Заселение Сибири

 

По теме "транссиб"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Переселение в Сибирь. Динамика переселения

Переселение в Сибирь. Динамика переселения

Одновременно с учреждением комитета Сибирской железной дороги в распоряжение последнего был предоставлен особый фонд 14000000 р., доведенный в 1897 г. до 21900000 р., на организацию связанных с сооружением названной дороги вспомогательных предприятий по содействию заселения района Сибирской железной дороги и промышленно-торговому развитию Сибирского края. О постановке переселенческого дела в Сибири см. Переселения; здесь приводятся только данные о размерах переселенческого движения в 1898 и 1899 гг., а равно о результатах важнейших мероприятий комитета Сибирской железной дороги по переселенческому делу. Общие размеры переселенческого движения 1898 г., считая в том числе ходоков и одиноких переселенцев, достигли 205645 душ об. пола, из которых 1791 проследовали через Тюмень и 203854 через Челябинск, где ведется подробная регистрация переселенцев. Из последнего числа семейных было 146718 душ об. пола (в 23879 семьях), одиноких - 2293 и ходоков - 54843 чел., или почти 27% всего движения, в том числе ходоков от семей 51345 чел. Подобные размеры ходачества наглядно свидетельствуют об утрате переселенческим движением в Сибирь прежнего стихийного характера и о распространении среди крестьянского населения Европейской России более сознательного отношения к переселению. Из числа обратных ходоков 1896 г. почти 50% вернулись на родину, не избрав места для водворения. По размерам переселения 1 898 г. ближе всего подходит к 1896 г., в течение которого в Сибирь направилось 28448 семей, с 176775 душ об. пола. Из общего числа семейных переселенцев, прошедших через Челябинск в 1898 г., 56% (13307 семей, с 97256 д. об. пола) проследовало по проходным и увольнительным свидетельствам, остальные же 44% - по паспортам и иным документам. Как и в предыдущие годы, главная масса семейных переселенцев вышла из 31 губернии черноземной полосы, а именно 17443 семей с 102269 д., или 73%. При этом больше всего переселенцев дал северный черноземный район (Курская, Тамбовская, Пензенская, Орловская, Черниговская, Тульская и Рязанская губ.) - 8723 семьи, с 55178 д. об. пола, т. е. около 36,5% всего годового движения, или 50% выселения из черноземной полосы; затем следуют восточные и юго-восточные губернии (Казанская, Симбирская, Нижегородская, Саратовская, Самарская, Уфимская и Оренбургская) - 4734 семьи, с 23148 д. об. пола, т. е. около 19% годового движения, или 27% выселения из черноземной полосы: из среднечерноземных губерний (Харьковская, Воронежская и Полтавская) вышли 2503 семьи, с 14850 д. об. пола, или 10,5% всего движения 1898 г. и 14,3% выселения из черноземной полосы. Выселение из губерний нечерноземной полосы дало в том же году 26,9% движения - 5932 семьи, с 41954 душами об. пола.
Диаграмма движения переселенцев
Диаграмма движения переселенцев (с ходоками) в Сибирь с 1882 г. по 1899 г.
Среди этих губерний первое место занимают западные: Гродненская, Виленская, Ковенская, Могилевская, Витебская и Минская (3511 семей, с 30179 д. об. пола, т. е. 14,6% всего движения, или 59% выселения из нечерноземной полосы), затем северо-вост., заволжские губ.: Костромская, Вятская и Пермская, из которых выселились 1722 семьи, с 7208 д. Особенностью выселения из двух последне названных губерний является то, что из западных выселение совершалось почти исключительно с установленного разрешения (97%), из заволжских же, напротив, главная масса крестьян прошла в Сибирь по паспортам (90%). Как и в прежние годы, главная масса семейных переселенцев 1898 г. (21942 семьи, с 134943 д. об. пола или 92% всего движения) распределилась между губерниями Тобольской - 2903 семьи (19537 д. об. пола), Томской - 13181 семьи (79852 д.), Енисейской - 2635 семей (17849 д.) и Акмолинской обл. - 3223 семьи (17705 д.). В Тобольской губ. переселенцы водворялись по преимуществу в уу. Тарском, Тюкалинском и Ишимском; в Томской на землях Алтайского горного окр. осело до 55000 д. об. п. (39,5% всего движения в Сибирь); остальные направлялись на казенные земли Каинского, Мариинского и Томского уу.; в Енисейской губ. продолжалось заселение главным образом Ачинского у. и отчасти Минусинского; наконец, в Акмолинской обл. переселенцы водворялись в Петропавловском, Акмолинском и Кокчетавском уу. В остальные губернии и области Сибири направилось только 1937 семей, с 11775 душ. Из этого числа 434 семьи, с 4341 д., направлялись в Амурскую обл., но многие из них частью изменили первоначальное направление, частью осели по пути за недостатком средств. В Иркутскую губернию, где было приступлено к образованию переселенческих участков, прошло вместо нескольких десятков семей, как это бывало ранее, 188 семей, с 639 д. В Якутскую, Забайкальскую и Приморскую обл. проследовали 47 семей (236 д.), в Семипалатинскую и Семиреченскую - менее 1000 д., в Тургайскую - 1272 д. Наконец, в Челябинском и Троицком уу. Оренбургской губ. осели, главным образом на землях, приобретенных у башкир и частных лиц при содействии крестьянского поземельного банка, 369 семей, с 1925 д. об. п. Обратно на родину прошло в 1898 г. через Челябинск из Сибири ок. 15000 д., преимущественно из числа переселенцев прежних лет, что составляет 12,5% движения переселенцев в Сибирь в 1898 г. Как и прежде, главною причиною обратного движения оказалась недостаточная обеспеченность новоселов на местах нового их водворения в первые годы, давшая 75% всего обратного движения. 1899-й г. по размерам переселенческого движения в Сибирь превзошел все предыдущие годы. За 1899-й г. прошло в Сибирь 223981 (на диаграмме переселение в 1899 г. показано за 11 мес.) душ об. пола, т. е. более всего движения 1898 г. на 18336 душ. В общем итоге за 18 лет, с 1882 г. по 1899 г., в Сибирь прошло из Европ. России сухим путем 1362366 д. об. пола. Кроме того, за 1889 - 1899 гг. перевезено в Уссурийский край морем 41448 д. об. пола, в том числе в 1898 г. 4055 душ и в 1899 г. 8300 душ. Под переселенческие и запасные участки обращено в Сибири за 1898 и 1899 гг. до 2000000 дес., что с раньше нарезанными участками составит ок. 7 млн. дес., которые распределяются следующим образом: в Тобольской губ. - 1500000 дес., Томской - 1700000 д., Акмолинской обл. - 1700000, Енисейской губ. - 1500000, Иркутской - 500000, Приамурском ген.-губернаторстве - 100000 дес. Сверх того, с 1896 г. по 1899 г. исследовано в колонизационных целях свыше 8 млн. дес. тайги и урманов. В 1898 и 1899 гг. продолжались организованные комитетом Сибирской железной дороги еще в 1896 г. гидротехнические работы по осушению Барабинской степи, где проведено с этою целью более 600 вер. осушительных каналов и возникло уже много переселенческих поселков, а также по обводнению страдавших от недостатка воды переселенческих поселков в степных районах Акмолинской обл. и Тобольской и Томской губ. Всего в этих поселках вырыто 1080 казенных колодцев. В 1899 г. на линии Сибирской железной дороги действовали 17 врачебно-продовольственных переселенческих пунктов, вне линии - 9 пунктов. Независимо от того переселенцам по-прежнему оказывалась санитарная помощь при следовании их на пароходах, на баржах и в поездах, а также выдавалась за дешевую плату (детям и больным - бесплатно) горячая пища в устроенных на Сибирской железной дороги переселенческих столовых. Благодаря ряду принятых мер по улучшению санитарных условий перевозки переселенцев в Сибирь % смертности среди них, достигавший еще в 1896 г. 0,6%, понизился в 1898 г. до 0,23 %, а в первую половину 1899 г. - до 0,14%. Переселенцы продолжали получать материальную поддержку в виде правительственных ссуд как для воспособления в пути при оставлении ими железной дороги, так и для домообзаведения, посева и устройства хозяйства на месте водворения. Размер первоначальных, так называемых авансовых ссуд, выдаваемых крестьянскими начальниками, был повышен в 1899 г. комитетом Сибирской железной дороги с 30 р. до 50 р. на переселенческую семью. В местностях, бедных лесом, переселенцам оказывалась помощь строительными материалами из ближайших казенных лесных дач. В 1898 и 1899 гг. комитетом Сибирской железной дороги в районе этой дороги для переселенцев организованы были 24 склада сельскохозяйственных орудий. О размерах деятельности этих складов можно судить по тому, что за 1 1/2 только года (1898 г. и половину 1899 г.) ими было продано свыше 6000 плугов, 11000 сабанов (пермских сох), 450 жатвенных машин, 750 веялок, 200 сенокосилок, столько же молотилок и т. д. Оборот складов 1898 г. составлял 200000 рублей, а в 1899 г. - 400000 рублей. Для удовлетворения духовно-нравственных потребностей переселенцев в 1894 г. по мысли августейшего председателя комитета Сибирской железной дер. был образован при канцелярии комитета министров из частных пожертвований субсидируемый ежегодно комитетом фонд имени императора Александра III, предназначенный на постройку церквей и школ в переселенческих поселках Сибири. На средства фонда, достигшего к 1900 г. 1200000 руб., было сооружено к этому времени 65 церквей и 64 школы и строились 95 церквей и 29 школ. Кроме того, в 1897 г. при канцелярии комитета министров образован на тех же основаниях, т. е. путем сбора частных пожертвований с ежегодною субсидиею от комитета Сибирской железной дороги, благотворительный переселенческий фонд, на средства которого учреждаются и содержатся приюты для сирот переселенцев, организуются санитарные отряды для борьбы с эпидемиями в переселенческих районах, оказывается переселенцам помощь в несчастных случаях и т. п.

Вселение в Сибирь за 17 лет (по 1898 год включительно)
Дальнейшей задачей комитета Сибирской железной дороги служит исследование и оживление производительных сил Сибири в связи с общим подъемом экономической жизни в тяготеющих к Сибирской железной дороги районах. Сюда относятся мероприятия по производству в Сибири геологических исследований вообще и исследований золотопромышленности в частности, по гидрографическому исследованию озера Байкала, устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря, по содействию организации в Сибири сети метеорологических станций, по устройству коммерческого порта в Владивостоке и т. д. Признав необходимым произвести в районе Сибирской железной дороги геологические исследования как для разыскания месторождений полезных ископаемых (каменного угля, железных руд и т. п.), так и для изучения почвенных условий в местах, где предстояли обширные земляные работы, - комитет Сибирской железной дороги командировал в Зап., Среднюю и Восточную Сибирь особые геологические партии, на которые было возложено и составление общей геологической карты Сибири. Особенное внимание партий было обращено на разведки каменного угля в видах обеспечения дешевым топливом Сибирской железной дороги, проходящей в значительной своей части по безлесным районам. В Зап. Сибири наиболее благоприятными признаны угольные месторождения в Кузнецком угленосном бассейне Томской губ., который заключает в себе Кольчугинскую каменноугольную копь с богатейшими запасами коксующегося угля, особенно пригодного для рельсопрокатного производства. Из числа месторождений каменного угля, исследованных в Степном крае, выделяются мощностью пластов и высоким качеством угля Карагандинское, Куу-Чеку, Экибастуз и Назарьевское. До последнего времени все названные месторождения не могли поставлять каменный уголь на Зап.-Сибирской железной дороги вследствие отдаленности их от рельсового пути, но уже в 1898 г. Воскресенское акц. общ., учрежденное для эксплуатации Экибастузского месторождения (в 100 верст от Павлодара), приступило к сооружению подъездной ветки для соединения этого месторождения с сибирскою магистралью. Вполне благоприятные результаты для обеспечения железнодорожной линии минеральным топливом достигнуты разведками, произведенными около станции Судженки Средне-Сибирской линии, где обнаружены в непосредственном соседстве с рельсовым путем благонадежные пласты каменного угля, близко подходящего по качествам к Донецкому. По окончании разведочных работ в Судженском угольном районе производилась средствами казны опытная добыча угля из шахт, расположенных в Анжерской копи, причем за 1898 г. здесь было добыто 450000 пудов прекрасного угля. С тою же целью обеспечения Средне и Зап.-Сибирской железной дороги каменным углем высочайше утвержденным 31 дек. 1899 г. положением комитета министров разрешена отдача угленосных участков Судженского каменноугольного района в аренду частным предпринимателям. Кроме Судженки, в районе Ср.-Сибирской железной дороги линии подверглись геологическим изысканиям богатые каменноугольные месторождения Кускунское, Кубековское и Антроповское (в Енисейской губ.). Затем разведками, произведенными ср.-с. партией, открыты залежи ископаемого бурого угля в Забайкальской обл. близ озера Байкала, у ст. Мысовой (ок. Малиновки). Наконец, обнаружены еще следующие каменноугольные месторождения: ок. с. Черемховского (в Иркутской губ., в 164 верстах от Иркутска, у самой линии железной дороги), по р. Белой, в Высокой Дубраве (Томской губ.) и вдоль полотна Ср.-Сибирской железной дороги от г. Нижнеудинска до с. Кимилтейского, а также в районе Забайкальской железной дороги, где ощущается особый недостаток в древесном топливе - у Дуроевского караула и около озера Хара-Нор (близ самой линии). Помимо минерального топлива, геологическим партиям удалось также обнаружить в некоторых местностях и другие полезные ископаемые: железную руду близ ст. Мысовой и на Железном Хребте (в Нерчинском окр.), медную руду в Киргизской степи, золото по рекам Кимбирке и Мурме (в Канском у., Енисейской губ.) и по притокам рек Золотого Китата, Барзаса и Кильбеса (в Мариинско-Чулымской тайге, Томской губ.), графит на Амуре, а также немалое количество разных строительных материалов для нужд сооружаемого железнодорожного пути. Кроме того, геологическими партиями были исследованы в некоторых местностях условия водоносности и промерзания почвы. В интересах развития сибирской золотопромышленности комитет Сибирской железной дороги организовал всестороннее статистико-экономическое и техническое исследование золотоносных районов Сибири: Енисейского, Амурско-Приморского и Ленского и отрядил особую экспедицию для исследования золотоносности берегов Охотского моря, зап. побережья Камчатки и Шантарских о-вов. Исследования Охотско-Камчатской экспедиции, производившиеся в течение 3 лет (1895 - 1897 гг.) по программе, составленной особою учрежденною при горном департаменте комиссией для собрания и разработки сведений о сибирской золотопромышленности, обняли обширное пространство побережья Охотского моря от Николаевска на Амуре до Охотска и весь зап. берег п-ова Камчатки, при чем были открыты пригодные к разработке золотосодержащие местности на сев.-зап. побережье Охотского моря, в горной полосе между Джугжуром (Становым хр.) и цепью прибрежных гор по системам pp.: 1) Алдамы и Уя, 2) Лантара, 3) Муте, 4) Немуя, 5) Кырана и 6) Яны. Ближайшим практическим результатом деятельности названной экспедиции явилась выработка особых правил об отдаче в частные руки Охотских золотосодержащих месторождений и нормального устава акционерных компаний, которые разрешено учреждать для разработки этих месторождений. Упомянутыми правилами допущена отдача золотосодержащих месторождений сев.-зап. побережья Охотского моря по товариществам, компаниям и акционерным обществам для разведок и эксплуатации, сроком на 15 лет. При этом установлен состязательный порядок с отдачею предпочтения тому из соискателей, который предложит высшую в пользу казны попудную плату с добытого золота. - Для обеспечения безопасности плавания по бурному Байкалу было приступлено в 1897 г., на средства фонда вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги, к подробному гидрографическому исследованию этого озера по программе, рассчитанной на 5 лет. Работы командированной на Байкал гидрографической экспедиции заключались в астрономических, магнитных и метеорологических наблюдениях, в мензульной съемке берегов, регулярных шлюпочных и судовых промерах, фотографировании берегов, исследованиях по зоогеографии, а с 1899 г. - и в устройстве маячного освещения озера. К 1900 г., т. е. за три года деятельности экспедиции, была подробно обследована вся южная, наиболее посещаемая судами часть Байкала до мыса Хобой на зап. берегу и бухты Безымянной на восточном. При этом обнаружены значительные неверности существующей временной карты озера Байкала и подвергнуто впервые исследованию Малое Море, оказавшееся вполне удобным для плавания, особенно во время штормов на озере. В общем итоге экспедиции удалось снять около 1600 верст береговой линии и устроить маяки в четырех наиболее важных пунктах. Имея ближайшею задачею обеспечение возможности правильной навигации по озеру Байкалу, являющемуся одним из важнейших естественных подъездных путей к Сибирской магистрали, работы гидрографической экспедиции должны способствовать и экономическому развитию прибрежных местностей, изобилующих природными богатствами: рыбой, минеральными залежами и проч. Комитетом Сибирской железной дороги было обращено внимание и на упорядочение морского пути в Сибирь. Необходимость быстрого проведения двух пароходов, приобретенных в Англии для перевозки строительных грузов Сибирской железной дороги, вызвала снаряжение особой экспедиции, благополучно проникшей морским путем в устья р. Енисея и оттуда до гор. Енисейска. Тогда же выяснилась желательность составления верной карты Сибирского побережья. Поэтому из фонда вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги были отпущены средства на посылку новой экспедиции специально для описания устьев рек Енисея и Оби и части Карского моря. Произведенные работы указали, что Енисей не имеет бара и доступен для океанских судов на протяжении 1500 верст от устья, а вход в р. Обь возможен для судов с осадкою не более 12 футов; для судов, сидящих глубже, найдена в Обской губе закрытая бухта "Находка", чем и достигнута возможность пользования системой р. Оби для внешней морской торговли. При этом гидрографически пополнены и исправлены существующие карты, сделаны определения астрономических пунктов, магнитные и другие наблюдения и составлены специальные карты Енисейского залива и Обской губы. - Сооружаемая Сибирская железная дорога вызвала серьезный интерес к Сибири и в Западной Европе, и в Новом Свете. Об этом свидетельствуют как наплыв в Сибирь путешественников-иностранцев, так и появление за границей многочисленных сочинений, посвящаемых Сибири и Сибирской железной дороги.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0016 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика