Железные дороги России и мира
железные дороги России
 
 
каталог ссылок
 

Железнодорожный моделизм - увлечение в свободное время

 
  Наша фотогалерея
У кого не захватывает дух и не вызывает восхищение, когда мимо мчится скорый поезд. Вот он только что прогрохотал мимо станции и плавно исчез за поворотом, а на светофоре уже красный сигнал переключился на желтый, не прошло и минуты — путь снова открыт: горит зеленый сигнал. Из окна дежурного по станции послышался звонок. С соседней станции вышел грузовой поезд. Его еще не видно и не слышно, но он идет и кто-то о нем знает, где-то на большой станции его ждут. Застыл в своем величии подступающий к насыпи лес, уходят в вечернюю мглу нити стальных рельсов, поезда еще нет, но железная дорога живет своей невидимой жизнью — бегут электрические импульсы по проводам, неслышно работают реле.
Один человек, увидев все это, останется равнодушным, а может быть и более того, вообще ничего этого не увидит. Другой же, наоборот, никогда не перестанет любоваться этой картиной и ощутит чувство восторга от могучей силы техники, ее своеобразной красоты, которая в сочетании с природой создала новую картину земли, преображенную человеком.
У многих людей, в какой бы области они не работали и вне зависимости от того, сколько им лет, сильны симпатии к железной дороге, к локомотивам и вагонам, к особому, чисто железнодорожному колориту служебных зданий и искусственных сооружений.
Как правило, это люди, которые в детстве могли часами просиживать на косогоре у полотна железной дороги и встречать, и провожать железнодорожные составы, и вновь с затаенным трепетом ждать появления следующего поезда. И, конечно, паровоз или электровоз был главным действующим «лицом» в этих прекрасных картинах.
Разумеется, не все после этого становятся профессиональными железнодорожниками, однако интерес и симпатии к железной дороге, возникшие в детстве, остаются на всю жизнь и часто проявляются в увлечении железнодорожным моделизмом в те недолгие часы досуга, которые предоставляет нам жизнь, наполненная интересными и ответственными служебными делами, домашними заботами и семейными интересами. Именно эти люди строят оригинальные модели подвижного состава, макеты станционных и других зданий железнодорожного назначения, создают действующие макеты.
Железнодорожный моделизм так же стар или так же молод, как стара или молода сама железная дорога. Трудно назвать конкретную дату, когда зародился железнодорожный моделизм, так как оказалось, что первой моделью, способной к передвижению, была модель паровоза Тревитика, а не сам паровоз, который появился несколько позднее. Таким образом, модель явилась предшественницей первого в мире паровоза.
Железнодорожный моделизм в широком его понимании делает свои первые шаги в середине XIX века, в период бурного строительства железных дорог в Англии. К концу XIX века им начинают заниматься в центральной Европе, а затем и в России. Насколько серьезным с самого начала своего возникновения стало увлечение железнодорожным моделизмом говорит тот факт, что к концу прошлого столетия английские любители железнодорожных моделей объединились в клубы, где занимались изготовлением подвижного состава и эксплуатацией миниатюрных железных дорог, добиваясь полного соответствия внешнего эффекта моделей тому впечатлению, которое производили локомотивы и вагоны настоящей железной дороги. Эти требования максимального соответствия внешнего вида моделей своему натурному образцу, поставленные на заре железнодорожного моделизма, остались обязательными для любительского моделизма и по сей день.
В конце XIX века происходит бурный процесс строительства железных дорог в России. В начале нашего века построен Великий Сибирский путь. На всемирной выставке 1900 г. в Париже была удостоена Золотой медали модель сибирского экспресса, которая и в настоящее время является гордостью в коллекции моделей Ленинградского музея железнодорожного транспорта. В XX веке железнодорожный моделизм начинает охватывать более широкий круг людей, занимающихся им в качестве любителей, а некоторые находят свое профессиональное призвание в постройке моделей железнодорожного подвижного состава и искусственных сооружений. В первой половине нашего века ясно наметились три пути развития железнодорожного моделизма. Первый из них — крупномасштабный, включает в себя музейные, выставочные модели высокого класса, изготовленные профессионалами-макетчиками; второй — ученический железнодорожный моделизм, который был популярен в нашей стране и имел очень большое воспитательное значение; третий путь — мелкомасштабный любительский.
Особо необходимо подчеркнуть историко-познавательное значение железнодорожной модели. После Великой Октябрьской социалистической революции в стране организуются станции юных техников, где, наряду с другими видами технического творчества, дети занимаются постройкой железнодорожных моделей. Ученический моделизм нашел широкое распространение в кружках средних школ, дворцов пионеров и железнодорожных профессионально-технических училищ. Основная задача таких кружков состоите ознакомлении учащихся с техникой железных дорог. В процессе изготовления модели ставится задача научить ребят решать технические вопросы, прививая попутно начала политехнических знаний. Этот вид моделизма не ставит своей целью строгое масштабное воспроизведение подвижного состава и других элементов железной дороги. Главные его отличительные признаки — это большой масштаб моделей (1:10— 1:30) и произвольная их форма; большее внимание обращается на то, чтобы модель выполнила на расстоянии определенную серию команд, посланных ей с пульта управления, прошла определенный отрезок пути с максимальной скоростью и наибольшей силой тяги. Постройка такой модели с крупными деталями и узлами более доступна рукам школьника и позволяет целому коллективу под руководством мастера-педагога работать над одной моделью.
В железнодорожных институтах, техникумах и училищах занятия железнодорожным моделизмом дают учащимся дополнительные профессиональные знания и навыки, повышают их общую культуру. Таким образом, железнодорожный моделизм в сфере учебных заведений становится органической частью учебно-воспитательного процесса. Железнодорожная модель обретает новое качество и становится учебным наглядным пособием, с помощью которого обучаются профессиональным навыкам будущие начальники станций, диспетчеры, машинисты и др. В настоящее время многие учебные заведения железнодорожного профиля имеют действующие макеты железных дорог, на которых учащиеся совершенствуют свои теоретические знания. Эти модели и макеты также не строятся в строгом масштабном соответствии с оригиналом, однако они четко демонстрируют работу отдельных узлов и принципы управления средствами автоблокировки на железных дорогах.
Тенденция к миниатюризации моделей железных дорог оказалась серьезной предпосылкой к активному росту любительского железнодорожного моделизма. Появилась возможность, пользуясь промышленными деталями, которые трудно изготовить дома самому, строить модели локомотивов и вагонов малых размеров в соответствии со своими симпатиями к тому или иному оригиналу. Уменьшение линейных размеров моделей дало возможность на сравнительно небольшой площади, в домашних условиях на подмакетнике размером 1,5—2 м2, построить макет железной дороги, где, наряду с действующими моделями подвижного состава, определенной рельсовой схемой, можно расположить архитектурные сооружения, элементы пейзажа — рельеф местности, деревья и др.
Любительский железнодорожный моделизм выгодно отличается от других видов моделизма своей многогранностью и не является сугубо техническим творчеством. Различные его стороны, техническая и художественная разноплановость позволяют широкому кругу любителей железной дороги найти себе занятие по душе и в соответствии со своими способностями.
Любительский мелкомасштабный моделизм включает в себя постройку миниатюрных моделей-копий железнодорожного подвижного состава, а также постройку для этих моделей макетных комплексов, воспроизводящих как бы железную дорогу в целом. Этот вид моделизма может быть домашним или клубным, т. е. индивидуальным или коллективным. Основное его назначение заключается в изготовлении точной, уменьшенной в несколько десятков раз, действующей модели-копии локомотива, вагона или в постройке макетов зданий, искусственных сооружений, средств сигнализации, путевых устройств и т. п. с максимальным подобием модели или макета натурному образцу, которые могут быть включены в какой-то макет, воспроизводящий картину настоящей железной дороги со станциями, перегонами и др.
Создается, таким образом, миниатюрное воспроизведение того, что мы повседневно видим на настоящей железной дороге. И чем больше сходство макета с настоящей железной дорогой, чем большее впечатление на зрителя производит макет, тем большее удовлетворение и радость испытывает тот, кто его создал.
Любительский железнодорожный моделизм — дело, в сущности, домашнее, а потому справедливо считается семейным занятием, когда отец делает модель или макет, а дети, посильно помогая ему, исподволь привыкают к труду и технике. При всей своей занимательности любительский железнодорожный моделизм таит в себе ряд трудностей, преодолеть которые под силу лишь взрослому человеку.
У нас в стране железнодорожный моделизм такого направления имеет весьма скромную историю, но сейчас начинает охватывать широкий круг людей, которые в свободное время занимаются постройкой миниатюрных железных дорог со всем необходимым железнодорожным хозяйством, соединенным с макетным ландшафтом. В этом направлении кое-что достигнуто московскими, ленинградскими, киевскими, рижскими и харьковскими моделистами.
Можно отметить здесь, присущие только любительскому виду моделизма, следующие основные особенности:
в силу своей технической и художественной разноплановости он может быть близок и понятен, а значит и доступен многим;
цель любительского железнодорожного моделизма заключается в том, чтобы предоставить тысячам людей различных возрастов и профессий интересное и познавательное занятие в свободное время.
Для получения хороших результатов, или во всяком случае морального удовлетворения от своей работы любитель-моделист должен обладать или развивать в себе несколько качеств. Прежде всего нужно иметь достаточно знаний, чтобы понимать сущность избранного вида моделизма, стремление приобрести новые знания в этой области для того, чтобы внести свои личные решения в конструируемую модель. Необходимо умение обращаться с различными материалами и инструментом. Постройка модели-копии или макета здания требует наличия точных чертежей, фотографий, описаний и т. д., которые дадут возможность максимально подробно воспроизвести детали внешнего вида натурного образца. Подобное собирание технической документации является существенной стороной любительского железнодорожного моделизма.
Постройка модели в 1980-х годах осложнялась многочисленными трудностями. Слесарь депо Актюбинск Б. Т. ЧУРИН с горечью писал в один из центральных отраслевых железнодорожных журналов: "Можно надеяться только на материалы архивов, которые не всегда доступны. А книги и альбомы по истории железнодорожного транспорта давно уже стали библиографической редкостью. Почему-то не пишут и о создателях паровозов. Сегодня мало кому из молодых известны такие фамилии как Бородин, Гололобов, Лопушинский, Щукин, Малаховский, Раевский, Сушкин, Лебедянский. А ведь они стоят в одном ряду с выдающимися конструкторами и изобретателями, имена которых связаны с авиацией и космонавтикой.
Закономерен и другой вопрос — почему нет в продаже материалов, деталей, инструмента и другой заводской продукции для моделистов? В моем распоряжении имеется школьный токарный станок (раздобыл списанный в одной из школ города и отремонтировал), небольшой сверлильный станок и ручная электродрель. Напильников, полотен для ножовки хватает. А вот с «мелочью» — проблема. Это простые надфили (в продаже больше алмазные), сверла диаметром от 0,8 до 2,5 мм, метчики на 1,5—2,5 мм, такие же плашки.
В наборах это попадается, но из-за пары метчиков или одного сверла платить 5—6 рублей накладно. Не найдешь и винтов М2, М2,5. А делать из МЗ очень канительно, да и их порой не найдешь.
Эти вопросы волнуют, твердо уверен, всех моделистов железнодорожного транспорта. От их решения во многом зависит рост рядов энтузиастов, горячо влюбленных в историю и действительность стальных магистралей
."

Какие требования применяются к макетуу

Модель должна быть точно выполнена в одном из принятых в международной практике масштабов — 1:32, 1:45, 1:64, 1:87, 1:120 или 1:160 натуральной величины. По внешнему виду модель должна максимально соответствовать своему натурному образцу в пределах выбранного масштаба; иметь хорошую внешнюю отделку, воспроизводящую цвет, фактуру материала оригинала.
При создании комплексного макета моделист-любитель может проявить себя в различных качествах в зависимости от своих наклонностей, как конструктор, макетчик, художник-декоратор или электроник. Все зависит от того, какому из элементов на макете моделист придаст особое значение. Специалист по электронике сможет создать на макете сложную взаимосвязь движения поездов и маневровой работы, систему автоблокировки и авторегулировки скорости движения поездов. Как конструктор, моделист отдаст предпочтение архитектурным и инженерным сооружениям. Если у моделиста-любителя в большей мере проявятся способности художника-декоратора, то на своем макете он постарается создать картину пейзажа, а проходящие поезда будут придавать этой миниатюрной железной дороге эффект реальной действительности.
Широкие и разносторонние возможности индивидуального творчества способствуют, все большей популярности железнодорожного моделизма, которая нашла свое логическое выражение в том, что в Европе социалистические страны ежегодно стали проводить международные соревнования любителей. В этих соревнованиях участвуют моделисты, построившие модели-копии локомотивов, вагонов, всевозможных железнодорожных сооружений, действующие макеты. Основным критерием для выявления победителя является качество и точность исполнения модели, т. е. степень ее соответствия оригиналу, подробная деталировка и хорошие ходовые качества. Эти соревнования во времена Советского Союза проводились ежегодно, начиная с 1954 г. Основными организаторами и участниками соревнований являются моделисты ГДР, ЧССР и ВНР.
С 1970 г. в соревнованиях принимали участие моделисты СССР. Целый ряд интересных моделей, выполненных в масштабе 1:87, были отмечены особыми премиями. Так, например, макет условной станции «Кочки» московского моделиста В. С. Юдина, построенный по мотивам архитектуры бывшей Рязано-Уральской дороги; бронепоезд времен Великой Отечественной войны (автор Е. Л. Шкляренко); архитектурный комплекс станционных и других служебных построек по мотивам архитектуры бывшей Московско-Окружной дороги (автор Н. Н. Гундоров) были отмечены на соревнованиях высокими призами, а модели двухосных грузовых вагонов, изготовленные М. Д. Давидимусом были удостоены Золотой медали.
Ежегодные конкурсные выставки являются общественным смотром деятельности моделистов и демонстрируют современный уровень работы любителей. Соревнования проводятся исходя из следующих условий:
1. В соревнованиях могут принимать участие все организованные и неорганизованные любители железнодорожного моделизма европейских стран; в отдельную категорию соревнующихся включаются юниоры до 16 лет.
2. Группы соревнующихся моделей:
А. Локомотивы:
полностью изготовленные самим заявителем (в таких моделях могут быть использованы детали, изготовленные промышленностью: электродвигатели и электрооборудование, кроме токоприемников, колесные пары и сцепка) ;
сделанные путем перестройки промышленных моделей при условии, что в результате воспроизводится новый тип локомотива;
доработанные для улучшения внешнего вида промышленных моделей (при сохранении типа локомотива).
Б. Вагоны (и прочий подвижной состав):
полностью изготовленные самим заявителем (в таких моделях могут быть, использованы детали, изготовленные промышленностью: колесные пары и сцепка);
сделанные путем перестройки промышленных моделей при условии, что в результате воспроизводится новый тип вагона;
доработанные для улучшения внешнего вида промышленных моделей (при условии сохранения типа вагона).
В. Макеты железнодорожных сооружений, построек и железной дороги.
Г. Прочие железнодорожные действующие модели.
Д. Витринные модели (исторические модели и модели будущего).
В интересах объективной оценки моделей, представленных на конкурс, участники должны сопровождать их необходимыми документами (чертежами, фотографиями), по которым можно проверить соответствие масштабу длину, высоту, ширину, диаметр колес и др. Модели, к которым не приложена подобная документация, исключаются из соревнований.
3. Оценка моделей:
Модели, участвующие в соревнованиях, оцениваются по упомянутым выше группам и в наиболее распространенных в настоящее время масштабах (1:87 НО, 1:120 ТТ. 1; 160 N) международным жюри, членами которого являются моделисты ГДР, ЧССР, ВНР, ПНР. Из соревнований не исключаются модели, выполненные в более крупных масштабах, популярных в прошлые годы. Каждая модель может быть оценена максимально в 100 очков. Это количество складывается из четырех показателей, по которым раздельно оценивают ходовые качества модели, качество и точность изготовления, общее впечатление и наиболее яркие особенности.

ВсеЧертежи и иллюстрации

Книги и фильмы

Другие материалы на эту тему на нашем сайте

Google™ на нашем сайте нашел немного материала(ов), относящиеся к теме "макет железной дороги". Для их поиска воспользуйтесь системой пользовательского поиска Google. Для Вашего удобства в поиске при наборе реализована функция google suggest.
Поиск страниц в интернете можно осуществить здесь.
загрузка...

Интересные материалы

ВсеВас может также заинтересовать

Если Вы готовы поделиться своими книгами или фильмами с друзьями, Вы можете загрузить их на сервер depozit files, пользуясь загрузчиком, а затем сообщить о них для размещении ссылки в библиотеке 1520mm. Наши библиотека находится здесь.

Поделитесь файлами со своими друзьями


Уважаемые друзья! Предлагаем воспользоваться нашим загрузчиком для заливки своих файлов на Depositfiles.com. Вы сможете просто и быстро передавать файл своим друзьям! Закачанный файл всегда можно удалить: ссылка на удаление выдается Вам вместе со ссылкой на скачивание.
 
Модели железной дороги
Мысль из прошлого
Это интересно
Заметили в тексте орфографическую ошибку? Пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus
RSS-канал сайта 1520mm.ru

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт
© 2002—2024 Nicos
| Email: stt_msk@mail.ru
Страница сгенерирована за 0.0043 сек.