Узкоколейные железные дороги царской России

 

По теме "узкоколейка"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Характеристика узкоколейных железных дорог России до 1917 года

Во второй половине XIX в. сложилась ситуация, когда транспортные потребности государства начали превышать финансовые возможности казны и предпринимателей. В целях уменьшения капиталовложений некоторые специалисты предлагали перейти к строительству относительно дешевых узкоколейных дорог, особенно в случаях, когда экономическое значение района невелико и не ожидается существенного прироста пассажиропотока или грузооборота в последующие годы эксплуатации. Кроме того, подчеркивалось, что узкоколейные линии могут использоваться в качестве военно-полевых, промышленных, а также "питательных" (вспомогательных) путей для магистралей.
Первая узкоколейная линия местного значения — от ст. Верховье Московско-Киево-Воронежской железной дороги до г. Ливны — была построена в 1871 г. Долгое время единого стандарта на ширину колеи подъездных путей не существовало. На Международном железнодорожном конгрессе, состоявшемся в 1892 г. в Петербурге, при обсуждении этого вопроса было принято постановление: не стеснять строителей назначением определенной ширины колеи, рекомендовав, однако, придерживаться по возможности трех типов: 1000; 750 и 600 мм.
В России на узкоколейных железных дорогах общего пользования повсеместное распространение получили типоразмеры колеи 1067; 1000 и 750 мм. Стоимость постройки узкоколейных линий (с учетом затрат на приобретение подвижного состава) составляла от 22 600 до 33 300 руб. на 1 км. К 1906 г. протяженность узкоколейных дорог общего пользования достигла 4450 км. Перечень важнейших из них приводится в таблице.
Основные узкоколейные железные дороги до 1917 года
Наименование линии Год ввода в эксплуатацию Ширина колеи, мм Длина, км
Верховье - Ливны 1871 1067 62
Чудово - Новгород 1871 1067 73
Урочь - Вологда 1872 1067 200
Новгород - Старая Русса 1878 1067 88
Покровская Слобода - Уральск 1894 1000 369
Бодайбо - Надеждинская 1895 750 73
Ершов - Николаев Уральский 1895 1000 88
Урбах - Александров Гай 1895 1000 184
С-Петербург - Борисова Грива 1896 750 43
Вологда - Архангельск 1898 1067 595
Кротовка - Сергиевск 1898 1000 80
Охочевка - Колпны 1899 1000 59
Рязань - Владимир 1901 750 170
Тула - Лихвин 1905 750 105
Лауксаргяй - Кельме 1915 750 78
Сарыкамыш - Эрзерум 1916 750 170
Эрзерум -Ашкале 1916 750 100
Шахтахты - Баязет 1916 750 117

В 1892 г. МПС утвердило Правила по облегченному устройству подъездных путей, в том числе узкоколейных линий общего пользования. В соответствии с Правилами предельные уклоны на этих линиях допускались равными 40‰, минимальные радиусы кривых — 50 м.
В 1898 г. для узкоколейных дорог были впервые установлены единые габариты подвижного состава и габариты приближения строений к пути. Рельсы применялись типа "Виньоль", но имели меньшую длину и вес, чем укладываемые в путь нормальной колеи. Так, на участках узкоколейной магистрали Урочь—Вологда—Архангельск использовались рельсы весом 29,8; 22,88; 20,44 кг/пог. м. На других линиях применялись рельсы более легких типов — до 11,18 кг/пог. м. Длина рельса колебалась от 5,5 до 9 м, длина шпалы составляла 1920—1500 мм. Узкоколейные стрелочные переводы имели марки крестовин 1/7; 1/8 и 1/9.
На узкоколейных линиях эксплуатировались паровозы зарубежного и отечественного производства. На наиболее протяженной дороге Урочь—Архангельск работало 55 товарных паровозов, в том числе 18 серии Мп типа 0—3—3—0 производства Путиловского завода. Паровозы обслуживались в семи локомотивных депо (депо на ст. Урочь имело 6 стойл, Пречистое — 4, Вологда — 7, Вожега — 3, Няндома — 5, Исакогорка — 4, Емца — 3 стойла).
Грузовые вагоны подразделялись на крытые грузоподъемностью от 6,4 до 14,4 т, платформы, цистерны и специальные. Всего на линии эксплуатировалось 1033 грузовых вагона.
Парк пассажирских вагонов состоял из 118 единиц, в том числе: двухосных — 59, трехосных —11, четырехосных — 48. По назначению вагоны подразделялись на классные (I, II и III классов), служебные, багажные, почтовые и прочие.
Возможность удешевления строительства стимулировала образование частных обществ по созданию сети узкоколейных линий общего пользования. Частными компаниями, а также на средства казны узкоколейные железные дороги строились и на территории Прибалтики, Закавказья, Украины, Средней Азии.
К 1902 г. русские и польские инженеры путей сообщения построили и сдали в эксплуатацию первую на территории Польши электрическую железную дорогу с шириной колеи 1000 мм, получившую наименование "Лодзинский узкоколейный электрический подъездной путь".

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2017 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0035 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика