Трудовой героизм железнодорожников

 

По теме "война"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

О героизме советских железнодорожников в годы Великой отечественной войны

Современная война — не только эскадрильи бомбардировщиков, стройные колонны танков и бронемашин, снайперская точность артиллерии и свинцовый дождь автоматического оружия. Современная война — это одновременно и глубокий, напряжённый труд миллионов людей, колоссальная трата материалов и сырья, снабжение и транспорт, транспорт прежде всего!
Мы знаем, что по напряжённости перевозок, по использованию подвижного состава и каждого километра пути Советский Союз идёт впереди всех европейских и американских стран. Этим мы обязаны энергии, добросовестности и творческой изобретательности железнодорожных рабочих и служащих. Но эти движущие силы многократно возросли после безумного нападения разбойничьей своры Гитлера на Советский Союз.
Бригада машиниста Мельникова водила поезда в прифронтовой полосе десять дней, не сходя с паровоза. Машинист Турушин, получив важное задание, проработал на паровозе бессменно 61 час. Машинист Дейнеко простоял у реверса 106 часов, машинист Шипенин не покидал паровозной будки 113 часов.
Война потребовала самоотверженного труда не от одних водителей поездов. Любой, самый скромный работник железнодорожного транспорта почувствовал свою прямую и непосредственную ответственность за работу железных дорог.
Современная война уничтожила понятие глубокого тыла.
Бомбардировочная авиация, парашютные десанты дают возможность нападать даже на очень отдалённые от передовой линии огня пункты страны.
И вот, переездной сторож одной из дистанций пути — простая советская женщина по фамилии Заможных — уже в первые часы военных действий, находясь на дежурстве у своего переезда за тысячи километров от передовых позиций, неожиданно очутилась на фронте. Невдалеке от неё стоял какой-то незнакомый человек и что-то записывал себе в книжку.
— Вы кто такой? — спросила его Заможных.
— Путевой обходчик, — ответил он.
Это было явное и грубое враньё. Женщина знала всех путевых обходчиков и потому заподозрила в незнакомце врага. Она потребовала у него удостоверение личности. Тогда тот заявил, что он пошутил, назвав себя путеобходчиком, в действительности же он монтёр связи.
Странная шутка только усилила подозрения, и Заможных дала тревожный сигнал из своего рожка. На тревогу сбежались ремонтные рабочие и препроводили врага в стрелковую охрану.
Путеобходчик Хоменко также встретил на путях неведомого ему человека. Хоменко направился к незнакомцу, чтобы выяснить кто он таков, но тот пустился бежать.
Путеобходчик настиг врага в лесу. Завязалась борьба. Вражеский лазутчик был силён, ловок, увёртлив и ему удалось вырваться из рук Хоменко. Он добежал до реки и бросился в воду.
Но советский путеобходчик теперь уже твёрдо знал, с кем он имеет дело, и решил не выпускать врага. Он настиг его в воде, вытащил на берег, доставил на станцию и передал диверсанта в руки охраны.
Железнодорожная хроника зарегистрировала сотни и тысячи подобных примеров. Многие из шпионов и диверсантов оказывали сопротивление, вступали в борьбу, пускали в ход оружие.
Когда стираются границы между фронтом и тылом, когда весь народ и каждый отдельный человек втягиваются в борьбу с врагом, разгорается ненависть к захватчику, растёт патриотическое воодушевление, рождаются мужество, решимость, предприимчивость, изобретательность и подлинный героизм.

Укладка пути на строительстве прифронтовой дороги
Железнодорожное движение совершается по строгим правилам, предусматривающим поведение железнодорожного служащего при самых разнообразных обстоятельствах.
Но ни в одной инструкции не сказано, что должна делать поездная бригада, когда сопровождаемый ею маршрут попадает во вражеское окружение.
Поездная бригада во главе с машинистами Болотиным и Кручининым в этом случае поступила так. Она долго поддерживала, в топке огонь, надеясь, что удастся прорваться к своим. Когда был сожжён весь уголь, машинисты собирали дрова, хворост, сушили ветви но продолжали держать паровоз под паром. Наконец, немецкий снаряд разбил паровозный котёл. Поезд уже не мог двигаться.
Тогда поездная бригада присоединилась к горстке бойцов и вместе с ними встала на оборону своего маршрута. Три недели воевали они таким образом, отрезанные от своих, но не отдали состава на разграбление врагу и дождались подхода своих частей.
Железнодорожные инструкции подробно указывают обязанности каждого служащего, но ни в одной инструкции не сказано, кто должен убирать с путей неразорвавшуюся бомбу, сброшенную немецким бомбардировщиком при приближении поезда.
На одной из наших станций, подвергшихся бомбардировке, пятидесятикилограммовая бомба врезалась между тягами входной стрелки и не разорвалась. Обезвредить бомбу следовало без малейшего промедления, так как к станции приближался поезд со срочным военным грузом. Начальник станции Антипов вытащил бомбу, взял её на руки, прошёл с этим грузом метров тридцать в сторону от путей и осторожно положил бомбу на землю.
Спустя минуту через стрелку проследовал ожидаемый поезд.
К строгим правилам эксплуатации и движения советские железнодорожники в дни Отечественной войны прибавили много новых параграфов, нигде не записанных. Эти правила им подсказали горячее сердце и творческий ум, воспламенённый ненавистью к врагу и любовью к Родине.
У машиниста прифронтового депо Андреева во время срочного и важного рейса в топочной решётке паровоза провалились четыре -колосника. Не задерживая ни на минуту поезда, Андреев, его помощник Матвеев и кочегар Шальнов забросали отверстие в колосниковой решётке железным ломом и крупными кусками угля. Так они довели поезд до места.
Тут надо было установить колосники на место, а для этого необходимо тушить и охлаждать паровоз. Однако обратный рейс был не менее срочным и важным, и выводить паровоз из строя на несколько часов бригада сочла преступлением. Андреев решает применить старый, но опасный и героический способ для устранения дефекта. Машинист обливается водой, надевает ватную куртку, рукавицы, лезет в раскалённую топку и устанавливает колосники на место. Волосы у него опалены, кожа на лице, обожжена, но он доволен и счастлив. Маршрут проходит свой путь образцово и прибывает на место точно, во время.
Ещё тяжелее сложилось положение у машиниста Кавказского депо Василенко. Когда он чистил топку паровоза, ему бросилось в глаза разъединение колосниковых тяг. Для ремонта требовалось охлаждение паровоза, и не было на памяти у Василенко случая, чтобы кто-нибудь производил такой ремонт в горячем состоянии паровоза. Но у старого машиниста двое сыновей находились на фронте, и он решил не выводить паровоза надолго из строя.
С теми же предохранительными мерами он в раскалённой атмосфере, задыхаясь от жары и духоты быстро исправил повреждение.
Проявления трудового героизма, естественно, чрезвычайно разнообразны, их нельзя распределить по рубрикам и разрядам. Характер их определяют время, место, особенность того или другого дела.
Электромеханик Старшинов отправился с паровозом к месту повреждения телефонных проводов, перебитых снарядами фашистов. Скоро выяснилось, что линия порвана там, куда паровоз подойти не может, что, кроме того, весь этот перегон подвергается жестокому обстрелу.
Тогда Старшинов берёт свою сумку с инструментами и отправляется пешком. Распутывая провода, взбираясь на столбы, восстанавливая связь, он прошёл таким образом под пулями 15 пролётов и привёл телефонную линию в полный порядок.
На станцию Ворошилов для передачи на соседнее отделение прибыл порожний маршрут. Требовалось бы задержать его не менее чем на пять часов для того, чтобы произвести необходимый ремонт. Но в грозные дни время не терпит! И вот, плотники вагоноремонтного пункта Архипов и Очертин вместе с поездными мастерами Курятниковым и Савиновым придумывают нечто небывалое: произвести ремонт во время движения поезда.
Погрузив инструменты и материал, они принялись за дело на ходу. По пути к составу прицепили ещё двадцать платформ, требовавших ремонта. Вагонники бессменно проработали по 16—20 часов и доставили совершенно исправный состав точно по графику к месту назначения.
Работа была большая. В пути вагонники собрали 15 бортов у платформ, поставили 35 новых досок в полах вагонов, 57 бортовых стоек и 22 крючка.
Уже с первых месяцев войны железнодорожникам пришлось взять на себя ещё и дополнительные перевозки в глубь страны населения из угрожаемых местностей, оборудования эвакуируемых из прифронтовой полосы фабрик и заводов, различного государственного имущества.
Загрузка железнодорожного транспорта в осенние месяцы 1941 года была невероятно велика. Справиться с обслуживанием фронта и тыла в эти грозные дни советские железнодорожники смогли только благодаря огромному патриотическому воодушевлению. Оно порождало в людях трудовой героизм, необычайную выносливость в труде и исключительную сообразительность в деле.
Уже в первые часы войны машинист Омского депо Никифоров, готовившийся к рейсу на станцию Татарская, потребовал «дать ему состав потяжелее» и привёл в Омск на 37 минут раньше срока поезд весом в полтора раза больше установленной нормы.
Водителей поездов не пришлось убеждать в необходимости «брать составы потяжелее». Не дожидаясь указаний на этот счёт, многие машинисты по собственной инициативе в удобную минуту формировали такие поезда.
— Желая быстро и хорошо перевезти всё необходимое для нашей героической Советской Армии, — рассказывает новосибирский машинист Краснов, — мы сами стараемся преодолеть препятствия... Машинист нашего депо Иванов провёл на запад кольцевой маршрут. Вслед за ним отправились и мы. Ехали хорошо, но в Сокуре наш маршрут придержали. Спрашиваю у диспетчера, в чём дело? Оказывается, создалось такое положение, что наши два маршрута сразу принять нельзя! Мне пришла мысль задержать в Мочище ту кольцовку, которую вёл Иванов, и его паровоз отправить резервом в Новосибирск, чтобы разрядить положение на станции. А наш маршрут можно соединить с кольцовкой, оставленной в Мочище, и станции будет легче его принять. Моё предложение диспетчер принял. Сдвоенный маршрут мы своевременно привели в Новосибирск...»
Машинисты депо станции Сонково доставили за пять дней 13 тяжеловесных поездов с превышением нормы свыше чем на три тысячи тонн. Более четырёх тысяч тонн груза сверх нормы перевезли машинисты депо Иваново за десять дней. А машинист депо Рыбное с тяжеловесным поездом прошёл участок без набора воды и прибыл на место раньше срока на час и одиннадцать минут.
Число машинистов-тяжеловесников возрастало день ото дня. Машинист Четвериков провёл на Аткарском отделении небывалый для этого участка поезд весом на 1 900 тонн выше нормы.
Одновременно тяжеловесники добились прохождения поездов без набора воды на промежуточных станциях. Тем и другим путём и были достигнуты исключительная густота перевозок, блестящее использование пропускной возможности железных дорог.
На каждом участке прифронтовой полосы и глубокого тыла, на любой станции, на любом разъезде видел в эти исторические дни советский народ героическую работу железнодорожного транспорта. Проходили воинские эшелоны и санитарные поезда. Неслись один за другим товарные поезда с танками и бронемашинами, с боеприпасами и авиабомбами, с углём, топливом и продовольствием. Неуклонно продвигались длинные составы с заводским оборудованием, станками и полуфабрикатами в глубокий тыл, на новые места. Но оставалась скрытой от глаз наблюдателя другая половина героического труда железнодорожников, проходившая в депо, на путях, в кабинетах диспетчеров, дежурных по станции, в путевых будках и блок-постах.
При напряжённой работе транспорта огромнейшее значение приобретают ремонт пути и подвижного состава, искусство диспетчера, состояние охраны, исправность сигнализации.
Ускорение ремонта подвижного состава с первых дней войны стало важнейшей заботой всех работников транспорта, от рабочих депо до самих водителей поездов.
Особенное значение получили железнодорожные перевозки в условиях блокады на Ленинградском фронте.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0062 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика