Первый рельсовый путь

 

По теме "история"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Предыстория появления железных дорог. Телеги на деревянных рельсах

Успех автомобиля зависел от хороших дорог. И вот, размышляя по этому поводу, Тревитик набрёл на счастливую мысль поставить свой автомобиль на рельсы и заставить его возить вагоны с людьми и грузами.
Идея колейной дороги рождается невольно при взгляде на борозды, оставляемые экипажем на земле, и мимо этой идеи не проходили умы изобретательных людей. Уже в древней Греции и Египте делали искусственные колеи в виде выбоин в камне для движения священных колесниц.
В расцвете своего могущества Римская республика, Греция, Персидская монархия тратили много средств на устройство сухопутных дорог. Без удобных путей сообщения невозможно, конечно, осуществлять государственную власть в огромных империях.
Иначе было в Европе в феодальный период. Сотни мелких, враждовавших друг с другом княжеств вовсе не строили дорог. Проезжие пути были плохими.
Даже в самом Лондоне в это время по краям дороги ставили заборы, чтобы пешеходы не обливались грязью из-под колёс почтовых карет.
Английская промышленность пользовалась преимущественно речным и морским транспортом. Систему речных путей дополняла сеть каналов: каналы соединяли крупные промышленные центры и даже отдельные крупные предприятия.
Но на рудниках, в шахтах, угольных копях, естественно, приходилось заботиться о сухопутном транспорте. И вот, с развитием горной промышленности в копях Англии и на некоторых уральских заводах в России пришлось задаться вопросом о том, как уменьшить, наконец, расходы на перевозку руды, которые достигли таких размеров, что металл и уголь оказались под угрозой потери спроса.

Телега на деревянных рельсах
Ещё в XVI веке в копях и на рудничных дворах применялись деревянные рельсы в виде лежней для вагонеток и деревянные настилы для телег. Понятно, что расстояние между рельсами, приспособленными для вагонеток, делали такое же, как и расстояние между колёсами телег, существовавших испокон веков. Ширина колейных дорог, таким образом, осталась та же, что и у проезжих дорог, прокладываемых телегами.
Продольные брусья, представлявшие собой рельсы, были гладкими и лежали на поперечных брусьях, зарытых в землю. По рельсам лошадь могла везти раза в четыре больше угля, чем по земле.
Деревянные рельсы очень быстро изнашивались. Кроме того, телеги постоянно сходили с рельсов. Тогда для прочности на деревянные рельсы стали набивать железные полосы, но сходов с рельсов предотвращать по прежнему не удавалось.
В конце шестидесятых годов XVIII века в Англии необычайно подешевело железо. А между тем в это время железоделательный завод в Кольбрукделе имел огромный запас чугуна. Не зная, куда девать чугун, и намереваясь выждать время, пока снова поднимутся цены, один из совладельцев завода велел отлить весь чугун в пластины с жолобом и до поры до времени покрыть ими заводскую колейную дорогу.
По чугунным желобам телеги катились ещё лучше и легче, чем по деревянным брусам. И когда цены на железо поднялись, владельцы завода решили всё же оставить дорогу неприкосновенной. Более того, завод вообще начал выпускать чугунные рельсы в виде желобов для устройства заводских и рудничных подъездных и вывозных путей.
Такие рельсы клали всё ещё на брусья, а брусья уже, в свою очередь, покоились на поперечных брёвнах.
С переходом на чугунные рельсы пришлось перестроить и заводские телеги, снабдив их чугунными колёсами. Лошадь могла везти теперь в шесть-восемь раз больший груз.
Для передвижения вагонеток по рельсам употреблялась исключительно мускульная сила лошадей. В тех же случаях, когда приходилось тащить вагонетки на очень крутые и тяжёлые подъёмы, пользовались весом обратных поездов, спуская их одновременно по другую сторону подъёма.
Применение рельсовых путей в Англии и других странах Европы вплоть до начала XIX века не выходило за пределы горнозаводского двора и носило местный, заводской, так сказать "домашний", характер. О железных дорогах как путях сообщения, способных заменить и реки и каналы, способных установить быструю, выгодную, удобную связь между населёнными торговыми или промышленными пунктами, никто не думал.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0057 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика