Подвиг железнодорожников под Сталинградом

 

По теме "война"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Сталинградцы в годы Великой Отечественной войны. Подвиг Марии Колычевой

Это происходило под Сталинградом. Порожний состав товарных вагонов, только что разгруженных на одной из крайних станций северо-западнее Сталинграда, возвращался обратно, пробиваясь сквозь снежную метель. На последнем вагоне находилась Мария Колычева. Влажные хлопья снега били ей в лицо, но она не смеялась, как смеются все русские в тёплые метельные утра, когда ветер валит с ног, а на лицо ложится, как гипсовая маска, снежный покров. Она не смеялась потому, что разучилась смеяться с тех пор, как ушла из своей полтавской деревни, занятой немцами.
В хвосте поезда шёл вагон, должно быть уже расшатанный воздушной волной фугасных бомб. Сильный порыв ветра приподнял его крышу и с грохотом, заглушившим на мгновение шум поезда, сбросил железное полотно крыши на второй путь.
Из всей бригады одна только Колычева видела это. Она стала давать сигналы остановки, но сигналы её не были замечены, и состав быстро уходил от места происшествия, явно угрожавшего катастрофой встречному маршруту, который мог везти на фронт продовольствие, боеприпасы, людей.
Сначала молодая женщина решила пробраться к машинисту по крышам вагонов, но среди состава были и платформы, так что намерение её, рискованное вообще, было просто неосуществимо. Тогда она, не найдя ничего лучшего, спрыгнула с вагона в снег, а затем, оправившись от падения, пошла назад. Она хотела убрать крышу с рельсов и вернуться с первым же идущим вслед маршрутом, чтобы догнать свой поезд.
Но сил женщины, даже в её возбуждённом состоянии, не хватило на то, чтобы сдвинуть тяжёлую железную крышу с пути, сколько ни старалась она это сделать. Людей же, которые могли бы ей помочь, не было видно нигде. И сквозь желтоватую мглу метели нельзя было заметить даже и признаков жилья. Сложив рупором ладони рук Колычева кричала, направляя свой голос во все стороны, но из снежной степи никто не откликнулся. Звук её голоса кружился около неё самой, глухо сталкиваясь повсюду с непроницаемой снежной стеной.
Тогда отважная женщина пошла вперёд навстречу ветру и навстречу ожидаемому поезду, надеясь что её тревожные сигналы будут замечены машинистом и так или иначе ей удастся предупредить об опасности.
Ветер толкал её в грудь, как руками, и метель лепила свою снежную маску на её красивом, давно не улыбавшемся лице. Пока ещё руки её могли действовать, она сбрасывала снег со лба, со щёк, с губ, бровей и ресниц, но мокрые пальцы её коченели на ветру, щёки переставали чувствовать холод, ресницы опускались под тяжестью налипавшего снега, и она шла вслепую, подняв свой тревожный сигнал и думая об одном.
— Только бы не замёрзнуть до него, только бы не упасть! Маршрут, которого ждала Колычева, вёл зоркий машинист.
Он увидел в желтоватой мгле метельного утра занесённую снегом женщину с сигнальным флажком и привёл в действие тормоза.
Колычева продолжала стоять неподвижно, и она не опустила своей окаменевшей руки до тех пор, пока весь состав вагонов не прошёл мимо неё, постепенно замедляя свой ход. Тут были цистерны с бензином, платформы с танками. Вагон, остановившийся как раз против засыпанной снегом сигнальщицы, был гружён авиационными бомбами.
Много раз с тех пор, как усатый немецкий ефрейтор выгнал всех Колычевых из их белой хаты, окружённой вишнёвым садом, она утешала своё сердце мстительными мечтами, стоя на тесной площадке вагона и полузакрыв глаза.
И вот теперь, когда спасённый ею поезд со своим страшным грузом, замаскированным еловыми ветками, остановился перед нею, Мария Колычева улыбнулась.
Разрушительный огонь многодневной осады пробудил в сердцах сталинградских железнодорожников ожесточённую энергию, самозабвение, достойные сражавшихся в Сталинграде бойцов.
На одной из железнодорожных веток, примыкающих к городу Сталина, застрял железнодорожный состав. Ехать за ним было опасно. Тогда начальник депо Морозов решил сам вывезти состав.
Предприятие было рискованным. Морозов снарядил самый старый, разбитый, подлежавший исключению из инвентаря паровоз, которого было бы не жалко в случае несчастья, — о себе он не думал жалеть, — и отправился за составом. Ветка давно бездействовала. Немцы считали её разрушенной. Морозову удалось счастливо добраться до цели и благополучно возвратиться назад.
Хозяйское сердце начальника депо восторжествовало над соображениями личной безопасности и ещё раз по такому же считавшемуся мёртвым пути Морозов проскочил в Сталинград и здесь стал собирать застрявшие вагоны. Из этих вагонов, уже почитавшихся погибшими и брошенными, Морозов сформировал солидный маршрут. На своём разбитом паровозе он с трудом вывез состав, но всё-таки доставил его к месту. Неожиданно ожившая дорога подверглась немедленно ожесточённому налёту немецких бомбардировщиков. Пока они сыпали на линию бомбы, Морозов ремонтировал вагоны и отправлял их в тыл.
Вероятно не раз эти спасённые Морозовым вагоны, груженные боеприпасами, возвращались на фронт и в Сталинград.
Возможно, что именно с этими вагонами главный кондуктор Зимников пришёл на станцию под Сталинградом, когда туча фашистских бомбардировщиков скользнула тенью по станционным путям и остановившемуся маршруту. Зимников приказал рассредоточить состав с ценнейшим грузом. Но враг уже заметил маршрут и обрушил на него десятки бомб. Осколки их пробили несколько вагонов. К повреждённым вагонам и поспешил главный кондуктор. Немцы пустили в ход пулемёты.
Не взирая на то, что немецкие пулемёты чертили свои пыльные линии по земле, приближаясь к нему, Зимников заделывал пробоины.
Наконец, пули поразили его. Руки перестали действовать, но хозяйское сердце главного кондуктора билось, и Зимников продолжал своё дело, руководя спасательными работами, и они были доведены до конца.
Сквозь огненную завесу артиллерийского огня пробивались к Сталинграду тяжеловесные поезда с танками и бронемашинами, с боеприпасами и продовольствием. Неуклонно продвигались воинские эшелоны и длинные составы санитарных поездов.
В боях за Сталинград железнодорожники дрались за продвижение поездов к фронту с таким же упорством, как бойцы дрались за каждый метр земли. И вот в этих боях за продвижение маршрутов получили широчайшее применение лунинские методы работы.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0059 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика