Узкоколейные железные дороги в СССР

 

По теме "узкоколейка"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Характеристика узкоколейных железных дорог СССР

В послереволюционные годы наряду с железными дорогами нормальной колеи (1524 мм) эксплуатировались узкоколейные линии общего пользования протяженностью около 2000 км с небольшими размерами движения. Например, на участке Рязань — Тума ежедневно курсировал один пассажирский и 6—7 грузовых поездов. Пассажирский поезд состоял из десяти классных, почтового и багажного вагонов. В грузовых составах было по 24 вагона. Наряду с линиями общего пользования имелись узкоколейные дороги местного значения (промышленные), обслуживавшие угольные копи, рудники, лесо- и торфоразработки, а также некоторые заводы и фабрики. На линиях общего пользования наибольшее распространение получила колея шириной 750 мм, значительно реже строились дороги колеи 600, 914, 1000 и 1067 мм.
В 1921 г. НКПС утвердил габариты подвижного состава и приближения строений для колеи 750 мм, принятой за стандартную. В соответствии с нормами предельная высота подвижного состава от верха головки рельса устанавливалась равной 3550 мм, а ширина — 2550 мм. Минимальное расстояние сооружений от оси пути принималось равным 1925 мм. Указанные величины были впоследствии утверждены общесоюзным стандартом.
Строительство узкоколейных линий по сравнению с дорогами нормальной колеи обходилось в два-три раза дешевле, в такой же пропорции соотносились и эксплуатационные расходы. Некоторые узкоколейные дороги сооружались подразделениями НКВД и железнодорожными войсками. Так, в конце 20-х годов построили узкоколейную дорогу на Соловецком острове. Рельсовые пути соединяли лагерь заключенных с кирпичным заводом и районом торфоразработок. Было на Соловках и депо, располагавшее несколькими паровозами, грузовыми и пассажирскими вагонами. К 1929 г. Соловецкая дорога представляла собой разветвленную сеть, обслуживаемую специализированной железнодорожной ротой.

На строительстве Соловецкой железной дороги (1928 г.)
В 30-х годах подразделения НКВД построили узкоколейные линии от Воркуты до Усы, от порта Дудинка до Норильска, а в 1940-х годах — в районе Магадана для обеспечения города топливом и деловой древесиной. В 1934 г. на Сахалине была построена узкоколейная железнодорожная линия протяженностью около 20 км от поселка Оха до порта Москальво (см. на карте внизу страницы).
К началу второй пятилетки протяженность узкоколейных линий уменьшилась в связи с перешивкой их на нормальную колею и заменой строившимися автомобильными дорогами. В 1935 г. длина узкоколейных линий общего пользования (шириной колеи 750 мм) составляла 943 км; в их число входили Южные подъездные пути (594 км), обслуживавшие сахарные заводы Украины и выполнявшие пассажирские перевозки. Протяженность дорог другой ширины колеи не превышала 100 км. Кроме того, эксплуатировалось около 12000 км промышленных дорог колеи 600—1076 мм, принадлежавших различным наркоматам и ведомствам.
Перечень и протяженность важнейших узкоколейных линий общего пользования по состоянию на 1 января 1941 г. приводится в следующий таблице.
Основные узкоколейные железные дороги на 1 января 1941 года
Железные дороги Узкоколейные линии Ширина колеи, мм Протяженность, км
Белостокская Марцинканцы - Мотыли (в ветвями) 750 32
Белостокская Юратишки - Песевичи 750 33
Белостокская Швенчеляй - Кобыльник 750 45
Белостокская Дукштас - Друя 750 78
Брест-Литовская Новоельня - Любча 750 74
Винницкая Бердичев - Гуменное -Гайворон - Подгорная 750 403
Винницкая Рудница - Гайворон (с ветвями) 750 93
Винницкая Попельня - Сквира 914 33
Горьковская Тумская - Рязань-Пристань (с ветвью до Голованой Дачи) 750 111
имени Дзержинского Охочевка - Колпны 1000 59
Закавказская Шаропань - Сачхери 914 33
Закавказская Боржом - Бакуриани 914 37
Ковельская Антоновка - Кухоцкая Воля 750 78
Ковельская Хиночь - Домбровица 750 35
Ковельская Ракитно - Волынское - Мочулянка (с веткой до Нетребы) 750 65
Латвийская Вентспилс - Дунданга - Мерсерабе 750 129
Латвийская Вентспилс - Мазарбе - Дунданга 750 89
Латвийская Стенде - Роя 750 49
Латвийская Лиепая - Айзпуте 750 48
Латвийская Икла - Смилтене (с веткой на Стайцене) 750 114
Латвийская Мызакюля - Койкюла 750 88
Латвийская Гулбене - Апе 750 60
Латвийская Бурзава - Сита 750 79
Латвийская Даудзева - Нерета 750 62
Латвийская Екабпилс - Акнисте (с ветвью на Весите) 750 82
Литовская Йонишкис - Швенченеляй 750 247
Литовская Биржай - Шяуляй 750 110
Литовская Йонава - Укмерге 750 35
Московско-Киевская Коренево - Рыльск 1000 24
Ташкентская Хилково- Совхоз "Дальверзин" 750 34
Эстонская Таллинн - Тамсалу 750 163
Эстонская Виртсу - Рапло 750 95
Эстонская Пярну - Лелле 750 80
Эстонская Папинду - Тюри 750 147
Эстонская Икла - Рисселья 750 49
Эстонская Сонда - Мустве 750 63
Эстонская Валга - Апе 750 52
Красноярская Дудинка - Норильск 750 86

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0038 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика