Современных авиаперевозчиков можно разделить на национальных и коммерческих по способу финансирования и позиционированию на рынке. Национальные авиакомпании обычно финансируются из бюджета страны, причем таковых на рынке может быть сразу несколько. Например, если заглянуть на сайт авиакомпании Эйр Берлин, можно узнать, что эта фирма используется государством наравне с главным национальным перевозчиком Lufthansa. И у тех, и у других компаний есть свои преимущества, которые следует учитывать при выборе оператора полетов.
Национальные авиакомпании привлекательны тем, что они имеют множество представительств в различных странах мира, а также высоким качеством сервиса и обслуживания. Например, авиакомпания Эйр Астана в Москве не менее популярна, чем в Казахстане, а за счет широкого распространения ее билеты доступны и весьма востребованы.
Впрочем, у национальных перевозчиков есть и свои недостатки. Из-за того, что финансирование таких авиакомпаний зависит от государственного бюджета, в некоторых случаях дополнительный сервис и специальные предложения встречаются довольно редко. Особенно это касается эксклюзивного обслуживания или спец-самолетов для VIP-клиентов, которые, в основном, принадлежат частным авиаперевозчикам. Впрочем, крупные фирмы могут позволить себе обеспечивать пассажирам дополнительный сервис на высоком уровне. Наконец, национальные авиакомпании не всегда обслуживают небольшие аэропорты, поэтому для региональных перелетов удобней использовать коммерческие рейсы.
Что касается частных авиакомпаний, то они действительно охватывают большую географию. Например, аэропорт в Пардубице Чехия часто использует для перелетов в Прагу и по региону, и основная часть обслуживаемых там компаний принадлежит бизнесу, а не государству. Их сервис может быть гораздо шире, чем предлагаемый национальными компаниями, но за счет этого стоимость билетов не является фиксированной и меняется в зависимости от политики той или иной фирмы. Таким образом, рейсы коммерческих перевозчиков могут стоить гораздо больше, чем перелеты национальных.