Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Характеристика узкоколейных железных дорог России до 1917 года
Во второй половине XIX в. сложилась ситуация, когда транспортные потребности государства
начали превышать финансовые возможности казны и предпринимателей. В целях уменьшения
капиталовложений некоторые специалисты предлагали перейти к строительству относительно
дешевых узкоколейных дорог, особенно в случаях, когда экономическое значение района
невелико и не ожидается существенного прироста пассажиропотока или грузооборота
в последующие годы эксплуатации. Кроме того, подчеркивалось, что узкоколейные линии
могут использоваться в качестве военно-полевых, промышленных, а также "питательных"
(вспомогательных) путей для магистралей.
Первая узкоколейная линия местного значения — от ст. Верховье Московско-Киево-Воронежской
железной дороги до г. Ливны — была построена в 1871 г. Долгое время единого стандарта
на ширину колеи подъездных путей не существовало. На Международном железнодорожном
конгрессе, состоявшемся в 1892 г. в Петербурге, при обсуждении этого вопроса было
принято постановление: не стеснять строителей назначением определенной ширины колеи,
рекомендовав, однако, придерживаться по возможности трех типов: 1000; 750 и 600
мм.
В России на узкоколейных железных дорогах общего пользования повсеместное распространение
получили типоразмеры колеи 1067; 1000 и 750 мм. Стоимость постройки узкоколейных
линий (с учетом затрат на приобретение подвижного состава) составляла от 22 600
до 33 300 руб. на 1 км. К 1906 г. протяженность узкоколейных дорог общего пользования
достигла 4450 км. Перечень важнейших из них приводится в таблице.
Основные узкоколейные железные дороги до 1917 года
Наименование линии
Год ввода в эксплуатацию
Ширина колеи, мм
Длина, км
Верховье - Ливны
1871
1067
62
Чудово - Новгород
1871
1067
73
Урочь - Вологда
1872
1067
200
Новгород - Старая Русса
1878
1067
88
Покровская Слобода - Уральск
1894
1000
369
Бодайбо - Надеждинская
1895
750
73
Ершов - Николаев Уральский
1895
1000
88
Урбах - Александров Гай
1895
1000
184
С-Петербург - Борисова Грива
1896
750
43
Вологда - Архангельск
1898
1067
595
Кротовка - Сергиевск
1898
1000
80
Охочевка - Колпны
1899
1000
59
Рязань - Владимир
1901
750
170
Тула - Лихвин
1905
750
105
Лауксаргяй - Кельме
1915
750
78
Сарыкамыш - Эрзерум
1916
750
170
Эрзерум -Ашкале
1916
750
100
Шахтахты - Баязет
1916
750
117
В 1892 г. МПС утвердило Правила по облегченному устройству подъездных путей, в том
числе узкоколейных линий общего пользования. В соответствии с Правилами предельные
уклоны на этих линиях допускались равными 40‰, минимальные радиусы кривых — 50 м.
В 1898 г. для узкоколейных дорог были впервые установлены единые габариты
подвижного состава и габариты приближения строений к пути. Рельсы применялись
типа "Виньоль",
но имели меньшую длину и вес, чем укладываемые в путь нормальной колеи. Так, на
участках узкоколейной магистрали Урочь—Вологда—Архангельск использовались рельсы
весом 29,8; 22,88; 20,44 кг/пог. м. На других линиях применялись рельсы более легких
типов — до 11,18 кг/пог. м. Длина рельса колебалась от 5,5 до 9 м, длина шпалы составляла
1920—1500 мм. Узкоколейные стрелочные переводы имели марки крестовин 1/7; 1/8 и
1/9.
На узкоколейных линиях эксплуатировались паровозы зарубежного и отечественного производства.
На наиболее протяженной дороге Урочь—Архангельск работало 55 товарных паровозов,
в том числе 18 серии Мп типа 0—3—3—0 производства Путиловского завода. Паровозы
обслуживались в семи локомотивных депо (депо на ст. Урочь имело 6 стойл, Пречистое
— 4, Вологда — 7, Вожега — 3, Няндома — 5, Исакогорка — 4, Емца — 3 стойла).
Грузовые вагоны подразделялись на крытые грузоподъемностью от 6,4 до 14,4 т, платформы,
цистерны и специальные. Всего на линии эксплуатировалось 1033 грузовых вагона.
Парк пассажирских вагонов состоял из 118 единиц, в том числе: двухосных — 59, трехосных
—11, четырехосных — 48. По назначению вагоны подразделялись на классные (I, II и
III классов), служебные, багажные, почтовые и прочие.
Возможность удешевления строительства стимулировала образование частных обществ
по созданию сети узкоколейных линий общего пользования. Частными компаниями, а также
на средства казны узкоколейные железные дороги строились и на территории Прибалтики,
Закавказья, Украины, Средней Азии.
К 1902 г. русские и польские инженеры путей сообщения построили и сдали в эксплуатацию
первую на территории Польши электрическую железную дорогу с шириной колеи 1000 мм,
получившую наименование "Лодзинский узкоколейный электрический подъездной путь".
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог