Краткое описание русской железнодорожной сети
Карта железных дорог России начала 20 века
В настоящем очерке будут сообщены краткие сведения о всех железных дорогах, построенных
русскими инженерами и техниками до и во время первой мировой войны, при чем в
соответственных местах будут даны указания о тех частях железнодорожной сети, которые
по мирным договорам Советской России отошли к соседним государствам: Эстонии, Латвии, Литве, Польше
и Румынии.
Пунктом, где в России сходится наибольшее число железных дорог или, иначе говоря,
самым крупным узловым пунктом железных дорог являлась Москва, а потому и будет уместным
начать краткое описание русской железнодорожной сети с дорог, расходящихся в разные
стороны в виде лучей от Москвы, которую не даром называют сердцем России.
На север из Москвы направляется линия на Ярославль и Вологду до Архангельска на
Белом море, имеющая общее протяжение в 1049 верст. Немного западнее этой линии отходит
на север короткая линия до Савелова длиною 121 верста.
На северо-запад отходят от Москвы две дороги, одна до Петрограда и западнее ее другая—до
Виндавы. Первая линия— Октябрьская — имеет до Петрограда протяжение в 609 верст,
затем в 101 версте от Петрограда от ст. Званка дороги на Вятку отделяется к северу
к Мурманску в Кольском заливе Северного океана линия Мурманская, протяжением в 1244
версты. Таким образом расстояние по железной дороге от Москвы до Мурманска выходит
в 1954 версты.
Вторая линия на северо-запад от Москвы—до Виндавы— имеет общее протяжение в 927
верст, при чем в 1920-е годы часть этой линии от ст. Розеновская до Виидавы,
протяжением в 420 верст, отошла к Латвии.
На запад от Москвы, к Варшаве, через Смоленск, Минск и Брест-Литовск идет линия
протяжением и 1222 версты, при чем затем далее от Варшавы шли две линии—одна к прусской
границе, длиною в 213 верст, и другая—к границе австрийской, длиною в 287 верст.
Таким образом протяжение линии от Москвы до прусской границы выражалось 1435 верстами
и до австрийской 1509 верстами. В 1920-е годы часть линии на Варшаву за Минском
отошла к Польше, и в пределах России протяжение этой линии выражается 764 верстами.
На юго-запад от Москвы, по направлению к Одессе, идет линия через Калугу, Брянск,
Конотоп, Черкасы, Помощная и Колосовка, протяжением в 1240 верст.
На юг от Москвы, к морям Черному и Азовскому, направляются две линии: одна более
западная -через Тулу, Орел, Курск, Харьков, Лозовую до Севастополя, протяжением
в 1439 верст, и другая, более восточная, - через Каширу, Волово, Елец, Купянск, Никитовка
и Иловайская к Ростову на Дону, протяжением в 1159 верст.
На юго-восток от Москвы ведут две линии: одна, более южная, направляется через Рязань,
Козлов, Воронеж, Миллерово до Ростова на Дону и далее на Кавказ до Баку, при общей
длине ее в 2378 верст, и другая, более восточная, проходит через Рязань, Ряжск,
Пензу, Самару и Оренбург до Ташкента, имея общее протяжение в 3145 верст.
На восток от Москвы направляются две линии: одна, более южная, доходит до Владивостока,
и вторая, более северная, оканчивается в Нижнем-Новгороде. Первая из них, проходя
через Муром, Арзамас, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Курган, Омск, Красноярск,
Иркутск, Читу, Хабаровск и заканчиваясь во Владивостоке, имеет общее протяжение
в 8696 верст. Линия Нижегородская, проходящая через Владимир и Ковров, имеет общую
длину в 408 верст.
Вторым крупным железнодорожным узлом является Петроград, расположенный на северо-восток
от Москвы на расстоянии 609 верст от последней. На север из Петрограда идут две
короткие линии до финляндской границы, одна до Расули, длиною в 70 верст, и другая
до Белоострова, длиною в 29 верст. На запад направляется линия до Ревеля и Балтийского
порта через Нарву и Тапс, имеющая длину в 397 верст, часть этой линии от Нарвы отошла
в к 1920-м годам к Эстонии и в пределах России осталась линия протяжением только
в 154 версты. На юго-запад от Петрограда идет линия на Варшаву через Псков, Двинск,
Вильно и Гродно общим протяжением в 1042 версты, из которой к 1923 году в
пределах России осталось только 336 верст.
На юг от Петрограда отходит линия через Дно, Витебск, Жлобин, Бахмач, Ромодан, Кременчуг,
Знаменку и Долинскую до Николаева и Херсона общим протяжением в 1634 версты.
На восток из Петрограда отходит линия через Званку, Вологду, Вятку, Пермь, Екатеринбург,
Тюмень, Ишим до Куломзина до соединения с линией Сибирской на Иркутск и Владивосток
вблизи Омска, протяжением в 2898 верст.
На север от линии Петроград, Вятка, Екатеринбург, Тюмень, о которой упоминалось
выше, отходит от Вятки на северо-запад но направлению к р. Северной Двине линия
на Котлас, длиною в 360 верст, а от Екатеринбурга на запад, северо-запад, север
и северо-восток целый ряд линий, обслуживающих Уральские заводы.
В районе между дорогами, идущими от Петрограда и Москвы на запад и восток, о которых
данные приведены выше, расположены следующие линии, направленные с запада на восток:
самая северная Луга—Званка длиною в 257 верст; далее, южнее, линия от Пскова через
Бологое, Рыбинск до Костромы на Волге протяжением в 790 верст; затем, еще южнее,
линия от Полоцка до Бологое, длиною 435 верст, и от Полоцка до Смоленска длиною
225 верст. Затем с севера на юг, от Лихославля на дороге Октябрьской до Вязьмы на
линии Москва—Варшава, линия длиною в 241 версту. Наконец, от Александрова на линии
Москва—Архангельск идет линия до Костромы протяжением в 324 версты.
Одним из крупных железнодорожных узлов, кроме Москвы и Петрограда, является Харьков,
через который проходит упомянутая уже ранее линия от Москвы до Севастополя с севера
на юг. Харьков расположен южнее Москвы на 734 версты. Из Харькова кроме указанных
уже линий на Москву и Севастополь расходятся следующие линии. На север через Готню,
Льгов, Навлю до Брянска—линия длиною в 428 верст. На северо-запад-линия через Рыжов,
Кириковку, Сумы до Ворожбы, длиною к 177 верст. Далее, на северо-запад, линия через
Рыжов, Полтаву, Ромодан, Киев, Коростень до Сарны длиною в 737 верст. На юго-запад—через
Рыжов, Полтаву, Кременчуг, Знаменку, Долинскую до Николаева и Херсона, линия длиною
в 830 верст. На восток—через Купянск, Валуйки, Лиски, Таловую до Балашева, линия
длиною в 656 верст.
В районе между линиями, идущими из Москвы и Харькова на запад, и линией, идущей
с севера на юг из Москвы на Рязань, Воронеж, Миллерово до Ростова на Дону, расположены
следующие линии. С востока на северо-запад или запад: линия из Ряжска через Тулу,
Калугу до Вязьмы длиною в 475 верст; линия от Богоявленска через Волово, Горбачево,
Сухиничи до Смоленска длиною в 577 верст; линия от Грязей через Елец, Орел, Брянск,
Рославль до Смоленска длиною в 655 верст; линия от Брянска через Гомель до Микашевичи
на польской границе длиною в 490 верст; линия от Воронежа через Курск, Ворожбу,
Бахмач, Киев, Фастов, Казатин, Жмеринку до Волочиска длиною в 1024 версты.
В районе между линиями, ведущими от Харькова на восток и запад, между Черным и Азовским
морями и линией, идущей из Москвы в Ростов на Дону через Рязань, Воронеж и Миллерово,
расположены следующие линии, начинал с запада и на восток: линия с севера на юг—от
Казатина через Жмеринку, Бирзулу, Раздельную до Одессы—длиною в 473 версты; линия
с севера на юг—от Казатина до Умани—длиною в 173 версты; линия с северо-запада на
юго-восток—от Фастова через Бобринскую, Знаменку, Користовку, Пятихатку, Екатеринослав,
Синельниково, Чаплино, Авдеевку до Мариуполя—длиною в 870 верст; линия с запада
на восток—от Вапнярки через Христиновку до Цветкова—длиною в 266 верст; линия с
запада на восток—от Бирзулы через Голту, Елисаветград до Знаменки — длиною в 318
верст; линия с северо-запада на юго-восток—от Долинской через Кривой Рог, Апостолово,
Пологи, Верхнетокмак до Бердянска—длиною в 457 верст.
В районе между линией, ведущей из Москвы на Казань, Екатеринбург, Челябинск и далее
в Сибирь, и линией, ведущей из Москвы к Ростову на Дону через Рязань, Воронеж и
Миллерово, Уралом и Кавказом расположены следующие линии: линия с запада
на восток—из Рязани через Кустаревку, Рузаевку, Инзу, Симбирск, Бугульму, до Чишмы—длиною
в 1080 верст; линия с юго-запада на северо-восток—от Кинеля через Бугуруслан, Абдулино,
Чишмы, Бердяуш до Челябинска —длиною в 914 верст; линия с северо-запада на юго-восток—от
Козлова через Тамбов, Аткарск до Саратова—длиною в 424 версты; линия с северо-запада
на юго-восток—от Грязей через Поворино, Алексиково до Царицына—длиною в 594 версты;
линия с запада на восток—от Никитовки через Дебальцево, Лихую, Кривомузгинскую до
Царицына -длиною в 595 верст; линия с юго-запада на северо-восток -из Новороссийска
через Краснодар, Тихорецкую до Царицына —длиною в 768 верст; линия с запада на
восток- от Краснодара через Кавказскую, Ставрополь до Дивное—длиною в 439 верст;
линия с севера на юг—из Саратова через Урбах, Верхний Баскунчак до Астрахани—длиною
в 612 верст. В Сибири, кроме указанных уже ранее линий, построены еще следующие
дороги: линия с севера на юг—от Татарской до Славгорода—длиною в 293 версты; линия
с севера на юг—от Оби через Алтайскую, Барнаул до Семипалатинска—длиною в 613 верст;
линия с севера на юг--от Алтайской до Бийска — длиною в 138 верст.
В Закавказье построены следующие линии: от Батума через Самтреди, Тифлис до Баку,
длиною в 827 верст; с севера на юг линия от Тифлиса через Александрополь, Улуханлу
до Джульфы, длиною в 510 верст.
В Закаспийском крае или Средней Азии устроены следующие дороги: с запада на восток—линия
от Красноводска через Мерв, Бухару, Урсатьевскую до Джелал-Абада—длиною в 1920 верст;
линия с севера на юг—от Мерва до Кушки—длиною в 294 версты; линия с севера на юг—от
Ташкента до Урсатьев-ской—длиною в 142 версты.
Наконец, частью в пределах России, частью же в пределах Китая—построена Китайская
Восточная дорога с запада на восток, от Китайского разъезда между Читою и Нерчинском
через Манчжурию, Цицикар, Харбин, до Владивостока, длиною в 1943 версты, и ветвь
ее с севера на юг от Харбина до Куан-чен-дзы, длиною в 222 версты.
В изложенном выше перечислены все главнейшие линии, перечисление же кроме того разного
рода соединительных линий и ветвей второстепенного характера выходит из рамок настоящего
труда (С. Д. Карейша, "Краткий курс железных дорог"). Во всяком случае приведенный выше очерк сети дает очень наглядное представление
об общем, ее расположении и о распределении дорог по различным районам.
Что касается до протяжения общей сети русских железных дорог, то на 1 января 1917
года она представляла общую длину в 72279 верст, из коих 1900 верст приходится
на дороги узкоколейные.
Ваше мнение о статье?
Показать всёДополнения: Чертежи, иллюстрации, документы...
- Схематическая карта частных и казенных железных дорог Российской империи начала 20 века
Для Вас, коллеги
-
Если Вы готовы поделиться своими книгами или фильмами с друзьями, Вы можете загрузить их на сервер depozit files, пользуясь загрузчиком, а затем
сообщить о них для размещении ссылки в библиотеке 1520mm.
Уважаемые друзья! Предлагаем воспользоваться нашим загрузчиком для заливки своих файлов на Depositfiles.com. Вы сможете просто и быстро передавать файл своим друзьям! Закачанный файл всегда можно удалить: ссылка на удаление выдается Вам вместе со ссылкой на скачивание.
|
| |
Ваше мнение о статье?
Показать всёДополнения: Чертежи, иллюстрации, документы...
Карта железных дорог Российской империи начала 20-го века
Схематическая карта частных и казенных железных дорог Российской империи начала 20 векаДля Вас, коллеги
Уважаемые друзья! Предлагаем воспользоваться нашим загрузчиком для заливки своих файлов на Depositfiles.com. Вы сможете просто и быстро передавать файл своим друзьям! Закачанный файл всегда можно удалить: ссылка на удаление выдается Вам вместе со ссылкой на скачивание.