/Металл из Донецка в Одессу

Металл из Донецка в Одессу

«Металзраша» поставляет…

Компания пришла на завод четыре года назад как рядовой покупатель металла. Пришла по старой памяти. Основатели компании — выходцы из Пакистана, для большинства из них студенческие годы прошли в СССР, в частности, в Донецке. Компания, чей головной офис находится в Москве, предложила заводу поставку сырья (металлолом), кредиты. Расчет велся заводской продукцией: чугуном, сталью. В результате такого бартера завод с нерентабельным производством, отсталой технологией задолжал компании 10 млн долларов как раз накануне приватизации.

Долг перед компанией сохраняется и сейчас (1—1,5 млн долларов). Арифметика простая. Год назад тонна стальной заготовки стоила 210 долларов, сегодня из-за падения мировых цен на металл — 160 долларов. Заводу хронически не хватает продукции, чтобы рассчитаться за сырье, купленное здесь и за пределами Украины, ведь цена на металлолом остается неизменной. На предприятии не исключают, что в ближайшее время доля акций, принадлежащих корпорации увеличится.

Начальник отдела по внешнеэкономическим связям Аркадий Яворский считает: «Если бы мы сами, без участия компании «Металзраша», занимались продажей своего металла, мы были бы более подвержены финансовым катаклизмам на мировом рынке».

Ситуация непростая и для новых владельцев предприятия. Азиатские страны (в первую очередь, Корея, Япония) освоили новейшие технологии и только в этом году выбросили на мировой рынок 2 млн тонн стали более качественной и столь же дешевой, как украинская. Выход может быть только один — скорейшее освоение таких же технологий.

В одном из цехов ДМЗ уже ведется реконструкция. Новейшая технология позволит снизить себестоимость и повысит качество. Инвестирует модернизацию «Металзраша». Стоимость только оборудования оценивается в 60 миллионов долларов.

«Наша компания — один из крупнейших в мире экспортеров металла — была создана в 1991 году, — рассказывает заместитель председателя концерна «Металзраша» Сохал Масуд. — Председатель управляет из Москвы. Главное финансовое учреждение находится в Гонконге. Фирма представлена на Лондонской фондовой бирже. Мы в основном экспортируем металл из стран СНГ. В больших объемах отправляем металлы в Америку, Индию, Китай, на Тайвань, Филиппины. Начали выходить на Европу, где требуются небольшие партии высококачественной легированной стали. Осуществили туда уже несколько поставок.

Работаем в Казахстане, России и Украине. До финансового кризиса в России там был самый благоприятный инвестиционный климат. Совершенно другие условия в Украине.

Когда мы шли сюда, то были уверены, что через 10—20 лет предприятия Украины будут иметь достаточное количество металла для экспорта во все страны мира. Но мы стали заниматься бизнесом на Донецком металлургическом заводе и поняли, что никто, кроме нас, не заинтересован в этом. Украинские должностные лица не хотят думать о том, что будет в их стране через 10 лет. Похоже, все озабочены личной выгодой.

Руководство концерна вынуждено основное время проводить в Донецке. Сюда мы вкладываем больше денег, времени, чем в какой-либо другой проект в другой стране, а результат имеем небольшой. Полагаю, наша фирма по крайне мере лет пять не станет больше вкладывать инвестиции в украинскую экономику. Что касается Донецкого завода, то, надеюсь, года через четыре предприятие все же станет рентабельным.

К июлю 1999 года, после реконструкции, он увеличит объемы продукции и разнообразит номенклатуру. Это, думаю, почувствуют и в Одессе, через которую мы отправляем металл, для чего и создали предприятие с иностранными инвестициями «Металзюкрейн».

…«Металзюкрейн» отгружает

Компания «Металзюкрейн» существует с августа 1993 года. Она работает на погрузочном комплексе номер 2 Одесского порта, который передал в распоряжение компании по договору о совместной деятельности 7-й, 8-й причалы, оборудование, портальные краны, склады, погрузчики. «Металзюкрейн» вложила около 3 млн долларов в обновление колесной, тяжелой погрузочной техники. В ближайшее время собирается приобрести два 16-тонных погрузчика, заключается контракт на поставку двух новых тягачей. Еще 1,2 млн долларов вложено в расширение площадей.

Рассказывает исполнительный директор «Металзюкрейн» Дмитрий Алексеевич Винниченко: «Когда-то на этих причалах грузили зерно, металл, оборудование, бумагу. Сегодня идет металл, в основном катанка, арматура, заготовка, уголок, слябы, метизы. Работаем на экспорт, есть транзитные грузы. Среди основных поставщиков — Рыбницкий металлургический комбинат (Молдова). Его грузы составляют около 40—50 тысяч тонн в месяц. Также Донецкий металлургический комбинат (ДМЗ). Когда там начинали реконструироваться, объемы упали до 30 тыс. тонн. Но уже в ноябре вышли на 80 тыс. тонн. В среднем в месяц мы перегружаем 140—150 тысяч тонн.

Клиента привлекает качественная работа. Мы стараемся выполнять любые их условия. Например, металл из Рыбницы идет в Америку, где предъявляют особые требования при разгрузке металла. Поэтому нам пришлось вводить новые технологии, приобретать новые приспособления, захваты. Металл сейчас укладываем на судно так, как он лежит на берегу, — в бунтах.

Со времени работы предприятия увеличено число докеров, складских работников, тальманов, больше стало персонала, обслуживающего технику. Всего работает 400 человек. Зарплата у докеров сегодня 1000—1200 грн.

Финансовый кризис в России для нас не стал болезненным. В этом году мы даже чуть увеличили по сравнению с прошлым годом поставку слябов на Турцию из Новолипецка (Россия) до 300 тыс. тонн. У нас даже работы в последнее время прибавилось. Пошел металл из Магнитогорска. И все ощутимей нехватка площадей. Нам бы еще хотя бы один небольшой причал. Сегодня на площадях 42 тыс. квадратных метров, где по расчетам можно хранить ежесуточно 150 тыс. тонн металла, умудряемся хранить 200 тыс. тонн».

Валентина Михайлова. Источник: Супермаркет крепежной техники Shurup.od.ua