранспорте, мощные локомотивы способны вести поезда с повышенным весом, что значительно снижает себестоимость перевозки. Низкая стоимость перевозок по железным дорогам является одним из ценных преимуществ железнодорожного транспорта.
В России, с её огромными расстояниями от центров до государственных границ, ранее других стран было понято всё огромное значение железных дорог в военное время.
Видный русский государственный деятель Н. С. Мордвинов в своей записке, относящейся ещё к 1841 году, ставил сокращение численности армии мирного времени в зависимость от развития железнодорожной сети. Он впервые высказал верную мысль о том, что "уменьшение войска, в случае чрезвычайной надобности в нём, может удобно вознаграждаемо быть быстрыми переездами по железным дорогам от одного до другого края России, из того состава армии, которая признана будет для государства нужною".
Инженер путей сообщения, директор Департамента железных дорог П. А. Языков первый исследовал вопрос о военном использовании железных дорог и уже с 1832 года читал в Петербургской военной академии курс, включавший и общие вопросы военных сообщений. Его "Опыт теории военной географии" получил Демидовскую премию Академии наук в 1840 году.
Прусские военные круги тщательно собирали сведения о достижениях русской научно-технической мысли в области военного использования железных дорог.
В 1836 году П. А. Языков опубликовал ценный труд "О соображениях стратегических, имеющих непосредственное влияние на искусство инженеров путей сообщения". Затем им было написано сочинение "О дорогах, составляющих стратегические линии", в котором русский учёный инженер ставил вопрос и о роли железных дорог как в военное время, так и в период "предуготовительный начатию военных действий".
В 1851 году открытием движения по магистрали Петербург — Москва Первое отделение Департамента генерального штаба сумело разрешить вставшие перед ним новые и сложные вопросы использования железнодорожного транспорта для перевозки не только войсковых подразделений и команд, но и целых соединений.
Военно-стратегические соображения нашли отражение в проекте строительства железнодорожной сети, разработанном у нас в 1852 году. В этом проекте предусматривалась система внутренних сообщений, действовавшая в России после постройки Петербургско-Московской дороги. В марте 1852 года была осуществлена пробная перевозка 16-й пехотной дивизии по Петербургско-Московской дороге из Москвы и Твери в Петербург. Порядок перевозки дивизии был разработан Генеральным штабом вместе с Путейским ведомством.
Перевозка по железной дороге целой дивизии, осуществлённая по тщательно разработанному плану, была по тем временам новаторским предприятием. Ни одно другое государство не располагало ещё тогда опытом, который позволил бы сделать вполне обоснованные выводы об использовании железных дорог для передвижения войск.
После горьких уроков Крымской войны на развитие воинских перевозок и службы военных сообщений было обращено особенное внимание. В докладе Военного министерства за 1862 год говорилось:
"Быстроте передвижений, равно как и скорости самого формирования войск, весьма много содействовали железные дороги, в особенности Варшавская и Николаевская, которые, сближая центральные губернии с северными и западными границами империи, дозволяли нам при всех несовершенствах существовавшей доселе системы резервов окончить наши формирования, не сдвигая преждевременно большей части формировавшихся войск, но сохраняя возможность, в случае крайности, быстро передвинуть их из состава расположенных во внутренних губерниях общих резервов к угрожаемым пограничным пунктам".
Из приведённых в докладе цифр видно, что в 1862 году по железным дорогам перевезено 477 тысяч офицеров, солдат и рекрутов и только 26 тысяч — по водным путям. Воинских грузов (кроме артиллерийских) перевезено в том же году по железным дорогам 577 тысяч пудов, водными путями — 34 тысячи.
Размах воинских перевозок на русских железных дорогах далеко превзошёл прусские перевозки в франко-прусскую войну, последовавшую на несколько лет позднее. Рост воинских перевозок в России сделал необходимым издание общего "Положения о перевозке по железным дорогам войск", которое и было составлено к концу 1862 года.
"Так в конце шестидесятых годов прошлого столетия, — говорит генерал-майор Г. Н. Караев в своей книге "К истории возникновения военных сообщений на железных дорогах России", — служба военных сообщений на железнодорожном транспорте России получила свои основные звенья, которые обеспечили ей быстрое развитие на протяжении последующих десятилетий. Это явилось вторым крупным этапом её развития".
"Возникновение и последующее развитие военных сообщений на русских железных дорогах, — подчёркивает автор в заключение, — не были результатом какого-то иностранного влияния, а вытекали непосредственно из тех требований, которые предъявлялись к железным дорогам общим размахом железнодорожного строительства в стране и всё возраставшим применением этого нового вида транспорта в различных областях жизни русского государства, в том числе и в области военной... Русская прогрессивная мысль в этом отношении в основном не только не отставала от этих требований, но характеризовалась зачастую смелостью и инициативностью даже в таких условиях, когда не было ещё ни отечественного, ни заграничного опыта".
Конечно, русский опыт был учтён на Западе, где к концу прошлого века военные авторитеты стали причислять железнодорожный транспорт к важнейшим средствам ведения войны. Благодаря железным дорогам армии, понесшие частичное поражение, получали возможность быстро восстанавливать свою боеспособность. Так, в первую мировую войну французские армии благодаря широкой сети железных дорог могли исправить ошибки в стратегическом сосредоточении войск в первый месяц войны и оказать наступающим немецким войскам упорное сопротивление.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0048 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика