Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика тепловоза ТЭ120
Самым сложным по конструкции является коллекторный тяговый электродвигатель,
работающий на однофазном токе нормальной частоты, потом идет коллекторный электродвигатель
однофазного тока пониженной частоты, далее пульсирующего тока и затем постоянного
тока.
Наиболее простым и требующим минимального ухода в эксплуатации является асинхронный
тяговый электродвигатель с короткозамкнутым ротором. Поэтому у специалистов,
занимающихся проектированием и эксплуатацией локомотивов, уже давно возникло
желание использовать асинхронные тяговые электродвигатели на электровозах и
тепловозах. Достаточно длительный опыт эксплуатации за рубежом асинхронных электродвигателей
на электровозах переменного тока с машинными преобразователями или с двухпроводной
контактной сетью показал, что такие электродвигатели работают весьма устойчиво.
В то же время наличие громоздкого машинного преобразователя (расщепителя фаз)
и крайне ограниченные возможности регулирования скорости сдерживали распространение
на локомотивах асинхронных тяговых электродвигателей. Развитие электронной техники,
позволяющей создать преобразователи для регулирования скорости в широких пределах
и свести к минимуму работу по уходу за оборудованием локомотивов и его ремонту,
вновь повысили интерес к бесколлекторным машинам. В 1967 г. Новочеркасский электровозостроительный
завод построил макетную секцию восьмиосного электровоза переменного тока, а
в 1971 г.— восьмиосный электровоз ВЛ80А-751 с асинхронными тяговым электродвигателями.
После этого Ворошиловградский тепловозостроительный завод спроектировал и совместно
с электротехническими заводами создал макетный шестиосный грузовой тепловоз
ТЭ120-001 с асинхронными тяговыми электродвигателями.
Монтаж оборудования на этом тепловозе был закончен в 1975 г., а испытания электрического
оборудования начались с января 1976 г.
Кузов и главная рама опытного тепловоза унифицированы с кузовом и главной рамой
тепловоза серии 132, представляющего видоизмененный для колеи 1435 мм тепловоз
ТЭ109; тележки схожи с бесчелюстными тележками тепловоза серии 130, в них использован
также ряд узлов тележек тепловозов 2ТЭ116 и серии 140, изготовляемых для железных
дорог ГДР. Основным отличием тележек опытного тепловоза от тележек тепловоза
2ТЭ116 является применение колесно-моторных блоков с опорно-рамной подвеской
тяговых электродвигателей, полых валов и резинокордных элементов. Колеса тепловоза
имеют диаметр 1050 мм, передаточное число редукторов 75:22=3,41. Длина тепловоза
по осям автосцепок 27 670 мм.
На тепловозе установлен дизель-генератор 2-9ДГ (см. также тепловозы 2ТЭ116 и
ТЭП70), состоящий из дизеля 2-5Д49 (16ЧН 26/26) номинальной мощностью 4000 л.с.
(2942 кВт), тягового агрегата А-711 и смонтированного на нем стартер-генератора
СТГ-7. Дизель четырехтактный, 16-цилиндровый, V-образный. Номинальная частота
вращения коленчатого вала 1000 об/мин, расход топлива при номинальной мощности
155±8 г/э.л.с. ч. Тяговый агрегат А-711 состоит из синхронного тягового генератора
ГС-504А и вспомогательного генератора ГС-507. Генератор ГС-504А мощностью 2800
кВт (напряжение 350/575 В, ток 2X2480/2X1500 А) весит 6500 кг. Совмещение в
одном агрегате тягового и вспомогательного генераторов, а также самовозбуждение
генератора собственных нужд и возбуждение тягового генератора с использованием
генератора собственных нужд осуществлены впервые в отечественном тепловозостроении.
Вырабатываемый тяговым генератором переменный ток (статорные обмотки генератора
соединены в две «звезды») частотой 35 — 100 Гц преобразуется выпрямительной
установкой УВКТ-5 в постоянный. Эта установка ранее была применена на тепловозах
ТЭ109, а затем 2ТЭ116. Постоянный ток с помощью преобразователя частоты ПЧТ-ЗУ2,
имеющего шесть автономных инверторов ШИ-1БУ2 (по одному на тяговый электродвигатель)
преобразуется в трехфазный регулируемый от 0,4 до 120 Гц частоты. Номинальная
мощность преобразователя 6X250 кВт. Асинхронные тяговые электродвигатели ЭД-900
имеют номинальную мощность 380 кВт, номинальный ток 415А, фазное напряжение
380/550 В, частоту вращения ротора 490/2460 об/мин, коэффициент полезного действия
в продолжительном режиме 90 %; масса электродвигателя 2390 кг.
Тяговый агрегат А-711 и тяговые электродвигатели изготовлены Харьковским заводом
«Электротяжмаш», выпрямительная установка — Таллиннским электротехническим заводом.
Величина подводимого к тяговым электродвигателям напряжения регулируется возбудителем
тягового генератора. Имеются три зоны регулирования тяговых электродвигателей;
пусковая, постоянной мощности и ограничения напряжения. Для автоматического
регулирования используются изменения тока возбуждения тягового генератора и
изменение магнитного потока тяговых электродвигателей. Частота напряжения тяговых
электродвигателей регулируется путем введения. отрицательной обратной связи
по магнитному потоку электродвигателя, а в зоне ограничения напряжения — введением
отрицательной обратной связи по напряжению в звене постоянного тока преобразователя
частоты.
На тепловозе установлены компрессор ПК-5,25, приводимый электродвигателем, и
аккумуляторная батарея 48ТН-450.
Общая масса тепловоза 132 т; расчетная длительная сила тяги при скорости 30
км/ч 255 кН (26 000 кгс); конструкционная скорость 120 км/ч; минимальный радиус
проходимых тепловозом кривых 125 м. Запас топлива 6000 кг, песка 450 кг.
В декабре 1978 г. тепловоз совершил первую поездку по путям МПС в ходе наладочных
испытаний. В 1979 г. ВНИТИ проводил испытания тепловоза в эксплуатационных условиях
на участке Ново-Кондрашевская — Старобельск Донецкой железной дороги. Испытания
показали, что при скорости 35—100 км/ч коэффициент полезного действия тепловоза
составляет 0,29, а к.п.д. передачи при скорости 55—57 км/ч достигает 0,85. Установлено
также, что тепловоз при скоростях ниже 35—40 км/ч склонен к боксованию.
На основании результатов испытаний макетного образца тепловоза с асинхронными
тяговыми электродвигателями была сделана рекомендация о постройке опытного двухсекционного
тепловоза 2ТЭ120.
Род службы
Магистральный, грузовой
Осевая формула
30-30
Годы выпуска
1975
Инвентарные номера
001
Восьмизначные номера на дорогах России и СНГ (на 2005 год)
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог