Узкоколейные вагоны

 

По теме "узкоколейка"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Описание и характеристика вагонов узкоколейных железных дорог колеи 750 мм

Первые узкоколейные железные дороги общего пользования в России были построены в 1871 г. от Новгорода до Чудова (73 км) и в 1872 г. от Ярославля до Вологды (209 км). В последующие годы их сеть расширялась. Они различались шириной колеи (600, 750, 760, 900, 914, 1000, 1067 мм).
Кроме узкоколейных дорог общего пользования, входивших в систему НКПС, протяженность которых в 1935 г. превышала 1000 км, имелось около 12 000 км узкоколейных железных дорог, принадлежащих различным отраслям промышленности.
Особенностями вагонов узкоколейных железных дорог являлись небольшие нагрузки от оси колесной пары на рельсы и малая база, что объяснялось слабым верхним строением пути и большим числом кривых малого радиуса.
Вагоны для дорог узкой колеи после 1917 г. выпускались на Островском, Вятском, Усть-Катавском, Крюковском, Днепродзержинском, Алтайском, Тверском и других заводах. Вагоны строились четырехосными; пассажирские были, как правило, довоенной постройки. Характеристики грузовых вагонов с тормозной площадкой для колеи 750 мм, выпускавшихся отечественными заводами, приведены в таблице.
Характеристики вагонов узкой колеи 750мм
Тип вагоновГод начала постройкиГрузоподъемность, т Вес тары, тДлина, м Нагрузка от оси на рельсы, т
Крытый 1929 8,2 5,25 7,4 3,4
Крытый 1940 16,5 6,5 10,4 5,7
Хоппер 1936 16,5 9,5 10,6 6,5
Платформа 1928 8,2 3,9 7,5 3
Платформа 1930 8,8 4,3 6,8 3,3
Платформа 1936 15 7,7 10 5,7
Платформа 1936 16,5 7,6 10,6 6
Полувагон 1940 20 8,6 8,3 7,1

Рассмотрим конструкции грузовых вагонов колеи 750 мм, получивших наибольшее распространение и строившихся с 1929 г. Усть-Катавским заводом. Этот завод в годы довоенных пятилеток был основным производителем узкоколейных вагонов и выпускал четырехосные крытые грузоподъемностью 8,2 т и 16,5 т. Рама кузова этих вагонов — металлическая с хребтовой балкой. Остальные элементы кузова имели деревянную обшивку, прикрепленную к деревянному каркасу (у вагона грузоподъемностью 8,2 т) или к металлическому каркасу (у вагона грузоподъемностью 16,5 т).

Платформа грузоподъемностью 8,2 т.
Узкоколейный хоппер грузоподъемностью 16,5т, сходный по устройству с описанным выше торфяным хоппером — вагоном промышленного транспорта, имел раму кузова, составленную из хребтовой, боковых, шкворневых, концевых (буферных) и промежуточных поперечных стальных балок. Стены кузова имели деревянную обшивку толщиной 50 мм. В каждой боковой стене размещали три двери для высыпания груза. Пол был наклонен на 35° к горизонтальной плоскости. Часть хопперов оборудовалась ручным тормозом и тормозной площадкой закрытого типа, имевшей металлический каркас из уголкового профиля (обшитый изнутри досками толщиной 22 мм), две боковые двери и сиденье для кондуктора.
В 1930 г. Коломенский завод производил четырехосные платформы грузоподъемностью 8,8 т, а в 1928 — 1940 гг. Усть-Катавский завод — грузоподъемностью 8,2 т, 15,0 и 16,5 т. Выпускал подобные платформы и Калининский завод в 1934 г.
В 1938—1941 гг. Усть-Катавский завод построил 350 полувагонов (гондол) колеи 900 мм. Они имели деревянную обшивку стен, поясные тележки. Грузоподъемность их составляла 20 т, тара 7,5 т, общая длина 7,8 м, база 4,6 м, объем кузова Юм3.
По чертежам ЦВКБ сооружались четырехосные вагоны-самосвалы грузоподъемностью 30 т, колеи 1000 мм. Кузов объемом 14 м3 мог наклоняться при выгрузке на 45°. Вагон был оборудован автосцепкой магистральных железных дорог и буферами. Общая длина вагона составляла 10,45 м, база 6,85 м, база тележки 1440 мм, диаметр колеса 650 мм, тара вагона — около 20 т.

Платформа грузоподъемностью 16,5 т
На узкоколейных железных дорогах эксплуатировались и вагоны прежних лет постройки, к числу которых относились в основном четырехосные вагоны колеи 750 мм, построенные Коломенским заводом: крытые грузоподъемностью 8,0; 10,0; 12,5 и 16,5 т; полувагоны грузоподъемностью 10 т; платформы грузоподъемностью 6,0; 8,0; 8,25; 10,0; 12,5 и 16,5 т; изотермические вагоны грузоподъемностью 16,5 т с льдосоляной системой охлаждения. Кроме того, в эксплуатации находились построенные Мальцевским заводом платформы грузоподъемностью 8,25 т, предназначавшиеся для перевозки лесных грузов и потому не имевшие бортов, цистерны различной грузоподъемности и вагоны специального назначения (восстановительных и пожарных поездов, вагоны-лавки, вагоны-летучки связи, путеизмерители, снегоочистители, контрольно-весовые платформы и др.).

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0065 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика