Подвиг Заслонова

 

По теме "война"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Подвиг Константина Сергеевича Заслонова

Легендарную славу среди партизан-железнодорожников стяжал себе начальник депо Орша, инженер Константин Сергеевич Заслонов.
При отходе наших войск Заслонов обратился к народному комиссару путей сообщения Л. М. Кагановичу за разрешением организовать партизанский отряд из паровозников Оршинского узла. Он хорошо знал их всех, и сам пользовался у них большим уважением. Созданная Заслоновым группа «народных мстителей» из 30 железнодорожников впоследствии превратилась в партизанскую бригаду, наводившую страх и ужас на немецких захватчиков. За три месяца партизаны пустили под откос несколько десятков эшелонов с немецкими солдатами и боевой техникой, вывели из строя 118 паровозов, уничтожили сотни вагонов и автомашин.

Портрет К. С. Заслонова
Изобретательность самого Заслонова и его товарищей поразительна.
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны теперь открыт специальный зал, посвященный памяти Заслонова.
В зале выставлены оригинальные «четырёхножки», изобретённые заслоновцами для борьбы с вражеским автотранспортом и конницей; прославленные заслоновские мины, заделанные в уголь, которые, попадая в тендеры, а оттуда в паровозные топки, взрывали локомотивы; дневники, отражающие боевую деятельность белорусских партизан, и другие экспонаты.
Огромный интерес для характеристики партизанского движения среди железнодорожников представляет дневник самого Заслонова.
Дневник охватывает период от 17 мая до 7 ноября 1942 года.
В марте 1942 года партизанские отряды Заслонова начинают действовать в лесах Витебщины. Об этом главным образом и повествует дневник.
Заслонов придавал огромное значение построению отрядов, их управлению, связи, взаимодействию. Отличный организатор, он превосходно понимал, какое значение имела партизанская разведка в глубоком тылу, насыщенном регулярными частями армии противника.
В дневнике есть краткие отрывки из приказа, названного «Разработка походов-разведок».
Назначая начальником разведки бригады старшего лейтенанта тов. Громова, Заслонов так определяет круг его деятельности: самое главное — организация бригадных агентурных разведок, учёт всех связных, организация походных разведок, разработка походных маршрутов. Начальнику разведки предлагается организовать вокруг себя хорошую группу отважных разведчиков, умных, волевых и героических людей, инициативных и деятельных товарищей, способных отражать истинную картину и обстановку разведываемых пунктов.
Заслонов постоянно следил за деятельностью своих разведчиков. Он направлял их работу, учил и ставил перед ними конкретные боевые задачи.
По записи результатов разведки, полученных Заслоновым, можно видеть, сколь важными оказывались сведения, добытые разведчиками.
«Усиленное передвижение войск через Оршу на Могилёв и Витебск. Товарищ Д. лично 3 и 4 июня наблюдал перемещение по железной дороге из Минска через Оршу на Витебск и Смоленск, передвижение транспортов с ОВ и дегазатор с отдельными вагонами. В поездах знаков, отмечающих ОВ, не было никаких. Установил лично и дополнительно узнал от сцепщика поездов Сепчило Николая, расстрелянного 15 июня за связь со мной».
Получив точные, проверенные данные, Заслонов нередко радировал в Москву, в Центральный штаб партизанского движения. Одна из его радиограмм сообщает, например: «Сильное движение поездов на железной дороге Орша — Смоленск. Усилена охрана на этой дороге. Окрестности Орши укрепляются и заселяются немцами. В Межеве и Заболотье очень много конников, около 3 000. По большаку Орша — Могилёв выселяются деревни и заселяются немцами. Подробности передам. Заслонов».
Неоценимую услугу советскому командованию оказали эти лаконичные, но точные и проверенные сведения!
Командир партизанской бригады Константин Заслонов воспитывал и учил разведчиков на конкретных примерах. Вместе с ними он отправлялся на ответственные задания. Просиживая часами в засаде, опытный организатор разведки учил своих боевых помощников искусству наблюдать, распознавать уловки врага.
Правильно организованная разведка доносила своему командиру о каждом шаге противника, о дислокации войск, о продвижении эшелонов, о настроениях жителей окрестных деревень и станций. На основании данных разведки Заслонов находил людей, нужных бригаде, и через разведчиков вёл с ними переговоры. Он боролся за сплочение мелких партизанских групп, стихийно возникших в витебских лесах, в единую организацию.
Заслонов был требователен к себе и к окружающим. Формируя и укрепляя бригаду, он настойчиво требовал, чтобы командиры «не приводили в отряд кого попало», чтобы они были взыскательны к себе и к своим подчинённым, воспитывали людей, насаждали дисциплину. «Если кто- то назвался партизаном, то не должен ходить душа — нараспашку». Заслонов требует прекращения стрельбы где попало. Экономить патроны и беречь оружие — таков закон для его бригады.
Ещё до войны Заслонов писал в своей автобиографии, что хочет «быть большевиком в полном смысле слова, быть честным, чутким, внимательным и классово-бдительным».
Константин Сергеевич был принят кандидатом в члены ВКП(б) 25 октября 1941 года на партийном собрании отряда имени Кагановича в смоленских лесах, но партийная его принадлежность оформлена не была. Заслонов остался непартийным большевиком, но как командир он учил своих подчинённых тому, чему многие годы его учили партия и комсомол.
Товарищ Сталин требовал от партизан, чтобы они создали на временно оккупированной территории невыносимые для немцев условия, — такие чтобы под ногами врага горела земля. В духе этих требований Заслонов воспитывал личный состав групп и отрядов. На страницах дневника неоднократно встречаются записи о славных боевых делах.
«4 июня в 2 часа 30 минут ночи на перегоне Стайки — Богушевская совершено крупное крушение воинского поезда с автомашинами и пушками, на которых находилась прислуга. Паровоз сошёл с рельсов и сильно повреждён. Два вагона свалились под откос, 9 вагонов разбито. Движение прервано».
« Один за другим перечисляет Заслонов перегоны, где пущены поезда под откос. Дневник не представляет собой полной записи всех боевых действий заслоновцев на железнодорожных коммуникациях. И всё же, только по имеющимся в нём записям, за полгода было подготовлено 80 крушений поездов, нарушивших вражеские перевозки.
Заслонов был для своих партизан не только военоначальником. Он много внимания уделял быту партизан. Местное население, ненавидевшее захватчиков и искренно сочувствовавшее партизанам, оказывало бригаде огромную материальную поддержку, доставляя в отряды хлеб, мясо, масло, одежду. Но по мере увеличения численности бригады этого стало недостаточно. Продовольствие надо было брать у врага. Когда это делалось, Заслонов отвоёванное партизанами у немцев продовольствие раздавал крестьянам.
Командир бригады внимательно следил за событиями на фронтах Отечественной войны. Мелким убористым почерком Заслонов записывал основные данные из сводок Совинформбюро и приказов товарища Сталина, принятых через партизанскую радиостанцию. Эти сводки передавались всем отрядам, пересказывались местному советскому населению.
Дневник обрывается за неделю до героической гибели Заслонова. 14 ноября 1942 года он пал в бою у деревни Куповать Сенненского района Витебской области.
В привокзальном сквере станции Орша ныне высится небольшой холмик, обнесённый металлической решёткой. Это могила легендарного партизанского командира Константина Сергеевича Заслонова.
Красное полотнище с траурным крепом обрамляет остроконечную решётку. Железнодорожники узла, колхозники окрестных сёл, проезжающие через станцию пассажиры идут к могиле поклониться праху героя, отдавшего самое дорогое— жизнь — великому делу победы.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0043 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика