Осевая формула локомотива

 

По теме "паровоз"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Виды осевых характеристик локомотивов

Осевая формула или осевая характеристика представляет собой условное обозначение количество осей колес у локомотива или моторвагонного подвижного состава, назначение колес и особенности. Осевая формула выражается сочетанием цифр или букв. Старое обозначение на железных дорогах Америки представляет собой собственное название каждого типа: Atlantic, Decapod и т.д.
За рубежом в осевых формулах локомотивов число движущих колесных пар показывают не цифрами, а буквами латинского алфавита. Буква А — одна ось, В — две, С — три и т.д. Например, осевая характеристика тепловоза ТЭП-70 для российских железных дорог: 30-30, а для зарубежных дорог записывается как С00.
На отечественных железных дорогах и железных дорогах Франции цифры указывают последовательное расположение колес локомотива: сначала вспомогательных бегунковых (которые расположены  у головы локомотива), затем ведущих (движущих), затем поддерживающих, расположенных под кабиной машиниста. На отечественных железных дорогах цифры осевой характеристики разделяются дефисом. Например, паровоз серии ЛВ постройки Ворошиловградского завода 1956 года имеет осевую формулу 1-5-1.
Осевые формулы локомотивов России, стран Европы и Америки
Расположение колес Обозначение
 на отечественных дорогах Старое немецкое Старое американское По числу колес На дорогах Франции Современное немецкое
OO 0-2-0 2/2 4-Wheel Switcher 0-4-0 020 B
oOOo 1-2-1 2/4 Columbia 2-4-2 121 1B1
ooOO 2-2-0 2/4 8-Wheel American 4-4-0 220 2B
ooOOo 2-2-1 2/5 Atlantic 4-4-2 221 2B1
OOO 0-3-0 3/3 6-Wheel Switcher 0-6-0 030 C
oOOO 1-3-0 3/4 Mogul 2-6-0 130 1C
oOOOo 1-3-1 3/5 Prairie 2-6-2 131 1C1
ooOOO 2-3-0 3/5 10-Wheel 4-6-0 230 2C
ooOOOo 2-3-1 3/6 Pacific 4-6-2 231 2C1
oOOOO 1-4-0 4/5 Consolidation 2-8-0 140 1D
oOOOOo 1-4-1 4/6 Mikado 2-8-2 141 1D1
OOOOO 0-5-0 5/5 10-Wheel Switcher 0-10-0 050 E
oOOOOO 1-5-0 5/6 Decapod 2-10-0 150 1E
oOOOOOo 1-5-1 5/7 Santa Fé 2-10-2 151 1E1
oOOOOOO 1-6-0 6/7 Centipede 2-12-0 160 1F
OO  OO 20-20 или 20+20 2/2 + 2/2 8-Wheel Articulated 0-4+4-0 020-020 B+B
ОOO  OOО 30-30 или 30+30 - - - - C+C
Для того, чтобы осевая формула учитывала необходимые конструктивные особенности локомотива, используются дополнительные обозначения.  Например, в современной осевой формуле немецких железных дорог для обозначения возможность поворота оси  колеса используется апостроф ( ' ).
Для локомотивов тележечного типа железных дорог России осевая формула представляет собой сочетание цифр, число цифр соответствует числу тележек, каждая цифра показывает число осей в тележке. Далее ставится знак «+», если тяговое усилие передается через сочленение тележек, или знак «-», если тележки не соединены между собой (не сочленены) и тяговое усилие передается через раму кузова. Нижний индекс «0» у цифр показывает, что каждая ось имеет индивидуальный (отдельный) привод. Например, тележечный электровоз ВЛ60 имеет осевую формулу 30 - 30, которая показывает, что у электровоза две трехосные тележки, тележки не соединены между собой и каждая ось имеет отдельный (индивидуальный) привод (тяговый электродвигатель). Такую же осевую формулу имеет и тепловоз ТЭП-70: 30 - 30.
У восьмиосного двухсекционного электровоза с несочлененными тележками, у которого каждая секция самостоятельно работать не может (электровозы ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ80Т, ВЛ80Р) осевая формула 20-20 - 20-20, а у локомотива с сочлененными тележками — 20+20 + 20+20 (электровоз ВЛ8).
Осевые характеристики электровозов, у которых каждая секция работает самостоятельно, будет 2(20-20) — электровозы ВЛ11 и ВЛ80с, 2(30-30) —тепловоз 2ТЭ116. Цифры 2 или 3 перед скобкой означают число секций локомотива.
У локомотивов нетележечного типа в осевой формуле последовательно перечислено число осей бегунковых, ведущих (сцепных) и поддерживающих. Например, у тепловоза ТГМ1 осевая формула -0-3-0, что означает: бегунковых осей нет, ведущих осей - три с групповым приводом, поддерживающих нет. Тепловоз ЭЭЛ имеет осевую формулу 2-50-1, т.е. две бегунковых оси, пять ведущих с индивидуальным приводом, одна поддерживающая.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0047 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика