Все большее число предприятий нашей страны эксплуатируют импортную авто и строительную технику. Первоначально завозились подержанные грузовики и автобусы европейского производства, но с течением времени стали поступать в основном новые машины. В Сибири и на Дальнем Востоке большую популярность имели транспортные средства, приобретенные в США и Японии. Практический опыт эксплуатации продемонстрировал явное преимущество иностранных автомобилей перед отечественными МАЗами и КАМАЗами. В последнее время в автохозяйствах появилось значительное количество китайских грузовиков. По сравнению с новыми европейскими они отличались значительно более низкой ценой, хотя делались по лицензии MAN, MERCEDES, VOLVO и других производителей. Таким образом, у владельцев автопарков появилась широкая возможность выбора. Немало руководителей транспортных предприятий при выборе автомобиля для покупки отдают предпочтение более дешевому варианту. Более того даже при эксплуатации уже купленной техники при приобретении запасных частей и расходных материалов возникает желание сэкономить. Нередко на крупных предприятиях стремясь оптимизировать расходы на запасные части проводятся тендеры среди поставщиков и предпочтение отдается тому, кто предложил более дешевые комплектующие. Оправданно ли это?
Ответ на это вопрос не столь очевиден. Для точного анализа необходимо вести учет ремонтов автомобилей, неисправностей, выполненных работ. При замене каждой детали, узла или агрегата следует фиксировать дату установки, пробег автомобиля или показания счетчика моточасов для спецтехники на эту дату. Таким образом, можно в дальнейшем определить ресурс запчасти. Он зависит от нескольких факторов – от качества изготовления, от дорожно-климатических условий, квалификации водителя и пр. Например, менее опытный водитель может значительно быстрее сжечь сцепление или стартер, чем профессионал. Ведение бумажного учета в специальных тетрадях и журналах, а также лицевых карточках автомобиля в настоящее время уже во всем цивилизованном мире нигде ни используется. Для этого автопредприятия внедряют специальные fleet management системы, которые позволяют менеджерам и механикам в любой момент получить полную информацию о ремонтах по каждой машине, своеобразную историю болезни. Особенно это оправданно при больших автопарках. Анализ ходимости запчастей позволяет определить ресурс той или иной детали, а также агрегата. Кроме того система выполняет расчет соотношения стоимости запчасти к пробегу или времени наработки. Таким образом, получается картина, которая показывает целесообразность приобретения более дешевых деталей или более дорогих. В настоящее время на рынке присутствуют как производители так называемых «оригинальных» запчастей и «неоригинальных». Средин неоригинальных производителей присутствуют как европейские компании из Германии, Испании, таки предприятия из Турции, Китая, которые также имеют хорошее качество. В отечественных автохозяйствах некоторые механики используют Excel или бухгалтерскую программу для учета запчастей. В большинстве своем это оказывается неоправданным, т.к. необходимо комплексное решение, позволяющее сводить вместе информацию из учета путевых листов, факты о неисправностях и ремонтных листов и данные и о ремонтах из заказ-нарядов. Это позволяет делать только fleet managemnt система.