Поезда семейства Talent

 

По теме "дизель-поезд"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

Поезда семейства Talent

Транспортное отделение концерна Bombardier, образовавшееся в 1974 г. под названием Bombardier Transportation, разрабатывает как комплектные транспортные системы, например автоматического высокоскоростного рельсового транспорта для Куала-Лумпура в Малайзии, линию между Нью-Йорком и аэропортом JFK (Джон Кеннеди) консорциума AirRail Transit, так и подвижной состав различных видов, например поезда для высокоскоростного северо-восточного коридора между Бостоном и Вашингтоном (электрифицированного на переменном токе), для планировавшейся линии в штате Флорида, принимало участие в разработке высокоскоростных поездов TGV и ICE, а также челночных поездов для тоннеля под Ла-Маншем.
Большая доля в производственной программе Bombardier Transportation приходится на городской транспорт. Так, в 1997 г. был получен заказ на поставку более чем 1000 вагонов для метрополитена Нью-Йорка. Только в течение 1998/99 хозяйственного года предстоит поставить подвижной состав для 20 городов мира. В Америке это поезда для метрополитенов Торонто (78 вагонов) и Мехико (24 вагона).
В Европе прежде всего следует отметить 80 электропоездов для городской железной дороги Берлина. В общей сложности 119 вагонов трамвая изготовлены для Кёльна, Дрездена, Эрфурта, Халле и Лейпцига в Германии, а также Кройдона в Великобритании, Роттердама в Голландии, Сент-Этьена во Франции и Стокгольма в Швеции. Продолжатся разработки вагонов трамвая, а именно для Антверпена и Гента (Бельгия), Хемница, Эссена, Касселя и Магдебурга (Германия), а также поездов метрополитена для Брюсселя и Хельсинки.
Помимо этого заключены контракты на дополнительные поставки 156 поездов для метрополитена Торонто, 12 вагонов трамвая нового поколения с пониженным уровнем пола для Граца, Австрия, 25 вагонов трамвая для региона Нанси, Франция, а также в общей сложности 69 вагонов трамвая для Антверпена и Гента в Бельгии, Кракова в Польше, Касселя, Магдебурга, Саарбрюккена и региона Рейн-Неккар в Германии.
Bombardier Transportation выпускает подвижной состав с наклоняемыми кузовами. В этой области его опыт составляет не менее 20 лет. Широкую известность в мире получили также двухэтажные вагоны его разработки.
Важной продукцией предприятий Bombardier Transportation является подвижной состав для региональных линий. В особой мере это относится к поездам семейства Talent.

Требования к современному пассажирскому подвижному составу

Транспортные предприятия, специализирующиеся на железнодорожных пассажирских перевозках, предъявляют к подвижному составу следующие требования: высокий уровень комфорта, надежность, привлекательность для пассажиров, низкий уровень излучаемого шума, высокая скорость, гибкость в использовании, трансформируемость интерьеров пассажирских салонов, безопасность и эксплуатационная готовность. Эти требования отвечают пожеланиям пассажиров, для которых, кроме того, имеют значение приемлемая стоимость проезда и безопасность поездки.
В свою очередь, для изготовителей новых поездов, в том числе и для Bombardier Transportation, важно следующее: низкие затраты на производство при изготовлении партий любого размера; равномерная загрузка производственных мощностей, короткие и желательно параллельные технологические цепочки; низкие затраты времени на поставку и положительный коммерческий эффект. Bombardier Transportation учитывает требования клиентуры, создавая подвижной состав, отвечающий современному уровню техники.

Концепция поездов Talent

На базе анализа современного рынка транспортных услуг предприятие Bombardier Transportation Talbot, Ахен, в 1995 г. приняло решение создать семейство электро- и дизель-поездов для региональных перевозок в Европе. От этих поездов требовалась гибкость в эксплуатации, подразумевающая хорошую приспособляемость к запросам клиентуры при минимальных затратах.

Дизель-поезд Talent-LH
Опытный поезд Talent был представлен на линиях многих европейских стран уже в 1996 г. Из-за разнообразия систем тока в Европе он исполнен как дизель-поезд. На опытном образце Bombardier Transportation Talbot отрабатывало различные решения, например касающиеся внутренней планировки.
При разработке семейства поездов руководствовались идеей создания базисной платформы для нескольких модификаций и обеспечения распределения постоянных издержек на большое число вагонов. Благодаря этому возможно приобретение небольших партий поездов по приемлемой цене.
Поезда Talent в основном одно-, двух- и трехвагонные с различными системами тягового привода (дизель-поезд с механической, гидравлической или электрической передачей, электропоезд). Особенности конструкции дополнительных модификаций определяются высотой пассажирских платформ на обслуживаемых линиях.

Механическая часть

Завод Bombardier Transportation Talbot разработал дизель-поезда с тремя разными уровнями пола над УГР, а именно 590, 800 и 960 мм. В таблице приведены технические данные поездов семейства Talent различных модификаций.
Технические данные находящихся в эксплуатации дизель-поездов Talent
Параметр Модификация поезда
Серия 643 OME, DME Серия 644 BM93 REGIOBAHN
Число вагонов 3 2
Эксплуатирующая дорога DBAG Частные дороги OME, DME DBAG NSB REGIOBAHN
Максимальное сжатие в плоскости буферов, кН 1 500
Минимальный радиус проходимой кривой, м 100
Длина по сцепкам, мм 48 360 52 160 38 210 34 610
Ширина, мм 2 925
Максимальная высота, мм 3 855 4 045 4 255 4 015
Мощность тягового привода, кВт 2 x 315 2 x 505 2 x 306 2 x 315
Передача мощности Механическая Электрическая Механическая
Максимальное ускорение, м/с2 0,85 1 0,9 1,1
Рабочее замедление при торможении, м/с2 1
Высота пола над УГР в пониженной части, мм 590 800 920 960
Число дверей на одной стороне 3 6 2
Ширина двери в свету, мм 1300
Число мест:
общее
2-го класса (в том числе откидных)
1-го класса
для едущих стоя (4 чел/м2)
 
137
121 (17)

16
150
 
129/133
113/117 (17)
16
150
 
161
145 (41)

16
150
 
92
92 (10)
 

96
 
98
98 (18)
 

100
Шаг расположения кресел, мм 1750 1650 1715/1850 1750
Масса, т:
тары
при номинальной загрузке
при максимальной загрузке
 
72,7
89,3
97,5
 
72,7
89,3
97,5
 
84,3
101
110
 
72
83
90
 
55
67
73
Речь идет о двух- и трехвагонных поездах, в том числе серий 643 и 644, разработанных для железных дорог Германии (DBAG), модификациях для частных дорог OME (Ostmeklenburgische Eisenbahn), DME (Dortmund-Mдrkische Eisenbahn) и REGIOBAHN, поезде из вагонов с наклоняемыми кузовами для Норвежских государственных железных дорог (NSB).

Кузов и ходовая часть

Термин "семейство" применительно к поездам Talent означает, что все они имеют общие признаки: одинаковые моторные и поддерживающие тележки, поперечный профиль вагонов, которые компонуются из одного набора модулей, как показано на рисунке.
Варианты модулей кузова
Варианты модулей кузова
Используются два основных модуля кузова (для низкого и высокого уровня пола) и модуль тамбура. В зависимости от требуемого уровня комфорта в отношении шага расстановки сидений выбирают модули длиной 1650 и 1750 мм.

Двухвагонный поезд серии 643
Если опытный образец имел кузов с боковыми стенками из алюминиевого сплава, то у серийных поездов они изготовлены из облегченных стальных конструкций, на которые наклеена полимерная обшивка.
Ходовая часть выполнена на двухосных тележках. В отличие от опытного поезда, где в моторной тележке приводной была только одна ось, в серийных тяговое усилие передается на обе оси. В двухвагонных поездах сочленение вагонов осуществляется с помощью общей поддерживающей тележки с диагональными связями. В трехвагонном поезде промежуточный вагон опирается на две такие тележки, каждая из которых является общей со смежным моторным вагоном.

Варианты тягового оборудования

Выбор системы тяги и размещение тягового оборудования в решающей степени определяют объем инвестиций на создание моторвагонного поезда и расходы на его техническое обслуживание. На первом этапе предприятие Bombardier Transportation Talbot разработало несколько вариантов поездов с дизельным приводом. Во всех модификациях поезда Talent тяговое оборудование размещено на вспомогательной раме под кузовом, что удобно в обслуживании и позволило использовать все пространство в вагонах под пассажирские салоны. На сегодняшний день принцип размещения тягового оборудования в виде "энергетического модуля" под кузовом вагона уже является привычным техническим решением.
При выборе и оптимизации тягового оборудования исходят из требований большого ускорения и (или) высокой максимальной скорости. Типоряд дизелей, используемых в поездах Talent, лежит в пределах мощностей от 2 x 315 до 2 x 550 кВт. Трехвагонный поезд этого семейства серии 644 оснащен дизелями 2 x 505 кВт, которые в соединении с электрической передачей позволяют использовать его в городских агломерациях в одном графике с электропоездами городской железной дороги.

Система наклона кузова


Пассажирский салон
Использование вагонов с наклоняемыми кузовами повышает плавность хода, сокращает время поездки и способствует экономии энергии. Все технические наработки, которые имеет концерн Bombardier Transportation в этой области, реализованы в вагонах поезда Talent.
Для оснащения вагона этой системой не требуется модифицировать кузов или пассажирские салоны.
Ходовая часть и тормоза поезда рассчитаны на максимальную скорость 160 км/ч. При этом техника наклона кузова может сочетаться с такой конструкцией тамбура, в которой пол находится на высоте 760 мм над УГР, т. е. в одном уровне с платформой соответствующей стандартной высоты. Поставка 11 поездов Talent из вагонов с наклоняемыми кузовами в Норвегию вызвала большой интерес к ним в странах Скандинавии.

Промежуточный вагон

Для увеличения вместимости поезда при росте пассажиропотоков специально разработан промежуточный вагон, который ставится между двумя моторными двухвагонного поезда. Эти вагоны поставляются таких же габаритных размеров, как и моторные, 6 x 1,75 м и 6 x 1,65 м с одной или двумя входными дверями с каждой стороны.

Электрическая часть

В 1998 г. Bombardier Transportation приобрел 26 % акций австрийской компании ELIN EBG Traktion, дочернего предприятия фирмы ELIN EBG Elektrotechnik, входящей в концерн VA TECH. Это позволило полностью переместить на заводы ELIN EBG Traktion производство электрооборудования для поездов семейства Talent.

Концепция построения электрических компонентов

Технология изготовления поезда предусматривает поставку для сборки готовых модулей, таких, как боковые стенки, лобовая часть, крыша и рама. В связи с этим рассматривалась идея встраивания в эти модули элементов электрооборудования. Однако комплектная интеграция в механические модули электрических компонентов создала бы значительную децентрализацию электрических систем, что противоречит современному принципу использования централизованных средств управления и обслуживания. Кроме того, такие схемы потребовали бы большого числа разъемных соединений, что снижает общую надежность устройств.
Найденный весьма продуктивный путь заключается в том, что соединение электрических компонентов производится одновременно со стыкованием механических модулей, в которых эти электрические системы размещены. Для реализации такого принципа пришлось решить следующие задачи: добиться высокой интеграции отдельных электрических устройств с минимальным числом комплектующих и соединений; реализовать кабельную разводку по принципу дерева, т. е. с общим кабельным каналом, который подается на сборку как готовый, заранее смонтированный узел.
Благодаря этой технологии электрический монтаж в обычном смысле этого слова не производится. Он оказывается завершенным по окончании сборочных работ.
К общему кабельному каналу присоединяются пульт управления и расположенный в кабине приборный шкаф, содержащий электротехнические устройства и электронные блоки, вспомогательные системы (такие, как информационные, управления дверями, освещения), компоненты тягового привода и тормозные устройства. Эта концепция сохраняется для всех поездов семейства Talent независимо от типа тягового привода.

Система электрической передачи мощности

Тяговый привод с электрической передачей поезда серии 644 состоит из следующих компонентов: дизель-генераторных агрегатов, тяговых преобразователей, тяговых двигателей и тормозных реостатов.

Цепь тягового тока поезда серии 644
Дизель-генераторные агрегаты расположены в концевых моторных вагонах. Дизель фирмы MTU мощностью 505 кВт соединен с синхронным генератором. Агрегат размещен во вспомогательной раме, где смонтированы также вспомогательные устройства, а именно холодильник дизеля, стартер, насосы и компрессор.
Генератор SG обеспечивает номинальное напряжение при частоте вращения дизеля от 1600 до максимальной, равной 1900 об/мин. Если частота вращения меньше 1600 об/мин, выходное напряжение падает ниже номинального и снижается по мере дальнейшего уменьшения оборотов дизеля. Задаваемое значение в процессе регулирования числа оборотов формируется на базе мгновенного значения мощности, отдаваемой дизелем.
Синхронный генератор является самовентилируемой машиной с интегрированным бесщеточным возбудителем. Его выход напрямую, без промежуточных выключателей, соединен с тяговым преобразователем, а именно с входным трехфазным мостовым выпрямителем (GR).
Технические данные генератора
Мощность, кВ·А:
номинальная
кратковременная (при 1900 об/мин)

360
400
Рабочий диапазон частот вращения, об/мин 1000 - 1900
Выходное напряжение (при 1600 об/мин и более),В 3 x 490
Масса, кг 1 250
К выходу выпрямителя подключено промежуточное звено постоянного напряжения (Z), которое питает трехфазный инвертор (WR), построенный на биполярных транзисторах с изолированным затвором IGBT и смонтированный на крыше моторного вагона. В модуле преобразователя размещены все необходимые измерительные устройства, а также тормозной регулятор (BS) и защита от короткого замыкания (EE). Тормозной реостат (BW) установлен на крыше. Силовые полупроводниковые приборы преобразователя охлаждаются потоком воздуха. Мощность используемого для охлаждения вентиляторного агрегата невелика, так как тепловые потери биполярных транзисторов малы.
Технические данные тягового преобразователя
Напряжение промежуточного звена, В 660
Номинальный ток, А 500
Выходная мощность, кВт:
номинальная 320
максимальная 360
Масса с охлаждающим устройством, кг 440
Тяговые двигатели (FM) размещены вне моторной тележки. Они устанавливаются в нижней раме кузова и вращают колесные пары через карданный вал. Благодаря этому моторные тележки могут использоваться также под вагонами с механической передачей мощности. Тяговые двигатели охлаждаются водой. Они имеют закрытое исполнение, что значительно снижает затраты на их техническое обслуживание в связи с пониженной чувствительностью к загрязнениям. Водоохлаждаемые двигатели компактны и излучают значительно меньше шума по сравнению с двигателями, охлаждаемыми воздухом.
Тепловые потери тяговых двигателей отводятся контуром, общим с холодильником дизеля. Благодаря этому для их системы охлаждения не требуется дополнительное оборудование, такое, как насосы и теплообменники.
Технические данные тягового двигателя
Мощность, кВт:
номинальная 300
пусковая 330
Частота вращения, об/мин:
номинальная 940
максимальная 3 600
Масса, кг 1 120

Перспективы

Логическим продолжением работ Bombardier Transportation Talbot стала разработка электропоездов Talent на напряжения 15 кВ, 16 2/3 Гц и 3000 В постоянного тока, начатая совместно с ELIN EBG Traction. Четырехвагонный электропоезд Talent предназначен для региональных линий. Модификация этого поезда с увеличенным числом дверей разработана для эксплуатации на сетях городских железных дорог S-Bahn. Его тяговая мощность 2,4 МВт при ускорении 1,2 м/с2.
Все компоненты тягового привода, включая тяговый трансформатор и преобразователь на транзисторах IGBT, размещены во вспомогательной раме концевых вагонов. В отличие от дизель-поезда серии 644, где тяговый момент передается от одного тягового двигателя на оси через карданный вал и соответствующие редукторы, здесь обе оси моторных тележек оборудованы асинхронными трехфазными тяговыми двигателями с воздушным охлаждением.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0034 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика