Керосиновые двигатели Яковлева

 

По теме "тепловоз"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Четырехтактные двигатели

Двигатели Отто, оказавшиеся несравненно более экономичными, чем двигатели Ленуара, получили очень большое распространение во всех областях промышленности: на фабриках, заводах, в мелких предприятиях, вроде типографий, мастерских. А уже через год после их появления в Германии были выданы два патента на локомотивы с газовыми двигателями.
Однако, пока проектировались, рассчитывались и строились эти первые локомотивы, инженер Люринг решил, что будет удобнее поставить двигатель в самый вагон. Затея удалась как нельзя лучше, и в 1892 году по Дрезденской городской железной дороге стал курсировать пассажирский вагон с газовым двигателем. В вагоне помещалось несколько резервуаров с газом, сжатым до шести атмосфер. Специальные двигатели располагались под сиденьями по середине вагона. Валы их связывались с движущими осями посредством цепей Галля. На крыше вагона находились резервуары с водой для охлаждения цилиндра двигателя.

Схема работы четырехтактного двигателя
Опытный вагон понравился публике. Через два года была построена в Дессау первая железная дорога с такими газоходами. Она работала довольно долго, но не могла конкурировать с трамваями.
На конечных пунктах линии имелись станции для сжатия газа; его поставлял городской газовый завод. Линию протяжением около пяти километров обслуживали десять вагонов-газоходов.
Зависимость от газового завода и дороговизна топлива не могли содействовать повсеместному применению газовых двигателей.
Стремление избавиться от газового топлива заставило изобретателей искать чего-нибудь другого. Уже на заводе «Отто-Дейтц» главный инженер предприятия Готлиб Даймлер, оказавший очень много услуг Отто при создании газовых двигателей, пробовал заменять светильный газ парами керосина и бензина. Конструктор в конце концов бросил работу у Отто и организовал собственные мастерские, чтобы заняться разработкой конструкции бензинового мотора.
В 1883 году Даймлер построил быстроходный двигатель, работавший по циклу Отто, но не на газе, а на бензине. Даймлер построил особый аппарат, получивший потом название карбюратора: в нём происходили испарение бензина и смешивание его паров с воздухом.
Смесь поступала в цилиндр, где сначала сжималась, а затем взрывалась электрической искрой.
Освободившись от необходимости иметь при моторе целый «газовый завод», Даймлер поставил свой двигатель на обыкновенные извозчичьи дрожки и заставил его вращать колёса экипажа.
Испытывая свой мотор, Даймлер не знал ещё, где он найдёт настоящее применение. Одновременно он построил локомотивчик для узкоколейных заводских путей, а затем и пассажирский вагон. Сейчас бензиновые моторы сохранились лишь на автодрезинах и мотовозах малой мощности.
Найдя себе широчайшее применение в автомобильном и воздушном транспорте, бензиновые двигатели, как и газовые, не привились в качестве тепловозных машин главным образом вследствие их небольшой мощности, малой экономичности, сложности устройства и дороговизны топлива.

Керосиновый двигатель Яковлева
В то же время в России инженером В. С. Яковлевым был создан ещё один тип двигателя внутреннего сгорания — керосиновый двигатель.
Русский конструктор исходил из потребностей русской мелкой кустарной промышленности и сельского хозяйства, нуждавшихся в небольшом, экономичном, легко переносимом универсальном двигателе, с одной стороны, а с другой — из наличия в стране превосходного по качеству знаменитого «русского керосина», выработку которого, как известно, первыми в мире начали братья Дубинины на Северном Кавказе в 1823 году.
Братья Дубинины предложили способ «очищения чёрной нефти», превращения нефти в «белую нефть», т. е. керосин, и тем положили начало новой огромной отрасли промышленности.
Крупный деятель нефтяной промышленности прошлого века инженер-химик В. А. Рагозин справедливо писал по этому поводу в своей книге «Нефть и нефтяная промышленность»: «В то время, когда ещё патентованные учёные Европы смотрели на нефть как на материал, годный лишь для «обмазки колёс и других машин», в горах Северного Кавказа люди, ближе стоящие к жизни и наблюдавшие вещи непосредственно, работали уже над «превращением чёрной нефти в белую», то-есть над перегонкой нефти и получением из неё продуктов дистилляции, более пригодных для освещения, чем сырая нефть. Люди эти — братья Дубинины, крестьяне графини Паниной, Владимирской губернии, Гороховецкого уезда, села Нижнего Ландика, и им принадлежит по праву имя основателей керосинового производства».
Демонстрировавшиеся на всех выставках Петербурга и Москвы двигатели Яковлева представляли собой вертикальные двигатели внутреннего сгорания, топливом которым служил обыкновенный керосин. Очень интересно была разрешена конструкция испарителя, в которой для нагревания испарительной чугунной коробки, было использовано тепло отработавших в цилиндре газов. Самый испаритель представлял собой чугунную коробку, состоящую из целого ряда наклонных плоскостей, по которым стекал поступающий в испаритель керосин. Так как нагревание испарителя шло через стенки отработавшими газами, то смешение паров керосина с этими газами было невозможно.
Те же отработавшие газы Яковлев использовал и для подогрева воздуха, поступающего в испаритель, что в общем вело к повышению температуры поступающей в цилиндр горючей смеси ещё до её воспламенения. Зажигание смеси в двигателе Яковлева производилось раскалённой фарфоровой трубкой, которая поддерживалась в раскалённом состоянии керосиновой горелкой, помещавшейся в кожухе, выложенном асбестом.
В отличие от всех других двигателей внутреннего сгорания того времени, в двигателе Яковлева регулировалась не подача газа или бензина, а сама поступающая в цилиндр горючая смесь.
Совершенно оригинально были сконструированы Яковлевым клапанная коробка, клапаны и прочие детали двигателя.
Керосиновые двигатели были экономичнее паровых и одинаковы с газовыми, но представляли значительно большие удобства для мелкой промышленности и сельского хозяйства, особенно в России, где газовых заводов было не более десятка и обслуживали они только освещение в крупнейших городах.
Распространению их, однако, помешали появившиеся вскоре дизельмоторы, получившие теперь название двигателей тяжёлого топлива, в отличие от керосиновых и бензиновых двигателей, относящихся к разряду двигателей лёгкого топлива.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0039 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика