Изобретение телеграфа

 

По теме "телеграф"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Изобретение телеграфа

Если идея использования электрического тока для практических целей на благо своей родины явилась уму русского учёного и патриота почти одновременно с открытием «вольтова столба», то для осуществления этих идей понадобилось ещё немало научных открытий в области электромагнитных явлений.
О связи между магнитными и электрическими явлениями думал и Петров. Но установить эту связь выпало на долю датского физика Эрстеда.
В 1820 году, готовясь, как обычно, к лекции, Эрстед совершенно случайно обнаружил, что при протекании электрического тока вблизи стрелки компаса она отклоняется. Это с виду пустяшное «явление Эрстеда» сыграло огромную роль в развитии учения об электромагнитных явлениях.
Для русской инженерно-технической мысли характерно, что в бурном развитии электротехники XIX века русские инженеры не только принимали деятельное участие, но и чаще всех выступали пионерами практического приложения новых открытий.
Так, узнав о «явлении Эрстеда», русский инженер Павел Львович Шиллинг построил первый в мире практически годный и применявшийся на деле телеграф.

П. Л. Шиллинг
Необходимость передавать быстро и на большие расстояния те или иные сообщения человек ощущал и на самых первых ступенях своего культурного развития.
У коренных австралийцев существует до сих пор такой способ примитивной «телеграфии»: у дерева обрубают верхушку и сучья, так что оно засыхает на корню. Затем дерево выдалбливают внутри, придавая дуплу вид конуса, стоящего узким концом кверху — и телеграф готов. Для передачи условных знаков «отправитель» попросту ударяет по пустому дереву палкой. Издаваемый звук при благоприятных условиях слышен на несколько километров.
Звуковой телеграф — самый несложный и древний. Более совершенным можно считать телеграф оптический, или световой.
Китайцы, например, зажигали огни на башнях, расположенных вдоль стены. К телеграфированию кострами или дымовыми столбами прибегали все народы в военном деле. Затем стали применять оптическое телеграфирование при помощи стёкол и зеркал.
Оно было впервые предложено гениальным русским механиком Иваном Петровичем Кулибиным в 1794 году, но, как и многие из его замечательных изобретений, не было должным образом оценено. Спустя несколько лет русское правительство приобрело совершенно подобный кулибинскому и, очевидно, заимствованный у русского механика «секрет оптического телеграфирования» у французского изобретателя Шаппа. Оптический телеграф работает на расстоянии до 69 километров. Во Франции в 1834 году насчитывалось свыше 500 пунктов для обмена телеграммами посредством оптического телеграфа. Этот прибор считался тогда одним из «чудес света».
Оптическое телеграфирование существовало также между Петербургом и Варшавой: небольшие известия передавались за несколько минут.
Огромная скорость, с какой распространяется электрический ток по проводнику, породила мысль о применении электричества для телеграфирования. Сначала, однако, все попытки выполнить телеграфную передачу известий, применяя электрический ток, оканчивались неудачей. Причиной этого была непрактичная мысль протягивать для каждой буквы алфавита особую проволоку. Но после того как догадались заменить буквы комбинацией условных знаков, дело пошло вперёд очень быстро и привело к полнейшему успеху.
При кажущейся сегодня несложности своей конструкции, телеграф Шиллинга потребовал большой изобретательности и долгих опытов. Сборку аппарата Шиллинг закончил в 1830 году, а в 1832 году он продемонстрировал свой телеграф.
Любопытно, что Николай I, познакомившийся с изобретением Шиллинга, не нашёл ничего лучшего, как поручить ему провести телеграф из Зимнего дворца в дома разных приближённых. Правда, позднее изобретателю было поручено построить телеграфную линию от Петербурга до Кронштадта.
Во время выполнения этой последней работы Шиллинг умер, и дело не было доведено до конца. Дальнейшим усовершенствованием шиллинговского аппарата стали заниматься сначала англичане Кук и Уитстон, а затем американец Морзе, которому и удалось сконструировать тот самый, в основном, телеграфный аппарат, которым мы пользуемся и до сих пор.
Таким образом, к началу лихорадочного железнодорожного строительства телеграфирование уже находилось в таком состоянии, что при прокладывании железнодорожных линий, как правило, проводился и телеграф.

Телеграфный аппарат Морзе
В системе Морзе знаки подаются более коротким или более продолжительным замыканием тока, проходящего между станциями, соединёнными проводами. Током возбуждается помещённый на приёмной станции электромагнит, который при замыкании притягивает свой якорь. К якорю прикреплён штифт, выдавливающий или отпечатывающий знаки на бумажной ленте, движущейся перед ним. Таким образом, на станции передачи необходимы лишь гальванические элементы, соединённые для усиления тока в батарею, от которой можно посылать ток на станцию приёма в обмотки её электромагнитов, и прибор, позволяющий замыкать и размыкать цепь батареи. Это очень простой прибор, называемый ключом Морзе. Простым нажатием и отпусканием ключа ток посылается с одной станции на другую и там производит желательные электромагнитные действия.
На приёмной станции при каждом движении вверх якоря электромагнита на движущейся ленте отпечатывается точка или чёрточка, в зависимости от времени замыкания тока ключом на передающей станции. Из этих тире и точек Морзе составил азбуку, посредством которой и передаётся сообщение.
Затем был изобретён электромагнитный телефон, позволяющий непосредственно разговаривать на больших расстояниях. И это-изобретение в полной мере было использовано в железнодорожном деле для установления связи.
Несмотря на то, что передача известий на расстояния достигла в наше время огромных успехов—изобретение буквопечатающих аппаратов, «беспроволочный» телеграф, радио, фотопередача и т. д, — телеграфный аппарат Морзе удержался на железных дорогах как самый простой и удобный для межстанционной связи. Владеть ключом Морзе можно научиться быстро и легко, обращение с аппаратом несложное, и любой дежурный по станции в состоянии телеграфировать, а это крайне важно для железнодорожника.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0049 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика