Типы пассажирских вагонов

 

По теме "пассажирский вагон"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Краткая классификация и характеристика пассажирских вагонов

На железных дорогах все вагоны подразделяются на грузовые (для перевозки тарных, насыпных, наливных грузов, транспортеры - для перевозки крупногабаритных и очень тяжелых грузов, рефрижераторные - для перевозки скоропортящихся грузов при определенном температурном режиме) и пассажирские.
И если грузовые вагоны должны быть прочными и вместительными, то пассажирские — еще удобными и красивыми. Пассажирские вагоны внешне почти не отличаются друг от друга, за исключением двух, курсирующих в почтово-багажных поездах. В этих вагонах и окон поменьше и двери устроены иначе. На одном из них можно прочесть "Багажный". Он, как вы догадываетесь, предназначен для перевозки багажа. Другой называется "Почтовый". В нем путешествуют письма, газеты, журналы, посылки.
Есть и еще один вагон, надпись на котором говорит сама за себя — "Ресторан". В нем пассажир может, не выходя из поезда, позавтракать, пообедать и поужинать.
Пассажирские вагоны — это временные жилища людей, отправляющихся в поездку. Поэтому конструкторы сделали многое для того, чтобы превратить их в дома на колесах со всеми удобствами.

Пассажирский вагон (1970-е годы)
В вагонах есть полки-кровати, столики, чтобы было удобно покушать или сыграть в шахматы, шашки, домино; установлен электрокипятильник, чтобы готовить чай. Пассажир может послушать радио: в поезде есть свой радиоузел. Вагоны оборудованы устройствами кондиционирования воздуха. Летом мощные вентиляторы, приводимые в движение электрическими двигателями, подают в вагоны свежий воздух, который, прежде чем попасть в вагон, проходит через фильтры, очищается от пыли, охлаждается. Зимой воздух в вагоне подогревается с помощью специальной системы отопления.
Такие вагоны называют спальными. А "предок" современных комфортабельных спальных вагонов на железных дорогах нашей страны появился в 1873 году.
"Места для пассажиров в спальных отделениях состоят из покойных кресел весьма изящной отделки",— сообщала о нем выходившая в Петербурге газета "Русский мир". Между креслами были устроены столики, над которыми висели зеркала в массивных красивых рамах и, кроме того, чугунные подсвечники, в которые поездная бригада устанавливала свечи, чтобы пассажиры могли читать и писать.
В ночную пору проводники сдвигали сиденья противоположных кресел и прикрывали их матрацем. Затем в такую постель превращалась и вторая пара кресел. И, наконец, опускались две постели, прикрепленные к потолку.
Кроме свечей, внутренность спального вагона освещалась еще и лампами, которые "горением своим способствовали вместе с тем и вентиляции вагона". Вагон отапливался снизу: под вагонным кузовом была устроена печь. В конце спального вагона находились комната для проводников, а также отделение со шкафчиками, где хранились спальное белье, подушки, одеяла, тюфяки и свечи. Сегодня такой спальный вагон может вызвать только улыбку.
И все же, как ни шагнули вперед современные пассажирские вагоны, ученые и конструкторы продолжают трудиться над тем, чтобы сделать их еще комфортабельнее и экономичнее.
Еще на рубеже 50—60х годов была начата разработка конструкций 27-метрового пассажирского вагона (длина вагонов в поездах, курсирующих сегодня, 24,5 метра). Расчеты показали, что более длинные вагоны будут плохо проходить кривые участки пути. Внешне вагон новой конструкции не отличается от своих "коротких" собратьев. Но мест в нем не 36, а 42. Значит, чтобы перевезти то же число пассажиров, потребуется меньше и вагонов и проводников.
Но если нельзя чрезмерно удлинять вагон, то можно чуть приподнять крышу и опустить пол и разместить места для пассажиров в два этажа. Конструкторы так и поступили. Проект двухэтажного "дома на колесах" уже создан. Он вместительнее обычного купейного вагона: вместо 36 в нем могут удобно разместиться 52 пассажира. Для багажа предусмотрено специальное помещение. Есть в вагоне и устройства кондиционирования воздуха и отопления.
Как считают специалисты, поезда, сформированные из двухэтажных вагонов, значительно повысят провозную способность железных дорог, то есть позволят перевозить больше пассажиров, не увеличивая числа поездов. А это очень важно сегодня Ведь перевозки пассажиров растут быстрыми темпами. Да и грузов надо перевозить все больше и больше. Пропустить же поездов по той или иной линии можно только определенное количество.
Работают конструкторы и над тем, как сделать пассажирский вагон надежнее и долговечнее. Пассажирские вагоны сейчас делают из углеродистой стали, которая подвержена коррозии, и кузов вагонов то и дело нуждается в ремонте. Чтобы вагоны ремонтировать реже, кузов приходится делать из довольно толстых стальных листов. Это значит, лишний расход металла, лишние бесполезно перевозимые тонны металла.
Вот почему проектировщики весьма резонно заявили: "Надо кузов пассажирских вагонов строить из нержавеющей стали". Первые такие вагоны уже созданы. Их не надо защищать от коррозии, да и весят они на 3 тонны меньше обычных. И, что очень важно, такие кузова не нуждаются в ремонте на протяжении всего срока службы вагонов.
Это что касается конструкции. А как обстоят дела с оборудованием? Оно тоже совершенствуется.
Сегодня каждый вагон, к примеру, имеет свою собственную электростанцию. Весит она вместе с аккумуляторными батареями более четырех тонн, нередко выходит из строя, да к тому же тормозит движение поезда — ведь на ее работу затрачивается часть тягового усилия локомотива.
К тому же налицо явная несуразица. Электровоз превращает электрическую энергию в механическую, чтобы тянуть состав, а вагоны со своими генераторами механическую энергию превращают в электрическую.
Бегают такие вагоны, возят лишние четыре тонны. А над ними — контактный провод — неиссякаемый источник электроэнергии. Почему бы не использовать этот источник для питания вагонов Идея заманчивая. Но решение ее стало возможным только благодаря достижениям в области полупроводниковой техники. Уже построены первые вагоны с централизованным электроснабжением. Они снабжены компактными полупроводниковыми преобразователями, которые преобразуют снимаемый с контактного провода постоянный ток напряжением 3000 В в переменный и постоянный ток нужного напряжения, необходимый для вагона. Таким вагонам не нужны собственные электростанции. Весят они значительно меньше обычных, да и бегать им стало легче — их не тормозит генератор.
Современные спальные вагоны неодинаковы. В одних — плацкартных — места для пассажиров расположены в общих салонах. В других — купейных — для пассажиров сделаны небольшие купе с четырьмя или двумя полками-койками и дверями, выходящими в общий коридор, который тянется вдоль всего вагона. Купейные вагоны с мягкими диванами и полками называются мягкими.
Есть и вагоны, в которых вместо полок установлены кресла с высокими спинками, как в самолете. Такие вагоны называют межобластными. Их включают в составы поездов, курсирующих между городами соседних областей. Отсюда и название вагона.
Все эти вагоны служат для перевозки пассажиров на большие расстояния. Поэтому поезда, составы которых сформированы из них, называют дальними. Среди дальних поездов различают скорые, пассажирские и почтово-багажные.
В составы скорых поездов включают, как правило, только купейные и мягкие вагоны. Такие поезда отправляются из столицы нашей Родины Москвы в Ленинград, Киев, Минск, Таллин, Ригу. Останавливаются они только на крупных пассажирских станциях.
Пассажирские поезда формируют из купейных, плацкартных и общих вагонов, останавливаются они почти на всех станциях. Скорость движения пассажирских поездов меньше.
Составы почтово-багажных поездов формируют из почтовых и багажных вагонов. Служат они для перевозок почты и багажа. Иногда в их составы включают и пассажирские вагоны.
В пригородных зонах больших городов совершают свои рейсы пригородные поезда. Они доставляют людей в город на работу и развозят по домам, в выходные дни — за город на отдых. Ежедневно ими пользуются около 9 миллионов человек.
Вагоны в составе пассажирского поезда размещают в определенном порядке, который определяется композицией состава того или иного поезда. Вагон-ресторан располагают обычно в середине состава.
Значительно сложнее разместить вагоны в составах грузовых поездов, так как приходится собирать в группы вагоны с грузами, идущими в адрес одной или нескольких расположенных рядом станций, а также выполнять целый ряд других требований, обеспечивающих безопасное движение поезда.
В соответствии с государственным стандартом к пассажирским вагонам относятся не только вагоны для перевозки пассажиров, но и вагоны-рестораны, почтовые, багажные, специальные (например, вагоны-электростанции) и служебно-технические вагоны (лаборатории, тормозно-испытательные, вагоны-клубы и т.д.).
На железных дорогах России и стран СНГ эксплуатируются пассажирские вагоны постройки вагоностроительных заводов Венгрии, Германии, Польши, а также Тверского вагоностроительного завода ТВЗ (КВЗ) и Московского вагоноремонтного завода им. Войтовича. На заводах, расположенных в городах Тверь, Москва, Воронеж, Новороссийск, выполняется капитально-восстановительный ремонт вагонов, в том числе производства ГДР 1960-х гг.
Краткая характеристика различных типов вагонов приведена в таблице ниже. Несмотря на то, что пассажирские вагоны строятся в разных странах и на различных вагоностроительных заводах, они имеют много общего в конструкции и эксплуатации.
Важнейшими технико-экономическими показателями пассажирского вагона являются: число мест, тара, база (расстояние между шкворнями) и длина.
Все некупейные вагоны при использовании в плацкартном режиме имеют 54 спальных места, в общем режиме — 81 место. Во всех купейных вагонах с кондиционированием и без него в каждом купе 4 спальных места, всего 36 мест. Во всех пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников. На некупейных и купейных вагонах число мест указано на кузове вагона. Вагоны межобластного сообщения используются как общие и в зависимости от года и завода постройки имеют 68 или 72 места для сидения. Все вагоны типа СВ имеют 19 мест, крайнее одноместное купе предназначено для проводника. Вагоны международного сообщения в зависимости от классности могут иметь 22 места при двухместных купе или 33 при трехместных.
Типы пассажирских вагонов железных дорог России
Род вагона Тип или модель Обозначение вагона Изготовитель вагона Особенности оборудования
по книге служебного расписания по билетам системы "Экспресс"
Некупейный 61-836
61-836Р
ЦМО ПС, ПП ТВЗ Автоматическая вентиляция с применением термоавтоматики и комбинированного (электроугольного) отопления, текстропно-карданный привод Т-2
Некупейный 61-425 ЦМО ПС, ПП КВЗ Автоматическая вентиляция, текстропно-редукторно- карданный привод генератора
Для межобластного сообщения 61-828 ОБЛ ОС ТВЗ Улучшенное электрооборудование
Для межобластного сообщения 61-185 ОБЛК ОП КВЗ Система кондиционирования воздуха типа КЖ-25 и централизованное электроснабжение от вагона-электростанции
Для межобластного сообщения 9510 ОБЛК ОП МВРЗ Кресла для сидения. Конструктивная скорость 200 км/ч
Купейный 61-820 К КС, КП ТВЗ Нагнетательная автоматическая вентиляция, привод ТК-2
Купейный Р-8214 К КС, КП ТВЗ Радиокупе, купе для инвалидов и бытовые помещения
Купейный 61-4170 К КС, КП ТВЗ Кресла для сидения, централизованное электроснабжение от магистрали 3000 В, система кондиционирования воздуха типа "Хагенук". Конструктивная скорость 200 км/ч
Купейный 61-4179 К КС, КП ТВЗ Преобразователь постоянного тока напряжением ПО В в переменный ток напряжением 380 В мощностью 12 кВт, кондиционер воздуха типа "Лантеп"
Купейный БК/к К КС, КП Германия Купе-буфет, кондиционер воздуха типа МАБ-И
Купейный 61-820К К КС, КП ТВЗ Система кондиционирования воздуха типа "Хагенук", подвагонный генератор мощностью 32 кВт, микропроцессорное регулирование температуры в вагоне
Купейный Д/к К КС, КП ГДР Принудительная вентиляция и комбинированное отопление
Купейный К/к К КС, КП ФРГ Кондиционер воздуха типа МАБ-П и комбинированное отопление
Купейный Кк/к К КС, КП ФРГ Кондиционирование воздуха, комбинированное отопление, генератор мощностью 32 кВт типа КОА-4-32
СВ Кк/к-СВ СВ свс, свп ГДР Двухместные купе, кондиционирование воздуха и комбинированное отопление
СВ 61-4165 СВ свс, свп ТВЗ Двухместные купе, нагнетательная вентиляция и комбинированное отопление
Международного сообщения Габарита РИЦ Р ГДР Кондиционирование воздуха и комбинированное отопление
Международного сообщения ВЛАБ-200 Р ФРГ Без генератора, с преобразователем тока и напряжения от контактной сети, с электроводяным отоплением и системой кондиционирования воздуха типа "Хагенук".
Конструктивная скорость 200 км/ч
В графе Обозначение вагона по билетам системы "Экспресс-2" вторая буква означает: С — скорый поезд, П — пассажирский.

При определении длины поезда учитываются промежутки между вагонами. Длина поезда по осям сцепления автосцепок смежных вагонов составляет 24750 мм. Ширина и высота вагонов определяются габаритом.
В качестве экономических показателей используют коэффициент тары — отношение массы тары к числу мест и коэффициент населенности — количество пассажиров на 1 м длины кузова. При конструировании вагонов стремятся к снижению тары и увеличению числа мест для пассажиров, но не в ущерб прочности, скорости, комфорту.
Тара вагона — масса полностью экипированного вагона в порожнем состоянии является основным показателем для определения веса поезда. Важным показателем является масса тары, приходящаяся на одно пассажирское место. Чем меньше этот показатель, тем дешевле обходится эксплуатация вагона. Применение новейших материалов и совершенствование конструкции вагона дают возможность снизить тару вагона и при этом обеспечить безопасность движения.
Стандартная длина вагона позволяет формировать пассажирский поезд без подбора вагонов по утвержденной схеме и учитывать длину станционных и приемоотправочных путей. В длину вагона входит длина кузова вместе с обеими автосцепками.
База пассажирских вагонов, которые эксплуатируются на колее 1520 мм, принята 17000 мм у всех четырехосных вагонов при длине кузова 23600 мм. База зависит от длины и ширины вагона и от наименьшего радиуса кривых участков пути.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,1567 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика