Наша фотогалерея
В начале своего пути, т.е. 140 лет назад (1861г.) была открыта станция Орехово (в последствии называлась Орехово-1), расположенная на главном ходу линии Москва-Владимир, а затем в 1897 году вступила в строй маленькая станция из 3-х путей Орехово-2 на подъездном пути участка Орехово-2-Ильинский погост. Это было начало Большой Московской окружной дороги.
В 30-х годах 20 века Ореховский узел состоял из двух небольших станций с управлением из разных отделений: станция Орехово-1, расположенная на главном ходу линии Москва-Горький, и станция Орехово-2, примыкающая к Орехово-1 на восточном полукольце большой Московской окружной дороги. К станции Орехово-1 примыкал участок Орехово-Александров, а к станции Орехово-2 - Орехово-Куровская-Воскресенск. Оба участка были однопутные, оборудованные электрожезловой системой. Стрелки на обеих станциях были ручные с керосиновым освещением указателей в темное время суток и ручным их переводом стрелочниками. На поездных и на маневровых паровозах не было радиостанций. В таких условиях трудились железнодорожники станции Орехово и в период Великой Отечественной войны. Тяжело и сложно было работать на горках, когда не было ни освещения, ни радиосвязи и громкоговорящего оповещения.
Вся маневровая и сортировочная работа выполнялась по звуковым сигналам. Однако все силы коллектива были направлены на то, чтобы выполнить задания по предъявляемому объему погрузки и выгрузки и, в первую очередь, приему и отправлению воинских, санитарных поездов.
В августе 1970 года сортировочная станция Орехово-Зуево полностью вступила в строй. При проектировании сортировочной станции в технические устройства были заложены самые передовые достижения железнодорожной науки и техники, технология, разработанная специалистами станции. Управления дороги совместно с учеными ВНИИЖТа, МИИТа, ГТСС. Внедряли технологию инженеры, техники, станционные и маневровые диспетчеры: Чмыхалов Н.Т., Александренок Б.Т., Нечаева В.В., Коженков А.С., Каунов А.И., Мальцев В.М., Артамонова Н.В., Кротов С.А., Егоров Б. С., Сидорин Д.М. и многие другие. Бывшие стрелочники вставали за пульт электрической централизации, а башмачники - за пульт управления горкой.
По своему путевому развитию она является односторонней сортировочной станцией с последовательным расположением парков: приема, сортировочного и отправления. При этом общая её схема со всеми развязками и подходами представляет собой как бы совмещенную двухстороннюю станцию с максимальным параллельным роспуском, движением поездов и маневровых передвижений, без пересечения маршрутов. К сортировочной системе примыкают парки бывшей станции Орехово-1, служащей для приема и отправления электропоездов и выполнения грузовой работы.
Станция Орехово-Зуево на карте
Загрузка карты ...
Загрузка карты ...
Подходы к станции и развязки были сделаны с условием одновременного приема поездов в парк со всех направлений и отправления из приемо-отправочного парка на все направления.
Развязки горочной горловины и парка приема сделаны для широкого использования параллельного надвига и роспуска двух составов, а горловины поста формирования - для параллельной перестановки трех составов в парк отправления и формирования сборных поездов. Для приема, обработки и отправления транзитных поездов параллельно сортировочному парку был построен транзитный.
Одновременно с путевым развитием на станции внедрялась современная станционная техника и автоматика в комплексе с электронными вычислительными машинами. Разработанная ВНИИЖТом комплексная механизация и автоматизация сортировочных горок нашла широкое применение на станции. Наряду с ГАЦ были внедрены системы АЗСР и АРС с электрическими рельсовыми цепями на протяжении 360 м каждого сортировочного пути. Причем система АЗСР на станции была модернизирована на три указателя количества вагонов в отцепках. На трех тормозных позициях установлены вагонные замедлители.
В комплексе с механизацией и автоматизацией переработки вагонов решались вопросы переработки документов на основе широкого использования электронной вычислительной техники. Сначала на базе системы «Днепр-2», в комплексе машин «Днепр-21» и «Днепр-22», а затем вычислительных машин третьего поколения. Вычислительный центр управления станцией (ВЦУС) стал базой высокоэффективной переработки документов. Являясь важнейшей составной частью технологии станции, этот процесс осуществляется до расформирования составов и формирования поездов.
В 1981 году станция Орехово-Зуево Указом Президиума Верховного Совета ССР за выдающиеся достижения в повышении производительности труда, эффективное использование новой техники и внедрение прогрессивной технологии была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
За всей техникой и автоматикой стояли специалисты высокой квалификации, которые делали все для ускорения механизированной и автоматизированной переработки вагонов и документов и одновременно обучали новым приемам работников узла. Многие из них были награждены орденами и медалями, стали лауреатами Государственных премий.
Большой вклад в развитие станции внес первый главный инженер Московской дороги Бирюков В.Е., который значительное время уделял реконструкции станции и насыщению ее новой техникой. Работая в Госплане СССР начальником отдела транспорта и связи, он неоднократно посещал Орехово-Зуевский узел для оказания практической помощи.
Рекордными для станции стали 1988 и 1989 годы: 7 октября 1988 года вагонооборот составил 24916 вагонов, 12 февраля 1989 года переработка на горке - 9027 вагонов.
В 1989 году станции была вручена Серебряная медаль ВДНХ СССР. Личной Серебряной медалью награжден заместитель начальника станции по технической работе Бобков Ю.А.
В период резкого снижения вагонопотоков ряд путей, стрелок, транзитный парк и 6-й пучок сортировочного парка были поставлены на консервацию.
Начиная с 2000 года, наметилась положительная динамика увеличения вагонопотоков. В январе 2001 года в разных направлениях снова пошли длинносоставные тяжеловесные поезда весом 9000 тонн и длиной 100 условных вагонов. В условиях, когда оживилась промышленность, ощущается дефицит подвижного состава, особенно полувагонов, ускорение их оборота дает высокий экономический эффект.
С 1 мая 2001 года вновь введены в эксплуатацию 3 пути транзитного парка. В октябре 2001 года открыт блок-пост 97 км, позволяющий исключить враждебность маршрутов при пропуске вагонопотоков с Большого Московского окружного кольца и Горьковского направления. Проводится работа по пуску 6-го пучка сортировочного парка.
В 2002 году было внедрение комплексной автоматизированной системы управления работой станции с заменой вагонных замедлителей на более мощные, что позволит увеличить перерабатывающую способность горки, повысить сохранность вагонного парка и перевозимых грузов.
За эти годы станция неузнаваемо изменилась, но характер работников узла и их стремление быстрее поднять престиж сортировочной станции Орехово-Зуево, остался. Сейчас трудно представить те условия, в которых жили и работали Ореховские железнодорожники и ту технику, которую эксплуатировали, но незыблемым осталось самое главное - традиции организованности, высокого профессионализма, добросовестного труда, ответственного отношения к делу.