Железнодорожные войска в Великой отечественной войне

 

По теме "война"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Значение железнодорожных войск на примерах Великой Отчественной войны

В грозные дни Великой Отечественной войны на военных железнодорожников была возложена большая и почётная задача. В условиях войны они восстанавливают разрушенные пути, мосты, станционные сооружения, действуя сплошь и рядом под огнём врага. При отходе же войск на новые рубежи железнодорожные батальоны вместе с работниками станции заканчивают эвакуацию грузов, ценнейшего имущества, затем производят взрывные работы, разрушая и уничтожая пути, железнодорожные сооружения и оборудование. Естественно, что свои задачи железнодорожные войска решают в тесном взаимодействии как с работниками железнодорожного транспорта, так и с частями Советской Армии, обороняющими узлы и станции.
В рядах железнодорожных войск немалая часть бойцов — профессиональные железнодорожники. Многие из них водили паровозы, как бывший машинист Октябрьской дороги Судаков, ставший начальником штаба героического железнодорожного батальона капитана Куца. Сержант Тёмный был когда-то главным кондуктором, а лейтенант Субочев — техником железнодорожного строительства. Да и сам командир батальона Куц до призыва в армию работал на строительстве Московско-Донбасской дороги.
Немало подвигов совершили бойцы железнодорожных батальонов и в непосредственных схватках с врагом и при исполнении своих обязанностей.
Таков подвиг сержанта железнодорожных войск Мирошниченко, охранявшего мост через реку С, заблаговременно подготовленный к взрыву. В самый последний момент провод к заряду был перебит осколком вражеского снаряда. Создалось критическое положение: немцы уже входили на мост и торопились предотвратить взрыв.
Тогда Мирошниченко пополз к мосту и поджёг шнур в непосредственной близости от самого заряда.
Через секунду произошёл взрыв, груды металла взлетели на воздух. Мирошниченко погиб, но движение врага было надолго приостановлено и приказ командования выполнен.
История железнодорожных войск полна записей о людях, подобных сержанту Виктору Мирошниченко.
Железнодорожный путь из глубины страны идёт на запад. Он пересекает старый Волхов, вьётся по лесам и болотам, подходит вплотную к линии фронта. День и ночь снабжается фронт боеприпасами, продовольствием. Уходят санитарные поезда в тыл. Прибывают свежие отряды бойцов.
Всеми силами и средствами враг пытается прервать движение на линии. Артиллерийский обстрел чередуется с налётами бомбардировщиков.

Батарея у железнодорожного объекта
А важнейшая магистраль по прежнему действует. Железнодорожный батальон майора Ефимова заботится об этом. На станциях и разъездах разбросаны подразделения восстановителей-путейцев батальона.
Каждый клочок железнодорожного полотна находится под надзором. Разведчики доходят до самого фронта. О малейшем повреждении пути тотчас становится известным в части, и исправление его следует немедленно.
Фашистским самолётам удаётся прорваться в район станции. Сбрасываются бомбы, разрушен путь. Но едва лишь исчезают самолёты, как на месте появляются разведчики: сержант Якушев и бойцы Жаров и Демидов. Якушев отмечает повреждения — три воронки на полотне и разбитые входные стрелки. Он быстро подсчитывает потребность в материале и немедленно доносит об этом в штаб. Через несколько минут подходит восстановительный поезд со взводом лейтенанта Бисенкова. Бойцы-железнодорожники занимают свои места. Одни выбирают побитые и погнутые рельсы, другие сваривают их. Часть бойцов засыпает воронки, другая подкатывает на тележках новые рельсы. Все спешат, потому что на станции уже застрял состав с боеприпасами.
Работа подходит к концу, когда фашистские бомбардировщики снова появляются в облаках. Одному из них удаётся сбросить несколько бомб на станцию. Загорается вагон с патронами, а на соседнем пути стоит целый состав со снарядами.
Командир отделения Ежиков бросается к паровозу, чтобы убрать состав от опасного соседства, но тут же обнаруживает, что путь впереди разрушен, и паровоз не может подойти к эшелону.
— Расцепить вагоны, откатить вручную! — приказывает он своему подразделению.
Бойцы расцепляют состав, берут по одному -по два вагона и откатывают их подальше. Однако огонь не ждёт. Один из вагонов эшелона уже охвачен пламенем с лобовой стенки. Кажется, всё погибло, ежеминутно может последовать взрыв, за ним другой, третий...
И вдруг между вагонами появляется боец Оболдуев. В соседнем вагоне лопаются раскалённые патроны, пламя обжигает бойца, а он разъединяет вагоны, оборудованные автосцепкой, с молниеносной быстротой.
Другой боец Фоменко спешит к нему на помощь. Вагон отцеплен. Откатить его помогает новая горсть смельчаков. Через минуту горящая стенка потушена, и эшелон вне всякой опасности.
И снова появляются путейцы-разведчики, за ними восстановительный поезд, и снова действует магистраль.
Так проходит долгий трудовой день батальона.
В грозную минуту опасности к храбрым людям приходит самозабвение. Оно воодушевляет их отвагой и пробуждает творческие силы ума, подавляющие мысли о самоспасении.
Машинист Дорошенко вёл поезд батальона к реке, где предстояло восстановить разрушенный мост. Недалеко от берега к главному пути, обрывавшемуся у моста, примыкал тупик. Дорошенко привёл сюда поезд, а два вагона он отцепил и переставил на главный путь. Кончив манёвры, он вдруг увидел, что вагоны, оставшиеся в тупике, самопроизвольно двинулись к реке.
Дорошенко окаменел, но, забыв о себе, в то же мгновение нашёл способ предотвратить катастрофу. Он дал полный ход и опередил паровозом вагоны, катившиеся из тупика на главный путь. Тогда Дорошенко перевёл рычаг на задний ход: паровоз принял на себя удар вагонов, дрогнул и стал под их напором подвигаться к обрывистому берегу. Но Дорошенко, ни на секунду не утратившему присутствия духа и ясность мысли, удалось всё же остановить вагоны. Когда же он вышел из будки, то увидел, что передние колёса паровоза уже стояли на концах рельсов, торчавших в воздухе над рекой.
Самозабвение в решающую минуту рождает способность совершать подвиги. Мы с гордостью называем деяния этих людей героическими.
С не меньшим правом, однако, называем мы героями и тех, кто бесстрашно на виду у врага неделями и месяцами выполняет своё будничное дело, как, скажем, коллективы станций, получивших название «крайних».
До войны эти станции имели свои названия. Крайними такие станции становятся с того момента, когда оказываются у переднего края обороны, в непосредственной близости к фронту.
На одной из таких станций, невдалеке от путей возвышается высокий поросший цветами и травой холмик. Вот история этой могилы.
Крайняя станция подверглась нападению немецких самолётов. Немцы надеялись разрушением станции помешать бронепоездам выйти на огневые позиции. Тогда на линии, словно из-под земли, появилось четверо ремонтных рабочих. Вокруг них разрывались бомбы. Склонясь над рельсами, рабочие поспешно восстанавливали разрушенный путь. Ремонт был закончен, когда разрывом бомбы были убиты все четверо. Бронепоезда вырвались вперёд и помогли нашим войскам отразить атаку. А четырёх героев железнодорожники похоронили в братской могиле на лужайке, изрытой воронками.

Зенитно-орудийный расчёт на бронепоезде
Мимо могильного холмика шли поезда. Они доставляли грузы для войск, действующих на переднем крае обороны. Вражеские самолёты всё время кружились над станцией. Разгрузка прибывающих маршрутов проходила с невероятной быстротой. Паровоз не отцепляли от состава: поезд всегда наготове. Вагоны опорожнялись за несколько минут, и состав отправлялся обратно.
Крайняя станция казалась вымершей. Посёлок, расположенный возле неё, давно опустел. Остались только железнодорожники. Жили они в погребах. Дежурный по станции, телеграф и всё необходимое оборудование помещались под землёй, в блиндаже. На поверхности земли — только путеобходчик, продолжавший жить в станционной будке, и стрелочники. Они не могли зарыться в землю: стрелочники стояли на своих постах, делали маршруты, — открывали дорогу бронепоездам. Путеобходчик ежедневно обходил свой участок, осматривал полотно, рельсы, скрепления; словом, делал своё дело так, как будто перегон этот и не был никогда никаким другим, как только вот таким крайним.
Изо дня в день немцы обстреливали крайнюю станцию. В иные дни их пушки извергали на железнодорожный пункт, руководимый начальником станции Морозом, по нескольку сотен снарядов. И всё-таки Мороз содержит свой перегон в такой исправности, что бронепоезда в любую минуту могут прибыть на крайнюю станцию. Когда боеприпасы кончались, бронепоезда уходили обратно и возвращались вновь. И за многие месяцы на крайнем перегоне Мороза не произошло ни одной аварии, ни одной катастрофы.
Грохочут пушки. Взвывают немецкие самолёты со своим разрушительным грузом над рельсами. Время от времени выбывает из строя то один, то другой работник станции. Но бронепоезда и маршруты по прежнему приходят и уходят, и крайняя станция продолжает работать.
Она только кажется вымершей. В действительности жизнь тут не прекращается ни на минуту.
Немцы донимают с земли, с воздуха, а иногда и с рельсов. Тёмной ночью стрелочник звонит дежурному и сообщает тревожно:
— Немцы пустили паровоз с платформой!
Это значит, что, пользуясь темнотой, немцы ухитрились наскоро восстановить мостик через реку, чтобы пустить на крайнюю станцию чудовищный снаряд состоявший из неуправляемого паровоза и платформы, груженной взрывчатым веществом.
Вражеский брандер развивает скорость. Железнодорожники вместе с воинскими частями спешат к станции, чтобы встретить чудовище. Во тьме вырисовывается смутный силуэт паровоза. Но стрелки уже готовы принять его в пустой тупик, где приготовлена дрезина для столкновения. Короткий, страшный состав, громыхая по стрелкам, проносится мимо застывших в молчании и ожидании людей.
Хвост маленького поезда исчезает во тьме. Через минуту-две раздаётся взрыв колоссальной силы. Грохот потрясает землю.
Дежурному передают по телефону. — Всё благополучно. Жертв нет!
От этого «благополучного» взрыва остаётся воронка, в которую можно было бы закопать с крышей и трубами четырёхэтажный дом.
Разве этот легендарный коллектив железнодорожников не состоит из истинных героев?

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0042 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика