Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
История создания Правил технической эксплуатации (ПТЭ)
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПТЭ)
устанавливают основные положения по технической эксплуатации железных дорог
и порядок действий работников дорог при их эксплуатации, основные размеры, нормы
содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования,
предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.
Вопросы безопасности движения приобрели особое значение с развитием железнодорожного
строительства и ростом объема перевозок. Они возникли еще с первых лет строительства
и эксплуатации железных дорог. Железные дороги обслуживают население, им приходится
перевозить большие массы людей и грузов. Работа самого железнодорожного аппарата
требует наличия большого штата рабочих и служащих. Кроме того, ценность устройств
железных дорог и их подвижного состава чрезвычайно велика. Все это заставляет
с особенной осторожностью относиться к работе железной дороги и принимать все
возможные меры к безопасности людей и грузов, так или иначе доверившихся железным
дорогам. Это вывод сделан еще в начале 20 века.
Как анекдот можно назвать сейчас обсуждавшиеся в начале 1860-х годов предложения
о подвеске под вагонами запасных колесных пар, на которые передавался бы вес
вагонов в случае поломки действующих осей, и о прикреплении пассажиров ремнями
к сиденьям, так как переход их с места на место может повлиять на безопасность
хода вагонов.
Между тем с увеличением размеров движения появилась необходимость наряду с совершенствованием
подвижного состава, железнодорожного пути, средств сигнализации и связи улучшить
саму организацию перевозок. Необходимо было также разработать единый Закон
железных дорог в области безопасности работы, особенно движения поездов.
Таким Законом стали Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ).
Современные Правила технической эксплуатации (первое название которых звучит
как Правила технической эксплоатации) возникли не сразу. Путем расширения
и пополнения, они разрастались из составленных в конце семидесятых годов 19-го
столетия Правил движения.
Созданию таких правил предшествовало введение ряда нормативно-технических
документов, основанных на опыте эксплуатации первых железных дорог и научных
работах в этой области.
На железной дороге Санкт-Петербург - Москва в Положении о поездах С.-Петербурго-Московской
железной дороги 1853 г. предусматривалась точность соблюдения расписания и времени
стоянок на станциях всех поездов.
В 1863 г. был утвержден специальный комитет для разработки Положения об эксплуатации
паровозных железных дорог. Проект Положения вышел отдельной книгой в 1865 г.
для обсуждения. В нем определялись общий порядок составления поездов, организация
их движения, а также правила содержания пути и подвижного состава. Дополнительно
были разработаны приложения «О наказании за нарушение Постановления об эксплуатации
железных дорог», «Правила предосторожности при устройстве и содержании паровозных
котлов» и «Правила перевозки легковоспламеняющихся грузов». Сам документ получил
название «Правила содержания и охранения паровозных железных дорог, открытых
для общего пользования», а основные положения этого проекта использованы в дальнейшем
при составлении ПТЭ.
В 1866 г. в связи со сдачей в эксплуатацию первого участка линии Москва—Курск
были разработаны и утверждены «Временные правила движения по Московско-Серпуховскому
участку Курской железной дороги». Такие же правила движения («Временные положения
по заведованию эксплуатацией железных дорог») составлялись и для других линий.
В 1869 г. появляются постановления о размерах телеграфных столбов и о технических
условиях постройки вагонов и платформ. 31 января 1873 г. вышло постановление
МПС «Положение по сигналам»,
через год — сами «Правила движения по железным дорогам, открытым для общественного
пользования». В 1883 г. на железных дорогах России вводятся новые Правила движения
по железным дорогам, значительно разнящиеся от аналогичных правил 1874 г.
К научным трудам в этой области можно отнести исследование «Эксплуатация железных
дорог» проф. А. Шишков (1877 г.)— первый научный труд подобного рода в
нашей стране. Во второй части этого труда изложены меры безопасности и правила
движения поездов и их формирования.
Разработаны и были опубликованы «Правила по службе подвижного состава и тяге».
Таким образом, в конце 19 столетия в России на основе накопленного опыта назрела
необходимость в подготовке и утверждении единых правил технической эксплуатации
железных дорог общего пользования.
Их общий свод, т.е. свод правил по службам движения, пути, подвижного состава
и тяги был издан в 1898 г. под названием «Правила технической эксплуатации
железных дорог, открытых для общего пользования». Эти правила были утверждены
МПС 8 февраля 1898 г.
Правила состояли из следующих отделов:
1. Общие основания для технической эксплуатации железных дорог.
2. Содержание и охранение пути и сооружений.
3. Содержание подвижного состава и пользование им.
4. Движение поездов.
В дальнейшем эти правила издавались по отдельным дорогам, причем крупным шрифтом
печатался текст ПТЭ, утвержденный МПС, а мелким шрифтом — дополнительные, в
зависимости от местных условий, распоряжения и правила.
Правила технической эксплуатации 1898 г. отражали ту пестроту, которая являлась
характерной для железных дорог царской России.
Не было и следа какого-либо однообразия в методах эксплуатации. Правила содержали
весьма общие указания, и когда дело доходило до вопросов обеспечения безопасности
движения поездов, то они ограничивались ссылками на отдельные указания «которые
могут последовать», или на предоставление решения этих вопросов начальникам
дорог.
Как известно в 1900—1917 гг. на однопутных линиях исключительное развитие получила
электрожезловая система. Но ее действие не было регламентировано ПТЭ. Тоже самое
касается и блок-постов. В Правилах (§ 55) весьма неясно говорится о том, что
«сигналы, разделяющие перегоны, должны быть приведены во взаимную связь» в случае
требования министерства.
Правила технической эксплуатации 1921 года
После Великой Октябрьской революции первые «Правила технической эксплуатации
железных дорог, открытых для общего пользования» (ПТЭ) утверждаются уже
в 1921 г. Они были выпущены единым изданием для всех железных дорог. Правила
технической эксплуатации были обязательны для всех дорог СССР и составляют основу
всех приказов, положений, и т. п., трактующих вопросы безопасности и технической
эксплуатации железных дорог. С тех пор ни одной железной дороге не дано право
издавать свои особые правила и положения. Они могут только дополнять и конкретизировать
их. Но общие Правила ПТЭ - одинаковы для всех.
Титульный лист ПТЭ 1921 года
Этот закон действует и поныне.
Правила технической эксплуатации 1921 года состоят из следующих разделов.
I. Общие основания технической эксплоатации (§§ 1—51);
II. Содержание и охранение пути и сооружений (§§ 52—57);
III. Содержание подвижного состава и пользование им (§§ 68—84);
IV. Движение поездов (§§ 85—134);
V. Содержание устройств связи и пользование ими (§§ 135—145).
В этих ПТЭ самым важным разделом является отдел IV, в котором говорится о движении
поездов. Там приводятся все те правила, которые выработаны практикой долгих
лет работы русских и заграничных железных дорог с точки зрения безопасности
движения. Правила технической эксплуатации снабжены целым рядом дополнений,
приложений и инструкций. Каждой дороге вменено в обязанность развить правила,
применительно к местным условиям работы.
Основными положениями правил технической эксплуатации являются:
1. Эксплуатация дорог, открытых для общего пользования, должна производиться
во всем согласно правил технической эксплуатации.
2. В зависимости особенностей каждой железной дороги и с разрешения Народного
Комиссариата Путей Сообщения, в некоторых случаях могут допускаться исключения
из этих правил.
Техническая эксплуатация железной дороги находится в заведывании начальника
дороги и распределяется между четырьмя техническими службами: службой эксплуатации,
пути, тяги, связи и электротехники.
Правила технической эксплуатации устанавливали порядок подчиненности служащих,
предметы ведения и главные основания организации технических служб.
Они намечают главные и особые условия, которым должны удовлетворять служащие,
а также распределение обязанностей между ними.
В частности определены обязанности по следующим должностям:
1. По службе эксплуатации.
Начальника службы.
Начальника отделения.
Начальника станции.
Сигналиста.
Стрелочника.
Главного кондуктора и кондуктора.
2. По службе тяги.
Начальника тяги.
Начальника участка.
Начальника депо.
Кочегара депо.
Паровозного машиниста, его помощника и кочегара.
Вагонного осмотрщика и смазчика.
3. По службе пути.
Начальника службы.
Начальника участка.
Дорожного мастера.
Старшего рабочего.
Ремонтного рабочего.
Путевой стражи.
Переездной стражи.
4. По службе связи и электротехники.
Начальника службы.
Начальника участка.
Надсмотрщика.
Слесаря централизации.
Начальника телеграфной станции.
Телеграфиста.
Всякий железнодорожный служащий был обязан твердо знать все правила и положения,
касающиеся круга его деятельности. В зависимости от этого требования,—служащие
должны быть снабжены инструкциями, в которых определены их права, обязанности
и ответственность.
Каждый поступающий на службу, после соответственной подготовки, должен быть
испытан в знании этих инструкций; без чего не может быть допущен к несению своих
служебных, обязанностей. Особенно важно знание сигналов и правил, сигнализации.
Кроме вступительных испытаний, служащие технических служб, при перемене ими
должностей и периодически—должны подвергаться испытаниям в знании ими инструкций,
правил и положений.
Пределы ответственности каждого служащего определяются законами СССР, правилами
технической эксплуатации, инструкцией служащего и сообщенными ему распоряжениями
администрации.
Правила технической эксплуатации 1935 года
Новые ПТЭ для железнодорожной сети СССР были утверждены и изданы в 1936
г. (отдельные авторы указывают дату - 1935 год). Конкретизированные
в дальнейшие годы для современных условий (с учетом появления новых видов тяги,
развития радио связи, информационных компьютерных сетей) основные положения
этих Правил технической эксплуатации действуют и в настоящее время.
О Правилах технической эксплуатации железных дорог СССР
(Приказ № 95/Ц 15 июня 1936 г.)
Издаваемые НКПС «Правила технической эксплуатации железных дорог СССР» разрабатывались
в Научно-техническом совете и были обсуждены и одобрены Советом при Наркомпути
23 апреля 1936 г.
Утверждаю «Правила технической эксплуатации железных дорог СССР».
Приказываю:
1. Ввести в действие «Правила технической эксплуатация железных дорог СССР»
с 1 сентября 1936 г.
2. Отменить действующие «Правила технической эксплуатации железных дорог»,
утвержденные 7 февраля 1930 г. и изданные к ним дополнения. Издать в 10-дневный
срок инструкции:
а) по сигнализации на железных дорогах СССР и
б) по движению поездов на железных дорогах СССР.
3. Начальникам дорог и начподоров обеспечить, чтобы все служебные лица и
железнодорожные агенты до 15 августа изучили и знали новые «Правила технической
эксплуатации железных дорог СССР». С 15 августа по 1 сентября провести проверку
знания железнодорожными работниками «Правил технической эксплуатации железных
дорог СССР».
Проверочные испытания производятся должностными лицами, определяемыми особой
инструкцией,
4. Центральным управлениям НКПС и соответствующим службам на дорогах совместно
с ЦОПКАДРОМ НКПС организовать на станциях, депо, вагонных участках, дистанциях
пути и связи краткосрочные курсы из железнодорожных рабочих и служащих,
связанных с движением поездов, для изучения «Правил технической эксплуатации
железных дорог СССР», допуская использование для этого существующих курсов
техминимума и стахановских школ.
5. Начальнику Центрального отдела подготовки кадров НКПС организовать в
Москве к 20 июня 1936 г. 10-дневные курсы на 300 человек докладчиков и лекторов
по обучению железнодорожных рабочих и служащих «Правилам технической эксплуатации
железных дорог СССР».
Состав этих курсов подобрать по преимуществу из преподавателей и лучших
студентов последнего курса.
6. Начальникам центральных управлений НКПС направить на места в течение
июля и августа работников центральных управлений для инструктирования местных
работников по изучению и внедрению новых «Правил технической эксплуатации
железных дорог СССР».
7. Начальникам дорог при вручении «Правил технической эксплуатации железных
дорог СССР» работникам, связанным с движением поездов, организовать получение
от них письменного обязательства точно и беспрекословно выполнять все требования
«Правил технической эксплуатации железных дорог СССР».
8. Для наблюдения за выполнением «Правил технической эксплуатации железных
дорог СССР» организовать при Научно-техническом совете при Наркомпути специальную
инспекцию.
Точное выполнение «Правил технической эксплуатации железных дорог СССР»
должно привести к скорейшей ликвидации крушений и аварий. Требую поэтому
от всех железнодорожных работников беспрекословного и четкого выполнения
ими «Правил технической эксплуатации железных дорог СССР».
Народный комиссар путей сообщения Л. Каганович
Правила технической эксплуатации утверждает министр путей сообщения, и они могут
быть изменены только его приказом.
ПТЭ содержат общие обязанности работников железнодорожного транспорта и положения,
касающиеся сооружений и устройств, подвижного состава и организации движения
поездов. ПТЭ требуют такого содержания локомотивов, устройств сигнализации,
централизации и блокировки и других технических средств, которое обеспечивает
бесперебойное и безаварийное движение поездов с установленными скоростями. Важнейшее
требование обеспечения безопасности движения - строгое соблюдение сигналов.
Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. ПТЭ дают четкие
указания по организации движения на основе графика движения поездов, объединяющего
работу всех подразделений железной дороги. В ПТЭ установлен точный порядок работы
должностных лиц по приему и отправлению поездов. Особо выделены вопросы, связанные
с порядком вождения поездов машинистами.
Правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений и работников
федерального железнодорожного транспорта, а их выполнение обеспечивает слаженность
всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных
дорог и безопасность движения. Все инструкции и другие руководящие указания,
относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству железных
дорог, сооружений, устройств и подвижного состава, должны соответствовать требованиям
ПТЭ.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог