Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика тепловоза ТЭМ7
В соответствии с техническим заданием Министерства путей сообщения, Министерства
тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения и Министерства электротехнической
промышленности на Людиновском тепловозостроительном заводе под руководством
главного конструктора завода В. Н. Логунова в 1973 г. были впервые в Советском
Союзе разработаны технический проект и рабочие чертежи маневрово-вывозного восьмиосного
однокузовного тепловоза с дизелем мощностью 2000 л. с. Этот тепловоз предназначен
для вывозной работы и маневровой работы на станциях, в том числе на сортировочных
горках, с составами, вес которых требует локомотивов с тяговым усилием на 40—50%
выше, чем у шестиосных маневровых тепловозов, например, ТЭМ1 и ТЭМ2. По этому
проекту в 1975 г. завод изготовил первые два тепловоза, получившие обозначение
ТЭМ7.
Расположение оборудования на тепловозе ТЭМ7:
1— гидроредуктор привода вентилятора; 2— вентилятор; 3— дизель; 4— тяговый
генератор; 5— вентиляторный агрегат; 6— мотор-компрессор; 7— камера
для электрических аппаратов; 8— пульт управления; 9— аккумуляторная
батарея
Кузов тепловоза капотного типа состоит из главной рамы, помещений для аккумуляторной
батареи, высоковольтной камеры и холодильника, приваренных к раме, а также кабины
машиниста и съемных частей кузова машинного отделения. Силовая установка 2-26ДГ
(дизель и тяговый генератор) и все основное оборудование смонтированы на главной
раме. На концах рамы установлены автосцепки типа УВЗ или СА-3.
Экипажная часть тепловоза состоит из четырех одинаковых бесчелюстных тележек
с поводковыми роликовыми буксами. Рамы тележек опираются на буксы через цилиндрические
пружины. На каждые две соседние тележки с помощью маятниковых подвесок опирается
промежуточная сварная рама, имеющая шкворневую балку. Кузов тепловоза № 0001
опирается на промежуточные рамы через боковые пневматические рессоры, а на тепловозе
№ 0002 — через винтовые пружины. Тяговое усилие от двухосных тележек на промежуточную
раму передается через наклонные тяги и рычажные механизмы, а от промежуточных
рам к кузову — через шкворни. Принятая схема подвешивания кузова рассчитана
на прохождение тепловозом неровностей пути и вписывание в кривые радиусом 80
м. Статический прогиб рессорного подвешивания тепловоза № 0001 176 мм, из них
56 мм приходятся на первую ступень (пружины тележек).
Бандажные колеса имеют диаметр 1050 мм. Редуктор тяговой передачи односторонний
с упругими зубчатыми колесами; передаточное число редуктора 75:17=4,41. К каждому
колесу прижимаются две тормозные колодки (по одной с каждой стороны). На тележках
установлено по два тормозных цилиндра диаметром 10". Тепловоз оборудован краном
машиниста № 394, двумя кранами вспомогательного тормоза № 254 (со стороны машиниста
и со стороны помощника, где имеется переносной пульт для управления тепловозом),
воздухораспределителем № 270-005-1 и автоматической локомотивной сигнализацией
АЛСНВ-ЭП.
На тепловозе установлен четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизель
2-2Д49 (12ЧН 26/26), имеющий газотурбинный наддув и охлаждение наддувочного
воздуха; диаметр цилиндров дизеля и ход поршня 260 мм. Номинальная мощность
дизеля при частоте вращения вала 1000 об/мин 2000 л.с; расход топлива при номинальной
мощности 153—160г/(э.л.с.ч). Масса дизеля 14200 кг. Регулирование мощности дизеля
осуществляет объединенный регулятор, позволяющий использовать всю свободную
мощность дизеля до конструктивной скорости тепловоза.
Система охлаждения дизеля двух-контурная. В первом контуре, включающем I2 водовоздушных
секций холодильника, охлаждается вода дизеля; во втором, имеющем 18 секций,—
вода, охлаждающая масло дизеля в теплообменнике, и наддувочный воздух в воздухоохладителе.
На тепловозе ТЭМ7 применена (впервые на маневровых тепловозах) электрическая
передача переменно-постоянного тока. Тяговый генератор ГС-515, спроектированный
и изготовленный Харьковским заводом «Электротяжмаш», представляет собой синхронную
двенадцатиполюс-ную машину с принудительной вентиляцией. Его номинальная мощность
1310 кВт; напряжение 273/153 В, ток 2X1520/2X2700 А; частота вращения ротора
1000 об/мин; коэффициент полезного действия 94,5%. По габаритам этот генератор
не отличается от генераторов ГС-501А тепловозов ТЭ109 и ТЭ116, но на 500 кг
легче последних. Обмотка статора генератора выполнена по схеме двух звезд. Вал
генератора соединен с валом дизеля пластинчатой муфтой. Питание обмотки возбуждения
ротора генератора осуществляется через выпрямитель от синхронного возбудителя
ВС-650 В. Выпрямительная установка УВКТ-8У2, изготовленная Таллиннским электротехническим
заводом, собрана из 168 вентилей ВЛ-200-6Б.
Тяговые электродвигатели ЭД-120, изготовленные Харьковским заводом «Электротяжмаш»,
четырехполюс-ные, имеют опорно-осевую подвеску, последовательное возбуждение
и принудительную вентиляцию. Их номинальная мощность 135 кВт (напряжение 205/360
В, ток 800/456 А, частота вращения якоря 246/1890 об/мин), максимальная частота
вращения 2320 об/мин. Масса электродвигателя 3000 кг. Цепи управления и освещения
питаются постоянным током напряжением 110 В. Цепи управления рассчитаны на работу
тепловозов по системе многих единиц. Контроллер машиниста имеет реверсивную
рукоятку с положениями «вперед», «нуль», «назад» и главную с нулевой и восемью
(1—8) рабочими позициями. Двухступенчатый шестицилиндровый компрессор ПК-5,25
производительностью при частоте вращения вала 1000 об/мин 3,5 м3/мин приводится
электродвигателем постоянного тока ЭКТ-3 мощностью 21 кВт.
Для пуска дизеля, зарядки аккумуляторной батареи, питания цепей постоянного
тока, в том числе электродвигателя ЭКТ-3, служит стартер-генератор СТГ-7М. На
тепловозе установлена кислотная аккумуляторная батарея 48ТН-450 (напряжение
96 В), которая может быть заменена щелочной батареей 68ТПЖНК-250.
Сила тяги длительного режима при скорости 10,3 км/ч 343 кН (35 000 кгс). Конструкционная
скорость тепловоза 100 км/ч. Служебная масса тепловоза с 2/3 запаса песка и
топлива 180 т, т. е. нагрузка от колесной пары на рельсы составляет 22,5 тс.
На тепловозе уложен балласт в виде чугунных плит общей массой 25 т, из которых
12 т съемные; следовательно, возможно снижение нагрузки от колесной пары на
рельсы до 21 тс с соответствующими изменениями номинальных значений силы тяги
длительного режима до 314 кН (32 000 кгс) и скорости (до 11,6 км/ч). Запас топлива
на тепловозе 6000 кг, песка 2300 кг, воды 950 кг и масла 800 кг.
После 1975 г. Людиновский тепловозостроительный завод продолжал изготовление
тепловозов ТЭМ7 по нескольку единиц в год. В период 1977—1980 гг. ВНИИЖТ совместо
с ВНИТИ и Людиновским заводом провели комплекс исследований и поездных испытаний
тепловозов ТЭМ7, которые позволили несколько улучшить конструкцию экипажной
части. Основные эксплуатационные испытания тепловозов проводились на Свердловской
железной дороге. В депо Свердловск-Сортировочный поступили к 1981 г. шесть тепловозов
ТЭМ7, а в 1982 г. все ранее работавшие на маневрах тепловозы ТЭЗ были заменены
тепловозами ТЭМ7.
Тепловозы ТЭМ7, начиная с № 0003, выпускались только с винтовыми пружинами между
рамой кузова и промежуточными рамами. Параллельно этим пружинам были поставлены
гидравлические гасители колебаний. При внесенных в конструкцию тепловоза изменениях
общий прогиб рессорного подвешивания составил 172 мм, из которых на первую ступень
пришлось 46 мм.
На тепловозах ТЭМ7, начиная с № 0003, установлен тяговый генератор ГС-515У2,
имеющий активную мощность 1400 кВт (напряжение 280/175 В, линейный ток 2X1570/
2X2500 А) и частоту тока 100 Гц при частоте вращения вала 1000 об/мин; поставлен
стартер-генератор 2ПСГ-02; из первого контура системы охлаждения дизеля исключена
одна секция радиатора (осталось 11 секций) и добавлена во второй контур (стало
19 секций); начали устанавливать тяговые электродвигатели ЭД-120А, отличающиеся
от электродвигателей ЭД-120 только изоляцией отдельных узлов; изменилось количество
воды (850 кг) и масла (970 кг) в системе охлаждения дизеля.
Во время испытаний тепловозов выявилось, что для быстрого наполнения тормозной
системы состава производительность компрессора недостаточна. В порядке эксперимента
на тепловозе ТЭМ7-0017 были установлены два компрессора ПК-5,25.
В мае 1980 г. Людиновский завод начал выпуск установочной партии тепловозов
ТЭМ7; эти локомотивы строились в течение всей одиннадцатой пятилетки (1981—1985
гг.) и продолжали строиться в дальнейшем.
Род службы
Маневровый, горочный, вывозной
Осевая формула
20+20-20+20
Годы выпуска
1975-1989
Инвентарные номера
001-0294
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог