Показатели работы Сибирской железной дороги

 

По теме "транссиб"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Когда началась эксплуатация железной дороги. Объемы перевозок грузов и пассажиров

Правильная эксплуатация на Западно-Сибирской железной дороге началась 1 октября 1896 г., на Средне-Сибирской до Красноярска - 1 января 1898 г., на остальном ее участке до Иркутска - 1 января 1899 г. Предъявленные к Зап.-Сибирской линии в первые же годы требования по перевозке пассажиров и грузов значительно превзошли первоначальные предположения. Нижеследующая таблица показывает рост перевозок с окт. 1895 г., когда начались первые отправления по Сибирской железной дороги, до середины 1899 г., когда в доставке пассажиров и грузов участвовала уже вся линия от Челябинска до Иркутска.
Поступательный рост пассажирского и грузового движения по Сибирской железной дороги становится вполне понятным, если вспомнить, что экономическое развитие Сибири задерживалось, между прочим, отсутствием удобных путей сообщения. С проведением через всю Сибирь железной дороги это препятствие устранено для обширного района (площадью св. 2 млн. кв. в.), тяготеющего к Сибирской магистрали и к пересекаемым ею водным артериям - Иртышу, Оби и Енисею. Влияние Сибирской железной дороги на экономическую жизнь страны сказалось на первых же порах оживленным обменом товаров между Сибирским краем и Европейской Россией. Среди грузов, вывезенных из Сибири по железной дороге, главное место занимал хлеб. В 1895 г. перевезено этого груза всего 603000 пудов (или 18% всей перевозки), в 1896 г. - 1342000 пудов (12%), в 1897 г. - 14839000 пудов (55%), в 1898 г. - 20278000 пудов (49%), в первое полугодие 1899 г. - 11700000 пудов (48%). Как видно из имеющихся за 1897 г. подробных данных о происхождении хлебов, поступивших на дорогу, наибольшее количество хлеба в этом году доставили уу. Челябинский, Кустанайский и Шадринский (в особенности последний), отправившие 6150000 пудов. Затем на дорогу направились хлебные грузы уу. Курганского, Ялуторовского и Ишимского, до проведения железной дороги шедшие по Тоболу на С Тобольской губ. и в Пермскую губ.
Перевезено, тысяч за 1895 г. за 1896 г. за 1897 г. за 1898 г. за 1/21899 г.
Пассажиров (искл. переселенцев) 104 185 413 727 564
Переселенцев 107 232 187 322 166
Итого чел. 211 417 600 1049 730
   
Товаров малой скорости 3400 11063 26782 41808 24375
Товаров большой скорости - 28 268 549 360
Багажа (кроме переселенческого) 30 64 218 322 185
Переселенческой клади 130 278 217 672 370
Итого грузов тысяч пудов 3560 11433 27485 43341 25290

 Названные уу. поставили 4400000 пудов хлеба. Тюкалинский у. дал 100000 пудов Уу. степных областей - Петропавловский, Омский, Павлодарский и Семипалатинский - вывезли в 1897 г. на железной дороги 1000000 пудов, не считая отправок водою по Тюмени. Наконец, Каинский у. (в Барабинской степи) доставил 850000 пудов этого груза. Вывоз хлеба из Алтайского окр. достиг 4 млн. пудов, считая отправки на З и В от р. Оби по железной дороге, а равно и водою в Тюмень. В отношении направления движения грузов по Сибирской железной дороги на З и на В р. Обь является раздельною линией. В 1897 г. началась отправка хлеба на В от Оби по Средне-Сибирскому участку, причем по направлению к Красноярску было перевезено 886000 пудов, преимущественно в виде муки из Алтайского окр. Главную массу хлебных грузов, вывозимых из Сибири, составляет пшеница (ок. 90%), затем идут овес и рожь. Понижение вывоза 1898 г. объясняется падением цен на хлеб за границей. Следующее за хлебом место занимают продукты скотоводства и птицеводства. В 1896 г. этих грузов перевезено по Сибирской железной дороге 930 тыс. пудов, в 1897 г. - 1679000, в 1898 г. - 2813000 пудов (в том числе мяса и битой птицы 983 тыс. пудов, масла - 741 тыс. пудов, сала - 453000 пудов, кож и овчин - 402000, шерсти - 234000 пудов). Продукты указанного рода поставляет главным образом южная часть Тюкалинского у. и уу. Петропавловский, Омский, Павлодарский, Семипалатинский и Каинский, а также Алтайский горный окр. Вывоз из Сибири рогатого скота в живом виде производится до сих пор в незначительных размерах, так как он направляется пока лишь в СПб. и Москву, причем нагрузка скота разрешается только на известных станциях. Ввиду сказанного на дорогу поступает главным образом мясо, и то только в холодное время, в замороженном виде. Благодаря проведению железной дороги за последние годы развилось маслоделие в прорезываемых дорогою районах Курганского, Тюкалинского и Петропавловского уу. В 1899 г. для экспорта на лондонский рынок сибирского масла на Зап.-Сибирской железной дороге производилась в течение 4-х летних месяцев еженедельная перевозка этого продукта в особых ускоренных поездах с вагонами-ледниками, причем общие размеры вывоза из Сибири масла за указанный период времени достигли 300000 пудов. За последнее время наблюдается также усиленный вывоз из Сибири куриных яиц, которых из одного только Челябинского у. отправляется в год свыше 300000 шт. Видное место среди грузов Сибирской железной дороги занимает чай. Общий вывоз этого товара из Китая в Россию составляет свыше 2500000 пудов в год. Из этого количества до сооружения Сибирского рельсового пути доставлялось морем через таможни Европейской России, преимущественно через Одессу, до 80 0 000 пудов, остальное же количество шло сухим путем, главным образом через Кяхту. Существование сухопутной перевозки чая рядом с более дешевою морскою его доставкою объяснялось соответственным понижением таможенной пошлины для чая, перевозимого сухим путем. В 1897 г. по Сибирской железной дороги было перевезено всего 1743000 пудов чаю, а в 1898 г. - уже 2234000 пудов. Весь этот груз направился на внутренние русские рынки, преимущественно в Москву и частью на Нижегородскую ярмарку. Перевозка каменного угля по Сибирской железной дороге в 1897 г. была еще весьма незначительна и не достигала 25000 пудов, а в 1898 г. составляла уже 425000 пудов. С разработкою в районе Сибирской железной дороги каменноугольных месторождений, о чем говорится ниже, и с переходом дороги на отопление каменным углем перевозка этого груза может приобрести весьма крупные размеры. Из грузов, привозимых в Сибирь, главными являются железо и железные изделия, сахар, мануфактура, машины и керосин. В 1897 г. на Сибирской железной дороги поступило 728000 пудов железа, в 1898 г. - 366000 пудов, главным образом с Уральских заводов. Сахару в 1897 г. перевезено ок. 431000 пудов. Он шел частью с заводов ЮЗ Европ. России, частью с заводов, расположенных в районе Самаро-Златоустовской железной дороги Недавно произведенные опыты по культуре свеклы в Минусинском крае дали вполне хорошие результаты; здесь основан первый в Сибири небольшой свеклосахарный завод. Для развития его деятельности, а также для устройства других сахарных заводов в Сибири осенью 1899 г. образовалась акционерная компания с капиталом в 2000000 руб. Мануфактуры в 1897 г. перевезено по Сибирской железной дороге 570000, в 1898 - 876000 пуд. Железная дорога, однако, не привлекла еще всего количества этого груза, так как в силу установившихся торговых отношений сбыт красного товара через посредство Нижегородской и Ирбитской ярмарок часть груза переходила на водяные сообщения. Машин и земледельческих орудий в 1898 г. перевезено 280000 пудов, керосина - ок. 360000 пудов. Наконец, перевозка соли в 1897 г. составила с лишком 256000 пудов. Соль эта поступила частью из Европ. России, частью с разъезда Усолья Ср.-Сибирской железной дороге, близ которого ежегодно добывается до 300000 пудов. Другое значительное место добычи соли в Сибири находится в окрестностях Павлодара (озера Коряковское и Карасунское), где вырабатывается в среднем до 1000000 пудов в год. Большая часть этой соли до настоящего времени идет вниз по Иртышу в Тобольск, Томск и другие города. Так как пассажирское и товарное движение с первых же дней открытия западных участков Сибирской железной дороги превзошло предположения, то скоро образовались залежи хлебных грузов. Пришлось усиливать пропускную способность дороги устройством новых разъездов, а провозоспособность - добавлением новых паровозов и вагонов и займом подвижного состава у других дорог. Весною 1898 г. была командирована в Сибирь комитетом Сибирской железной дороги особая комиссия для выяснения на месте необходимых мероприятий по усилению пропускной и провозной способности дороги и по увеличению скорости движения по ней поездов. Комиссия эта признала необходимым сообразовать пропускную способность дороги с потребностями коммерческого движения. Для транзитного пассажирского движения предположено достигнуть на первое время (для ускоренного или почтового поезда) средней скорости в 35 вер. в час (около 800 вер. в сутки: скорость, принятая на американских дорогах для проезда между океанами). При такой скорости время проезда от Москвы до Владивостока составит около 10 суток. Среднюю скорость товарных поездов на перегонах между станциями признано желательным довести до 20 - 22 вер. в час, причем для транзитных товарных поездов предположено установить обязательную доставку со скоростью но менее 360 - 400 верст в сутки; при таких условиях общий срок перевозки грузов до портов Тихого океана от Москвы составит 20 дней, а от Лондона - около 30 дней (вместо 45 дней, требуемых ныне для доставки грузов морем). Для постепенного приведения Сибирской железной дороги в такое состояние высочайше утвержденным 11 февр. 1899 г. положением комитета Сибирской железной дороги постановлено отпустить в течение 8 лет 84770660 р., в том числе 53770660 р. собственно на усиление дороги и 31000000 р. на увеличение подвижного состава. Важнейшие из проектированных дополнительных работ сводятся: 1) к перестройке всех деревянных мостов на постоянные сооружения (железные мосты и каменные трубы) и 2) к замене легких 18-фн. рельсов тяжелыми типа 24 фн. в погонном футе. На Средне-Сибирской и Забайкальской железной дорогах, отличающихся тяжелым профилем, решено приступить к смене рельсов немедленно, на Зап.-Сибирской же линии при свойственной ей незначительности уклонов и малом числе кривых предположено сменить 18-фн. рельсы лишь на протяжении 60 верст крутых кривых, а на всем остальном протяжении оставить легкие рельсы до нормального износа, усилив главный путь добавочными шпалами и подкладками. Общая стоимость сооружения Сибирской железной дороги с изысканиями, устройством Байкальской переправы и всеми дополнительными работами как по усилению дороги, так равно и по улучшению сибирских рек, организации казенного пароходства, устройству Владивостокского порта и пр. определяется в 466110019 руб., по следующему расчету: постройка - 320729851 руб.; подвижной состав - 38305077 руб.; оборотные капиталы - 7510280 руб.; изыскания - 3446880 руб.; усиление дороги - 84770660 руб.; дополнительные работы (улучшение рек и проч.) - 11347271 руб.; итого - 466110019 руб. С включением же стоимости сооружения Пермь-Котласской железной дороги (41305911 руб.) и фонда вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги (21900000 руб.) валовой расход по устройству этой линии составит 529315920 руб. Из этой суммы по 1 янв. 1900 г. было отпущено комитетом Сибирской железной дороги (считая ассигнования на 1900 г.) - 442898208 р., или 83%, причем покрытие расходов совершалось на счет сбережений от обыкновенных доходов.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0041 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика