В законе написано, что самое первое, о чём должен позаботиться управляющий строительной площадкой — это её ограждение. Если работы проводятся на проезжей или пешеходной части, то необходимо отделить работающий экскаватор и пешеходов. К управлению экскаваторами на объектах вблизи пешеходных зон, должны допускаться водители только высокой квалификации.
В каких случаях наиболее травмоопасна работа экскаватора:
- При перемещении: есть большая вероятность, что едущий задним ходом экскаватор, может задеть пешеходов;
- При повороте: немало травм получили неосторожные люди, попавшие между ковшом и кабиной спецмашины;
- При работе: перемещение ковша с грузом ( а в некоторых случаях и без него) приводили к серьёзным травмам, когда ковш неожиданно опускался или падал.
По-этому на площадку проведения работ необходимо ограничить свободный доступ пешеходов, даже если строительство проходит в местах большой проходимости.
При планировании дорожных и других видов работ, важно выбрать правильную модель экскаватора, чтобы минимизировать риски и увеличить производительность. Важно, чтобы из кабины был хороший обзор во все стороны. Водитель должен видеть всех, кто подходит или проходит мимо работающей машины. Также очень важна аренда экскаватора с дополнительными креплениями ковша от падения. Последние годы значительно повысился уровень смерти рабочих на стройках, которые случайно оказались в опасной близости от не закреплённого ковша. Что касается работ в ограниченном пространстве, то тут важно, чтобы от экскаватора до ограждений соблюдалась дистанция не менее полуметра.
Помимо этого необходимо всех подготовить:
- Водители: должны быть подготовленными, компетентными для работы с конкретным экскаватором. Также они должны иметь разрешение или сертификат на проведение работ именно на данной модели экскаватора.
- Помощники: должны быть подготовлены к тому, чтобы контролировать ситуацию на строительной площадке, наблюдая за порядком и останавливая работы при возникновении форс-мажорных ситуаций.
- Пешеходы: должны быть проинструктированы относительно безопасных маршрутов обхода строительной зоны.
В дополнение к вышесказанному, необходимо ежедневно проводить визуальный осмотр машины и проводить её регулярную техническую проверку в случае необходимости. Необходимо стимулировать водителей премиями за информацию о дефектах и неисправностях.