Железные дороги России в начале 20 века

 

Сейчас на железных дорогах

По теме "КАРТА"

Ваша реклама

Что еще?

Партнеры сайта

Краткое описание русской железнодорожной сети

Карта железных дорог России начала 20 века

Карта железных дорог России начала 20 века

В настоящем очерке будут сообщены краткие сведения о всех железных дорогах, построенных русскими инженерами и техниками до и во время первой мировой войны, при чем в соответственных местах будут даны указания о тех частях железнодорожной сети, которые по мирным договорам Советской России отошли к соседним государствам: Эстонии, Латвии, Литве, Польше и Румынии.
Пунктом, где в России сходится наибольшее число железных дорог или, иначе говоря, самым крупным узловым пунктом железных дорог являлась Москва, а потому и будет уместным начать краткое описание русской железнодорожной сети с дорог, расходящихся в разные стороны в виде лучей от Москвы, которую не даром называют сердцем России.
На север из Москвы направляется линия на Ярославль и Вологду до Архангельска на Белом море, имеющая общее протяжение в 1049 верст. Немного западнее этой линии отходит на север короткая линия до Савелова длиною 121 верста.
На северо-запад отходят от Москвы две дороги, одна до Петрограда и западнее ее другая—до Виндавы. Первая линия— Октябрьская — имеет до Петрограда протяжение в 609 верст, затем в 101 версте от Петрограда от ст. Званка дороги на Вятку отделяется к северу к Мурманску в Кольском заливе Северного океана линия Мурманская, протяжением в 1244 версты. Таким образом расстояние по железной дороге от Москвы до Мурманска выходит в 1954 версты.
Вторая линия на северо-запад от Москвы—до Виндавы— имеет общее протяжение в 927 верст, при чем в 1920-е годы часть этой линии от ст. Розеновская до Виидавы, протяжением в 420 верст, отошла к Латвии.
На запад от Москвы, к Варшаве, через Смоленск, Минск и Брест-Литовск идет линия протяжением и 1222 версты, при чем затем далее от Варшавы шли две линии—одна к прусской границе, длиною в 213 верст, и другая—к границе австрийской, длиною в 287 верст. Таким образом протяжение линии от Москвы до прусской границы выражалось 1435 верстами и до австрийской 1509 верстами. В 1920-е годы часть линии на Варшаву за Минском отошла к Польше, и в пределах России протяжение этой линии выражается 764 верстами.
На юго-запад от Москвы, по направлению к Одессе, идет линия через Калугу, Брянск, Конотоп, Черкасы, Помощная и Колосовка, протяжением в 1240 верст.
На юг от Москвы, к морям Черному и Азовскому, направляются две линии: одна более западная -через Тулу, Орел, Курск, Харьков, Лозовую до Севастополя, протяжением в 1439 верст, и другая, более восточная, - через Каширу, Волово, Елец, Купянск, Никитовка и Иловайская к Ростову на Дону, протяжением в 1159 верст.
На юго-восток от Москвы ведут две линии: одна, более южная, направляется через Рязань, Козлов, Воронеж, Миллерово до Ростова на Дону и далее на Кавказ до Баку, при общей длине ее в 2378 верст, и другая, более восточная, проходит через Рязань, Ряжск, Пензу, Самару и Оренбург до Ташкента, имея общее протяжение в 3145 верст.
На восток от Москвы направляются две линии: одна, более южная, доходит до Владивостока, и вторая, более северная, оканчивается в Нижнем-Новгороде. Первая из них, проходя через Муром, Арзамас, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Курган, Омск, Красноярск, Иркутск, Читу, Хабаровск и заканчиваясь во Владивостоке, имеет общее протяжение в 8696 верст. Линия Нижегородская, проходящая через Владимир и Ковров, имеет общую длину в 408 верст.
Вторым крупным железнодорожным узлом является Петроград, расположенный на северо-восток от Москвы на расстоянии 609 верст от последней. На север из Петрограда идут две короткие линии до финляндской границы, одна до Расули, длиною в 70 верст, и другая до Белоострова, длиною в 29 верст. На запад направляется линия до Ревеля и Балтийского порта через Нарву и Тапс, имеющая длину в 397 верст, часть этой линии от Нарвы отошла в к 1920-м годам к Эстонии и в пределах России осталась линия протяжением только в 154 версты. На юго-запад от Петрограда идет линия на Варшаву через Псков, Двинск, Вильно и Гродно общим протяжением в 1042 версты, из которой к 1923 году в пределах России осталось только 336 верст.
На юг от Петрограда отходит линия через Дно, Витебск, Жлобин, Бахмач, Ромодан, Кременчуг, Знаменку и Долинскую до Николаева и Херсона общим протяжением в 1634 версты.
На восток из Петрограда отходит линия через Званку, Вологду, Вятку, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Ишим до Куломзина до соединения с линией Сибирской на Иркутск и Владивосток вблизи Омска, протяжением в 2898 верст.
На север от линии Петроград, Вятка, Екатеринбург, Тюмень, о которой упоминалось выше, отходит от Вятки на северо-запад но направлению к р. Северной Двине линия на Котлас, длиною в 360 верст, а от Екатеринбурга на запад, северо-запад, север и северо-восток целый ряд линий, обслуживающих Уральские заводы.
В районе между дорогами, идущими от Петрограда и Москвы на запад и восток, о которых данные приведены выше, расположены следующие линии, направленные с запада на восток: самая северная Луга—Званка длиною в 257 верст; далее, южнее, линия от Пскова через Бологое, Рыбинск до Костромы на Волге протяжением в 790 верст; затем, еще южнее, линия от Полоцка до Бологое, длиною 435 верст, и от Полоцка до Смоленска длиною 225 верст. Затем с севера на юг, от Лихославля на дороге Октябрьской до Вязьмы на линии Москва—Варшава, линия длиною в 241 версту. Наконец, от Александрова на линии Москва—Архангельск идет линия до Костромы протяжением в 324 версты.
Одним из крупных железнодорожных узлов, кроме Москвы и Петрограда, является Харьков, через который проходит упомянутая уже ранее линия от Москвы до Севастополя с севера на юг. Харьков расположен южнее Москвы на 734 версты. Из Харькова кроме указанных уже линий на Москву и Севастополь расходятся следующие линии. На север через Готню, Льгов, Навлю до Брянска—линия длиною в 428 верст. На северо-запад-линия через Рыжов, Кириковку, Сумы до Ворожбы, длиною к 177 верст. Далее, на северо-запад, линия через Рыжов, Полтаву, Ромодан, Киев, Коростень до Сарны длиною в 737 верст. На юго-запад—через Рыжов, Полтаву, Кременчуг, Знаменку, Долинскую до Николаева и Херсона, линия длиною в 830 верст. На восток—через Купянск, Валуйки, Лиски, Таловую до Балашева, линия длиною в 656 верст.
В районе между линиями, идущими из Москвы и Харькова на запад, и линией, идущей с севера на юг из Москвы на Рязань, Воронеж, Миллерово до Ростова на Дону, расположены следующие линии. С востока на северо-запад или запад: линия из Ряжска через Тулу, Калугу до Вязьмы длиною в 475 верст; линия от Богоявленска через Волово, Горбачево, Сухиничи до Смоленска длиною в 577 верст; линия от Грязей через Елец, Орел, Брянск, Рославль до Смоленска длиною в 655 верст; линия от Брянска через Гомель до Микашевичи на польской границе длиною в 490 верст; линия от Воронежа через Курск, Ворожбу, Бахмач, Киев, Фастов, Казатин, Жмеринку до Волочиска длиною в 1024 версты.
В районе между линиями, ведущими от Харькова на восток и запад, между Черным и Азовским морями и линией, идущей из Москвы в Ростов на Дону через Рязань, Воронеж и Миллерово, расположены следующие линии, начинал с запада и на восток: линия с севера на юг—от Казатина через Жмеринку, Бирзулу, Раздельную до Одессы—длиною в 473 версты; линия с севера на юг—от Казатина до Умани—длиною в 173 версты; линия с северо-запада на юго-восток—от Фастова через Бобринскую, Знаменку, Користовку, Пятихатку, Екатеринослав, Синельниково, Чаплино, Авдеевку до Мариуполя—длиною в 870 верст; линия с запада на восток—от Вапнярки через Христиновку до Цветкова—длиною в 266 верст; линия с запада на восток—от Бирзулы через Голту, Елисаветград до Знаменки — длиною в 318 верст; линия с северо-запада на юго-восток—от Долинской через Кривой Рог, Апостолово, Пологи, Верхнетокмак до Бердянска—длиною в 457 верст.
В районе между линией, ведущей из Москвы на Казань, Екатеринбург, Челябинск и далее в Сибирь, и линией, ведущей из Москвы к Ростову на Дону через Рязань, Воронеж и Миллерово, Уралом и Кавказом расположены следующие линии: линия с запада на восток—из Рязани через Кустаревку, Рузаевку, Инзу, Симбирск, Бугульму, до Чишмы—длиною в 1080 верст; линия с юго-запада на северо-восток—от Кинеля через Бугуруслан, Абдулино, Чишмы, Бердяуш до Челябинска —длиною в 914 верст; линия с северо-запада на юго-восток—от Козлова через Тамбов, Аткарск до Саратова—длиною в 424 версты; линия с северо-запада на юго-восток—от Грязей через Поворино, Алексиково до Царицына—длиною в 594 версты; линия с запада на восток—от Никитовки через Дебальцево, Лихую, Кривомузгинскую до Царицына -длиною в 595 верст; линия с юго-запада на северо-восток -из Новороссийска через Краснодар, Тихорецкую до Царицына —длиною в 768 верст; линия с запада на восток- от Краснодара через Кавказскую, Ставрополь до Дивное—длиною в 439 верст; линия с севера на юг—из Саратова через Урбах, Верхний Баскунчак до Астрахани—длиною в 612 верст. В Сибири, кроме указанных уже ранее линий, построены еще следующие дороги: линия с севера на юг—от Татарской до Славгорода—длиною в 293 версты; линия с севера на юг—от Оби через Алтайскую, Барнаул до Семипалатинска—длиною в 613 верст; линия с севера на юг--от Алтайской до Бийска — длиною в 138 верст.
В Закавказье  построены следующие линии: от Батума через Самтреди, Тифлис до Баку, длиною в 827 верст; с севера на юг линия от Тифлиса через Александрополь, Улуханлу до Джульфы, длиною в 510 верст.
В Закаспийском крае или Средней Азии устроены следующие дороги: с запада на восток—линия от Красноводска через Мерв, Бухару, Урсатьевскую до Джелал-Абада—длиною в 1920 верст; линия с севера на юг—от Мерва до Кушки—длиною в 294 версты; линия с севера на юг—от Ташкента до Урсатьев-ской—длиною в 142 версты.
Наконец, частью в пределах России, частью же в пределах Китая—построена Китайская Восточная дорога с запада на восток, от Китайского разъезда между Читою и Нерчинском через Манчжурию, Цицикар, Харбин, до Владивостока, длиною в 1943 версты, и ветвь ее с севера на юг от Харбина до Куан-чен-дзы, длиною в 222 версты.
В изложенном выше перечислены все главнейшие линии, перечисление же кроме того разного рода соединительных линий и ветвей второстепенного характера выходит из рамок настоящего труда (С. Д. Карейша, "Краткий курс железных дорог"). Во всяком случае приведенный выше очерк сети дает очень наглядное представление об общем, ее расположении и о распределении дорог по различным районам.
Что касается до протяжения общей сети русских железных дорог, то на 1 января 1917 года она представляла общую длину в 72279 верст, из коих 1900 верст приходится на дороги узкоколейные.

Ваше мнение о статье?

Показать всёДополнения: Чертежи, иллюстрации, документы...

Для Вас, коллеги

  

На карте Google


© 2002—2019 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0058 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика