Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика тепловоза ЧМЭ3М
С целью повышения экономичности тепловоза ЧМЭЗ конструкторы завода Локомотивка-Соколово
несколько перепроектировали его. По новому проекту завод в 1977 г. построил
два опытных тепловоза ЧМЭЗМ, на которых в 1978 г. проводились наладочные испытания
электрооборудования.
Затем тепловозы испытывались ВНИИЖТом, после чего поступили в опытную эксплуатацию
в депо Люблино. Длина рамы тепловоза по сравнению с ЧМЭЗ увеличена с 16 000
до 17 000 мм, что связано с размещением дополнительного электрооборудования
для электрического тормоза; изменено и расстояние между шкворнями с 8660 до
9680 мм. Для повышения использования сцепного веса все тяговые электродвигатели
на тепловозе установлены в сторону середины локомотива; при этом колесная база
тележек уменьшилась с 4000 до 3600 мм.
На тепловозах ЧМЭЗМ сохранен дизель K6S310DR, но его мощность за счет установки
более мощной турбовоздуходувки (давление наддува повышено с 1,6 до 1,69 кгс/см)
и изменения конструкции поршневой группы увеличена до 1500 л.с. (1104 кВт);
при номинальной мощности частота вращения вала дизеля возросла до 775 об/мин.
Тяговый генератор TD-804 по своим габаритам и весу не отличается от генератора
TD-802 тепловоза ЧМЭЗ, но имеет измененные размеры пазов и обмоточный меди,
а также более короткий коллектор. Номинальная мощность 980 кВт. Продолжительный
ток 2250 А, максимальное напряжение 650 В, частота вращения якоря 775 об/мин.
Вспомогательный генератор трехфазного тока А-410 имеет номинальную мощность
75 кВт, напряжение 100 В. Его обмотки включены по схеме «звезда».
Номинальная мощность тяговых электродвигателей ТЕ-010 145 кВт; продолжительный
ток якоря 750 А; максимальный ток возбуждения 180 А; частота вращения якоря
при номинальной мощности 308 об/мин, максимальная частота 2420 об/мин. Якоря
тяговых электродвигателей попарно соединены последовательно и как в режиме тяги,
так и в режиме реостатного торможения работают при независимом возбуждении.
Обмотки главных полюсов тяговых электродвигателей также попарно соединены последовательно
и питаются через три управляемых выпрямителя, к которым подводится трехфазный
ток, вырабатываемый вспомогательным генератором. Через управляемые выпрямители
получает питание и независимая обмотка возбуждения тягового генератора. Питание
обмотки возбуждения вспомогательного генератора и заряд аккумуляторных батарей
осуществляются через управляемые выпрямители, подключенные к двум фазам вспомогательного
генератора.
На тепловозах используется механический привод вентилятора холодильника от коробки
гидромеханического привода НУК-2; установлен более мощный компрессор K3Lokl,
впоследствии примененный на электровозах ЧС8.
Служебная масса тепловоза увеличилась со 123 до 126 т, запас топлива возрос
с 5000 до 6000 кг. Максимальная скорость повышена с 95 до 100 км/ч. В длительном
режиме при скорости 13 км/ч тепловоз реализует силу тяги 237 кН (24 200 кгс).
Реостатный тормоз рассчитан на номинальную мощность 1000 кВт; его максимальная
мощность 1280 кВт, при этом тормозное усилие составляет 371 кН (37 800 кгс),
а скорость 14—15 км/ч. При электрическом торможении может поддерживаться постоянная
скорость движения. В пределах от 0 до 20 км/ч можно задавать значения необходимой
для поддержания скорости с интервалом 1 км/ч, от 20 до 100 км/ч — с интервалом
5 км/ч. Для автоматики, поддерживающей заданную скорость, использованы бесконтактные
элементы, в том числе тиристоры.
Особенностью электрического тормоза на тепловозе является то, что энергия, вырабатываемая
тяговыми электродвигателями при торможении, частично используется для вращения
главного генератора, работающего при этом в режиме двигателя, а вместе с ним
вала дизеля и вспомогательных машин (электродинамическое торможение); большая
же часть электрической энергии превращается в резисторах в тепловую (реостатное
торможение).
Тепловозы ЧМЭЗМ не пошли в серийное производство, но примененное на них электронное
оборудование и новые конструктивные решения ряда узлов и деталей в дальнейшем
использовались заводами при создании тепловозов ЧМЭЗТ и ЧМЭ5.
Род службы
Маневровый
Осевая формула
30-30
Годы выпуска
1977
Инвентарные номера
001-002
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
1551000 - 1561699
Железнодорожные администрации-собственницы
Россия Белоруссия Украина Молдавия Латвия Казахстан Узбекистан Азербайджан Армения Киргизия Таджикистан Туркмения
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог