Состав электронно-вычислительных машин
Для решения задач управления процессами перевозок на транспорте применялись электронно-вычислительные машины различных классов и типов. Долгое время основными техническими средствами являлись компьютеры единой серии ЭВМ (ЕС ЭВМ) и системы малых ЭВМ (СМ ЭВМ).
Электронно-вычислительные машины серии ЕС. Машины серии ЕС ЭВМ по архитектуре подобны машинам типа IBM-360. Эти компьютеры требуют отдельного помещения. Все основные части — процессор и память, блок управления, каналы ввода-вывода, внешние запоминающие устройства, устройства алфавитно-цифровой печати (АЦПУ) выполнены в виде самостоятельных конструктивных блоков.
Основной структурной единицей обрабатываемых данных в ЕС ЭВМ, как и для всех других типов компьютеров, является байт — группа из восьми двоичных разрядов (битов). Все остальные формы представления кратны этой единицы. Машинное слово состояло из 32 бит (четырех байт). Набор команд включал команды арифметических и логических операций, команды перекодировки и редактирования (например, преобразования десятичного числа в двоичное), команды перехода, управления, ввода-вывода. Максимальный интервал представления чисел — от 10-76 до 10+76.
Модели ЕС ЭВМ, применяемые на железнодорожном транспорте, имели производительность от 100 тыс. до 1 млн. операций/сек. Это было подтверждено тестированием по различным методикам, заключающихся в определении времени исполнения наиболее часто повторяющихся команд. Однако, как и для любого в то время компьютера, при каждой операции ввода-вывода данных на внешние устройства производительность ЭВМ снижалась из-за наличия подготовительных операций, предшествующих операциям записи-чтения.
Для недопущения значительного увеличения выполнения программ ЕС ЭВМ оснащались несколькими процессорами. Центральный процессор (ЦП) был занят только выполнением программ. Вся работа с накопителями, печатающими устройствами возлагалась на периферийные процессоры. Они имели собственную систему команд, собственную систему управления. Их независимая от ЦП работа позволяла повысить общую производительность ЭВМ и скорость выполнения программы.
Объем оперативной памяти (оперативного запоминающего устройства — ОЗУ) ЕС ЭВМ для разных моделей составляет от 64 Кбайт до 8 и выше МБайт. Объем ОЗУ в то время являлся не менее важной характеристикой, чем производительность процессора. В ОЗУ хранилась выполняемая программа и используемые в ней данные. Большой объем оперативной памяти позволял уменьшить количество обращений процессора к внешним запоминающим устройствам.
В качестве запоминающих устройств ЕС в основном применяли магнитные ленты, магнитные диски, устройства для хранения информации на перфоленте и перфокартах.
На специальную бобину запоминающего устройства на магнитной ленте (МЛ) можно было записать около 20 Мбайт информации. Скорость вращения ленты в режиме записи или чтения не превышало 2-5 м/с. Существовал режим ускоренной перемотки ленты. Накопители на МЛ рекомендовались для работы с «последовательными файлами», к которым относились неизменяемые архивы, а также сами программы решения задач.
Накопители на магнитных дисках состояли из нескольких круглых пластин с нанесенным на них магнитным слоем и насаженных на общий вал. Пластины имели промежутки, в которых двигались магнитные головки. Суммарная емкость всех пластин, определяющая емкость диска составляла в среднем от 3 до 100 Мбайт. Накопители на магнитных дисках использовались для работы как с последовательными файлами, так и файлами прямого доступа — например, базами данных.
ЭВМ серии ЕС применялись на железнодорожном транспорте в различных автоматизированных и информационных системах. ЕС-1045 осуществляли продажу билетов в системе “Экспресс-2”, а в автоматизированной системе оперативного управления перевозками (АСОУП) функционировали машины серий ЕС-1045 и ЕС-1066.
Вводившаяся автоматизация процессов управления на линейных предприятиях железнодорожного транспорта постепенно предъявляла новые требования к характеристикам ЭВМ. На станциях, в депо, требовались компьютеры, которые занимали небольшие площади, не требовали большого обслуживающего персонала, потребляли меньше электроэнергии. Таким требованиям из всего возможного в то время парка ЭВМ удовлетворяли машины серии ЕС-1010 (ЕС-1011) и серии СМ.
ЭВМ ЕС-1010 и ЕС-1011 использовались в качестве главной ЭВМ в автоматизированной системе управления сортировочной станцией (АСУСС). Главным их отличием было то, что они не были совместимы с другими моделями этой серии. Эти компьютеры имели специальные каналы для подключения отдельных устройств, иную систему команд. Машинное слово в них было уменьшено и состояло из 18 бит. ЭВМ ЕС-1011 представляла улучшенную модель ЕС-1010. Ее производительность была выше базовой модели, она имела более большой объем оперативной памяти и развитое периферийное оборудование.
Наряду с ЕС на транспорте применялось несколько типов электронно-вычислительных машин серии СМ. ЭВМ СМ-2М (улучшенная модель СМ-2) наряду с уже рассмотренными моделями ЕС нашла применение в автоматизации сортировочных станций. Модель имела несколько процессоров, которые могли обращаться ко всему объему оперативной памяти. В качестве внешних запоминающих устройств использовались накопители на магнитных дисках и магнитной ленте. К одной ЭВМ было возможно подключение свыше тысячи внешних пользовательских устройств: дисплеев и АЦПУ. Но наиболее часто СМ-2М применяли в двух машинном вычислительном комплексе.
Одной из самых малых ЭВМ серии СМ, использовавшихся на железнодорожном транспорте, была микро-ЭВМ СМ-1800. Она существенно отличалась от рассмотренных ранее компьютеров.
В СМ-1800 был установлен восьмиразрядный микропроцессор КР580ИК80А, являвшийся аналогом микропроцессора Intel-8080A. Максимальный объем памяти составлял 64 КБайт. В качестве внешних устройств возможно было подключение накопителей на гибких магнитных дисках, печатающих устройств (принтеров), устройств для ввода-вывода на перфоленту. У пользователей мог устанавливаться телетайп или дисплей.
СМ-1800 была построена по модульному принципу, каждый модуль которой реализует определенные функции. Главным является модуль центрального процессора МЦП. Он содержит микропроцессор КР580ИК80А, оперативную память емкостью 1 Кбайта и постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) емкостью 2 КБайта и ряд вспомогательных микросхем. При запуске компьютера микропроцессор всегда обращался сначала к ПЗУ и выполнял записанную в нем программу. Если размер памяти содержащейся в МЦП недостаточен, использовались модули оперативной, имеющих тогда сокращенное наименование — «МОЗ» и постоянной («МПЗ») памяти. Для хранения информации в ОЗУ после выключения компьютера разработан модуль МОЗ-8, имеющий автономное питание. Емкость этого модуля составляет 8 Кбайт. Модуль связи с модемом МСМ позволял осуществлять обмен данными по телефонной линии. Модем не входил в число устройств компьютера, поэтому чаще всего использовался модем номенклатуры ЕС. Пользовательские устройства подключались через модуль связи с телеграфной линией МСТЛ (пользовательские телетайпы) или модуль связи с радиально-последовательным интерфейсом МИРПС (дисплеи пользователей). Для контроля и управления работой СМ-1800 устанавливался модуль ПКУ.
МикроЭВМ часто объединялись в двух машинный вычислительный комплекс. В этом случае, в каждой из связываемых ЭВМ устанавливался модуль устройства связи УС, с помощью которого ресурсы каждого компьютера становились доступными друг для друга. Отраслевыми методическими положениями и указаниями на базе СМ-1800 строились коммутаторы каналов связи автоматизированных систем.
С середины 90-х годов все рассмотренные электронно-вычислительные машины постепенно стали заменяться на мощные ЭВМ типа IBM-9121 и IBM-9672, с суммарной производительностью 61 миллион операций в секунду.