Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
История развития Устава железных дорог России
При выполнении перевозок грузов, пассажиров и багажа железные дороги вступают
в определенные отношения с предприятиями, организациями и отдельными лицами.
Эти отношения затрагивают большой круг вопросов и, в частности, такие, как право
предприятия и организации предъявлять груз к перевозке и обязанности дороги
перевезти его; право граждан на поездку и обязанность дороги перевезти пассажира
и его багаж; порядок заявления и рассмотрения претензий и исков по перевозкам
(если у грузовладельцев и пассажиров есть основания к их предъявлению), и ряд
других вопросов организационного, экономического и правового порядка. Естественно,
что эти взаимоотношения должны регламентироваться определенными нормами и положениями,
едиными и обязательными как для дорог, так и для всех предприятий, организаций
и лиц, пользующихся их услугами.
Общие правовые нормы, определяющие отношения между различными юридическими лицами,
установленные гражданским законодательством, недостаточны для регламентации
отношений, возникающих при выполнении перевозок грузов, пассажиров и багажа,
поскольку не отражают специфических условий перевозочного процесса.
Особое положение транспорта в хозяйственной жизни государства требует специальных
правовых норм, регулирующих взаимоотношения железнодорожного транспорта, грузоотправителей,
грузополучателей и пассажиров. Основным документом, устанавливающим обязанности,
нормы ответственности и права железных дорог, с одной стороны, и тех организаций
и лиц, которые пользуются ими, с другой, служит Устав железных дорог, а в современном
наименовании Транспортный Устав железных дорог, который имеет силу закона.
Взаимоотношения, возникающие при перевозках грузов и пассажиров по железным
дорогам, с первых лет их работы регулировались отдельными правилами. Несмотря
на то, что одинаковая ширина колеи на всей сети (1524 мм) позволяла осуществлять
бесперегрузочную передачу грузов с дороги на дорогу, это не производилось. Вагоны
были частной собственностью, а значит если он с грузом следовал на чужую дорогу,
та не имела право пользоваться им как чужой собственностью. В результате вагон
возвращался на свою порожним. В то же время грузы следовали рядом, но в других
"своих" вагонах.
Идея общего пользования подвижным составом послужило началом создания единых
правовых условий для русских железных дорог. На совещании представителей Московско-Рязанской,
Рязано-Козловской, Козловско-Воронежской, Тула-Моршанской и Грязе-Борисоглебской
железных дорог в 1868 г. в г. Козлове (ныне Мичуринск) было заключено соглашение
между этими дорогами о бесперегрузочном пропуске вагонов с одной дороги на другую.
Практическая значимость принципа общего пользования товарными вагонами состоит
в существенном повышении эффективности их эксплуатации при сохранении размеров
собственного парка вагонов каждой дороги и поддержании его технического состояния
на должном уровне.
В 1872 году были изданы «Общие правила о прямом пассажирском и товарном сообщении».
В 1879 г. Московское юридическое общество разработало проект положений об ответственности
железных дорог под названием «О вознаграждении за вред, причиненный неисправностями
железнодорожных предприятий», которые в последующем были включены в первый проект
Устава железных дорог.
Но это были полумеры. Требовалось создать закон о порядке эксплуатации железных
дорог. В середине 1870-х годов в России насчитывалось 53 железные дороги. В
их числе была значительная часть приватных линий, которые не отвечали требованиям,
связанным с ростом перевозок. Комиссия Э. Т. Баранова, проводившая обследование
сети, пришла к выводу, что основной причиной кризисного положения многих частных
дорог явилось отсутствие единого железнодорожного законодательства, регламентирующего
отношения дорог с грузоотправителями. Комиссия настойчиво подчеркивала, что
ни сменой состава правления дорог, ни циркулярами, ни правительственными субсидиями
нельзя существенно поправить дело.
В правительственных кругах в течение нескольких лет шла дискуссия по выработке
Устава железных дорог. Первоначальная редакция с предложением радикальных мер
по усилению государственного надзора и контроля на железных дорогах неоднократно
изменялась, ибо это не устраивало частные общества.
Лишь в 1885 г. было утверждено решение Комитета министров о введении Общего
устава российских железных дорог. Специальной комиссией по обследованию железных
дорог России был разработан и в 1885 г. издан «Общий Устав Российских железных
дорог», полностью отражавший условия капиталистической России.
В развитие этого Устава в 1888—1889 гг. на всей сети вводилось прямое бесперегрузочное
сообщение. Это резко ускорило продвижение вагонопотоков и улучшило использование
подвижного состава. Также этому способствовало создание в системе МПС специальных
органов для оперативного регулирования и руководства эксплуатационной работой,
что явилось крупным шагом в направлении совершенствования управления железными
дорогами страны. Характерной особенностью его являлось неограниченное право
грузовладельца распоряжаться грузом в пути следования.
Система прямых бесперегрузочных сообщений на железных дорогах России была в
высшей степени прогрессивной по сравнению с западноевропейскими странами и США.
С большим количеством дополнений и изменений отдельных статей «Общий Устав»
просуществовал вплоть до 1920 г.
(1921(???) года), когда был введен «Общий Устав железных дорог
РСФСР».
В журнале «Вестник путей сообщения» № 15 за 1926 г. отмечалось, что ...все
элементы: билеты, тарифы, квитанции, накладные и дубликаты, порядок распределения
мест в поездах и т. д. ...кажутся в настоящее время ясными и элементарными,
но в свое время являлись вопросами совершенно новыми, они потребовали упорного
труда нескольких поколений железнодорожников, пока, наконец, вылились... в Общий
устав ж. д. 1885 г. Если не принимать авторское преувеличение насчет "нескольких
поколений", т.к. Николаевская железная дорога была построена в 1851 году, настоящий
подъем железных дорог в России был в конце 1860-х, а Устав появился уже в 1885
г, то все остальное - правда. Часть того, что используется сейчас - заслуга
передовой мысли царской России, которое позже в советское время вылилось в стройную,
устойчивую систему управления громаднейшим предприятием - железными дорогами
Советского Союза.
История Устава железных дорог СССР
Первый Устав советских железных дорог был введен 16 августа 1920 г. Декрет о
введении «Общего Устава железных дорог РСФСР» подписал В. И. Ленин.
Декрет Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 16 августа 1920 года
Общий устав железных дорог Р.С.Ф.С.Р.
Раздел I. Общие положения
1. Действию настоящего Устава подчиняются все открытые для общего пользования
железные дороги Р.С.Ф.С.Р.
На дороги, открытые для временного движения, и подъездные пути действие
настоящего Устава распространяется с теми отступлениями, которые будут указаны
для них в особых правилах, утверждаемых Народным Комиссариатом Путей Сообщения
по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства. 2. Перевозка пассажиров, багажа и грузов на основаниях, указанных
в настоящем Уставе, составляет обязанность каждой открытой для общего пользования
железной дороги и производится от и до всех остановочных пунктов (станций,
полустанций, разъездов, платформ). Объем операций остановочных пунктов устанавливается
Народным Комиссариатом Путей Сообщения, с опубликованием о том в соответственных
изданиях Народного Комиссариата Путей Сообщения. 3. Если в перевозках пассажиров, багажа и грузов участвуют две или
несколько дорог, или дорога и водные пути сообщения и городские станции,
и если при этом станцией отправления выдается перевозочный документ на весь
путь следования пассажира, багажа или груза, то таковая перевозка почитается
перевозкой прямого сообщения.
Вопросы о включении данных железнодорожных и водных линий и их остановочных
пунктов, а равно и городских станций в прямое сообщение разрешаются Народным
Комиссариатом Путей Сообщения. 4. Прямое сообщение с иностранными железными дорогами, пароходствами
и транспортными предприятиями устанавливается по распоряжению Народного
Комиссара Путей Сообщения. 5. Железная дорога имеет право отказать в принятии к перевозке пассажиров,
багажа или грузов в следующих случаях:
а) Если пассажир или отправитель груза не согласится подчиняться условиям
перевозки, определенным в настоящем Уставе или правительственных декретах
и постановлениях;
б) Если перевозка пассажиров, багажа или грузов приостановлена или воспрещена
по распоряжению правительства, или вследствие какого-либо чрезвычайного
события, или действием непреодолимой силы;
в) Если в отходящем пассажирском поезде не окажется свободного места;
г) Если пассажир находится явно в нетрезвом состоянии;
д) Если перевозка предъявленного к отправке груза требует особо приспособленных
средств, которых дорога не имеет и иметь не обязана;
е) Если дорога не может отправить груза, согласно порядку, предусмотренному
ст. 26. 6. Правила о порядке перевозки больных, умалишенных и укушенных бешеными
животными, а также сопровождающих их лиц устанавливаются Народным Комиссариатом
Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Здравоохранения.
7. Перевозка по железным дорогам пассажиров, багажа и всякого рода
грузов совершается по соответственным для каждого вида перевозки документам,
в силу коих, на основании сего Устава, определяются взаимные права и обязанности
сторон, участвующих в перевозке. Форма документов, а равно правила их употребления
устанавливаются Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с заинтересованными
ведомствами. 8. За перевозку всяких грузов плата не взимается.
Перевозка частных грузов допускается лишь на основании особых разрешительных
свидетельств, являющихся документами для материального учета, согласно особой
о том инструкции, утверждаемой Советом Народных Комиссаров.
Плата не взимается также:
а) За перевозку лиц, следующих по государственным надобностям (перевозка
рабочей силы, командируемых и переводимых по службе, воинские перевозки,
перевозки арестованных и т.п.);
б) За перевозку рабочих и служащих, едущих в отпуск и обратно;
в) За перевозку советских служащих и рабочих, едущих на работу или службу,
или на съезды и обратно;
г) За перевозку учащихся, едущих в учебные заведения и обратно;
д) За перевозку участников экскурсий, организуемых государственными учреждениями
и профессиональными союзами;
е) За перевозку детей в возрасте до 16 лет включительно;
ж) За перевозку инвалидов, больных и безработных, состоящих на иждивении
Народного Комиссариата Социального Обеспечения или на попечении Народного
Комиссариата Здравоохранения и Народного Комиссариата Труда.
Лица, едущие на основании пунктов "а" - "ж" § 8, должны иметь удостоверения
от соответствующих советских учреждений.
Пассажиры имеют право на провоз с собой бесплатно багажа и ручной клади
в пределах нормы, устанавливаемой Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
Отменяются существовавшие доселе дополнительные сборы к провозной плате
в тех случаях, когда настоящей статьей отменена сама провозная плата.
9. Установление размера платы за проезд пассажиров и провоз багажа,
не освобожденных от этой платы, возлагается на Народный Комиссариат Путей
Сообщения. 10. Разрешение вопросов о планах и условиях перевозок и общее руководство
ими возлагается на Высший Совет по Перевозкам, действующий на основании
декрета Совета Народных Комиссаров от 7 октября 1919 г. (Собр. Узак., 1919,
N 50, ст. 485).
Раздел II. О перевозке пассажиров, ручной клади и пассажирского багажа
11. Постоянное пассажирское движение производится согласно расписаниям,
утверждаемым Народным Комиссариатом Путей Сообщения и объявляемым во всеобщее
сведение. Порядок объявления и сведения, которые должны содержаться в расписаниях,
определяются Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
В поездах, не предусмотренных пассажирским движением, проезд пассажиров
допускается лишь по особым разрешениям, выдаваемым согласно устанавливаемых
Народным Комиссариатом Путей Сообщения правил. 12. Билетная и багажная кассы открываются и закрываются во время,
определенное и объявленное каждой дорогой, с таким расчетом, чтобы было
обеспечено заблаговременное до отхода поезда начало выдачи билетов и прием
багажа и чтобы открытие и закрытие касс не вызывало задержки поездов.
13. Пассажиры обязаны иметь на проезд билет или заменяющий его документ
и предъявлять его при контроле по требованию агентов железных дорог. Народный
Комиссариат Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Внутренних
Дел устанавливает категории пассажиров, для которых билет заменяется специальным
проездным документом, форму таковых документов и очередность перевозки.
14. Пассажирские билеты или заменяющие их документы (ст. 13) проверяются
на станции отправления и в пути и отбираются от пассажиров в поезде перед
станцией назначения или на станции назначения по выходе из вагона. Правила
посадки, права и обязанности посадочных Комиссий, охраны и комендатуры поездов,
а также размер ответственности за их нарушение определяются особой инструкцией,
издаваемой Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Рабоче-Крестьянской
Инспекцией и Народным Комиссариатом Внутренних Дел.
Примечание. За безбилетный бездокументный проезд пассажиры привлекаются
к принудительным работам на железных дорогах не свыше 1-го месяца. 15. Пассажир удаляется из поезда:
а) Если он нарушает правила пользования железными дорогами;
б) Если большинство едущих с ним в одном помещении пассажиров потребует
его удаления вследствие его явно нетрезвого состояния, буйства или явно
бесстыдных действий;
в) Если он, следуя в общем вагоне, находится в болезненном состоянии, угрожающем
опасностью другим пассажирам.
Примечание. При удалении пассажира из поезда, об этом составляется акт,
подписываемый начальником поезда или главным кондуктором, дежурным по станции
и представителем Участковой Транспортной Чрезвычайной Комиссии. 16. Пассажиры, удаляемые из поезда по одной из причин, указанных
в предшествовавшей статье, не имеют больше права пользоваться купленным
билетом, помимо того они могут быть привлечены к более суровой ответственности
по суду. Находящийся при высаживаемых пассажирах багаж выдается на станции
их высадки, если время остановки поезда это позволяет, в противном случае
оставляется на ближайшей станции и затем возвращается оттуда бесплатно с
первым обратным поездом, если не последует на то особого заявления со стороны
пассажира. 17. Удаление пассажира из поезда не допускается на разъездах, полустанциях
и платформах. 18. Каждый пассажир имеет право взять с собой в вагон бесплатно такое
количество ручной клади, которое определяется правилами, издаваемыми Народным
Комиссариатом Путей Сообщения. Ручной кладью считаются легко переносимые
вещи, которые без затруднения помещаются в пассажирском вагоне. Забота о
сохранности ручной клади лежит на самих пассажирах, причем, однако, железные
дороги не освобождаются от обязанности принимать зависящие от них меры к
охране сей клади. 19. Под пассажирским багажом разумеется кладь пассажиров, отправляемая
по предъявлении пассажирского билета или заменяющего его документа, за определенную
тарифом плату, а в подлежащих случаях бесплатно в багажном вагоне того же
поезда, в котором следует пассажир. В приеме пассажирского багажа выдается
багажная квитанция.
Народному Комиссариату Путей Сообщения предоставляется делать указания о
количестве и роде предметов, допускаемых к перевозке в качестве пассажирского
багажа. 20. Багаж выдается железной дорогой предъявителю багажной квитанции.
Багаж считается утраченным, если по востребованию его таковой не будет выдан
в течение семи суток, считая этот срок с момента прибытия поезда, в котором
багаж подлежал отправлению, или поезда, согласованного с ним по расписаниям,
и если станция назначения не имеет сведения о том, что багаж задержан во
исполнение распоряжений правительственных органов. Причитающееся же за багаж
вознаграждение (ст. 46) станция назначения обязана уплатить в течение трех
суток со дня предъявления о том требования. 21. В случае утраты багажной квитанции, багаж выдается пассажиру
только по представлении им доказательства принадлежности ему оного. При
этом от получателя отбирается расписка, в которой обозначаются все признаки
принятых им багажных мест, а также его имя, отчество, фамилия и местожительство.
22. Багаж, не востребованный по прибытии поезда на станцию назначения,
хранится на ответственности железной дороги в течение 24-х часов, считая
этот срок с полуночи, ближайшей за моментом прибытия, бесплатно, а в течение
дальнейшего времени - за установленную Народным Комиссариатом Путей Сообщения
плату. 23. С невостребованным в месячный срок багажом поступается согласно
правилам, утверждаемым Советом Народных Комиссаров. Раздел III. О перевозке грузов24. Станции должны быть открыты
для приема и выдачи грузов ежедневно (кроме особо указанных праздничных
дней) в определенные для каждого времени года часы. Расписание часов, в
течение которых станции должны быть открыты, а равно тех праздничных дней,
в которые открытие станции не обязательно, объявляется во всеобщее сведение,
порядком, устанавливаемым Народным Комиссариатом Путей Сообщения. 25. На обязанности железных дорог лежит оборудование станций в надлежащем
количестве весовыми приборами и другими принадлежностями погрузки и выгрузки
и складочными помещениями, а также принятие всех зависящих мер к обеспечению
целости и сохранности груза. 26. Грузы, ввозимые на станцию, принимаются и отправляются дорогами
согласно правилам, устанавливаемым Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
27. Сроки доставки грузов по их категориям определяются Высшим Советом
но перевозкам. 28. Перевозимый груз сопровождается накладной. Накладная и дубликат
ее служат доказательством взаимных прав и обязанностей сторон, участвующих
в перевозке. Перевозки на предъявителя не допускаются. Сведения, кои должны
быть помещены в документах, сопровождающих груз, указываются в правилах
употребления этих документов. 29. Железная дорога имеет право требовать отправки по отдельным накладным
грузов, подверженных скорой порче, и грузов, такой порче не подверженных,
и вообще грузов, которые по свойствам их не могут быть помещены вместе с
другими грузами. Если партия груза превышает вместимость или подъемную силу
одного вагона, то должны быть составлены отдельные накладные на каждый вагон.
Не могут быть отправлены по одной и той же накладной:
а) грузы, дозволенные к перевозке лишь с соблюдением особых условий, и грузы,
дозволенные безусловно к перевозке;
б) грузы, подлежащие установленным законом таможенным обрядностям, и грузы,
сим обрядностям не подлежащие. 30. Грузохозяин отвечает за верность помещенных отправителем в накладной
сведений и заявлений, подвергаясь всем последствиям их неправильности, неточности
или неполноты. 31. Вес принимаемых к перевозке грузов определяется станцией отправления.
Определение веса тяжеловесных или навалочных грузов в случаях, когда на
станции отправления нет вагонных весов, производится по поручению станции
отправления одной из попутных станций, имеющих вагонные весы, или станцией
назначения. Правила и способ определения веса груза устанавливаются Народным
Комиссариатом Путей Сообщения. Им же устанавливается перечень навалочных
грузов. 32. Железной дороге предоставляется проверять наименование перевозимого
груза.
Примечание. Порядок проверки наименования перевозимых грузов устанавливается
Народным Комиссариатом Путей Сообщения, причем по отношению к ведомственным
грузам порядок этот устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения
по соглашению с подлежащими ведомствами. Проверка грузов в пути не допускается.
33. Попечение об упаковке груза для предохранения его от утраты или
порчи в пути, когда он того требует по своему свойству, или вследствие избранных
отправителем перевозочных средств, лежит на обязанности отправителя. Степень
удовлетворительности упаковки, а также состояние груза, предъявленного без
упаковки, определяется железной дорогой при приеме грузов к отправлению.
В случае отказа отправителя исправить упаковку, о состоянии оной начальник
станции составляет акт при участии двух понятых, о чем отмечается в накладной
и ее дубликате. Таким же порядком удостоверяется и неисправность состояния
груза, предъявленного к перевозке без упаковки. 34. Отправитель обязан вручить станции отправления для приложения
к накладной все долженствующие сопровождать грузы документы, необходимые
для исполнения таможенных и других установленных правительством обрядностей,
предварительно сдачи груза получателю. 35. Нагрузка и выгрузка перевозимых по железным дорогам и водным
путям грузов производятся на основании особых правил, по соглашению с Транспортным
Отделом Высшего Совета Народного Хозяйства. 36. Право распоряжения грузом после выдачи дубликата накладной принадлежит
отправителю и прекращается с момента выдачи накладной адресату на станции
назначения, с тем, что центральные органы, являющиеся адресатами, вправе
распоряжаться грузами до его прибытия. 37. Переадресовка грузов допускается исключительно по соглашению
соответственного ведомства с Народным Комиссариатом Путей Сообщения. 38. О грузах, прибывших на станцию назначения, последней немедленно
вывешиваются краткие объявления или составляются алфавитные справочные реестры.
39. Получатель обязан своевременно: 1) принять, 2) в подлежащих случаях
выгрузить, 3) вывезти со станции груз. Сроки для выполнения этих действий
по отношению различных родов грузов устанавливаются Народным Комиссариатом
Путей Сообщения. Последствия несвоевременного приема, выгрузки и вывоза
грузов и порядок ликвидации невостребованных или невывезенных грузов и найденных
в полосе отчуждения предметов определяются правилами, утверждаемыми Советом
Народных Комиссаров. 40. Железные дороги обязаны выдавать грузы на станции назначения
в определенное для действий станции время.
Груз выдается лицу или учреждению, на имя которого он адресован, по удостоверении
в подлежащих случаях личности получателя. Вместе с грузом получателю выдается
подлежащая накладная. В принятии груза получатель или его уполномоченный
расписывается на дубликате накладной, а в случае отсутствия последнего выдает
особую расписку. 41. Получатель имеет право требовать, чтобы выдаваемый ему груз был
взвешен при самой выдаче. Народному Комиссариату Путей Сообщения по соглашению
с Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции предоставляется устанавливать
нормальные размеры естественной убыли груза. 42. В случае обнаружения до выдачи получателю утраты или повреждения
груза, дорога немедленно приступает к проверке состояния груза и выяснению
размеров убыли; проверка производится на станции, где была обнаружена утрата
или повреждение, или на станции назначения - начальником станции в присутствии
двух понятых, а также в случае признанной дорогой надобности - приглашаемого
ею эксперта, и, если возможно, в присутствии лица, имеющего право распоряжения
грузом. О проверке груза составляется акт, копия которого выдается лицу,
имеющему право распоряжения грузом. Правила проверки груза, а также правила
составления актов об утрате, порче или недостаче груза, а также об аресте
или уничтожении его по распоряжению властей, устанавливаются Народным Комиссариатом
Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской
Инспекции. 43. Содержащиеся в ст. ст. 24 - 42 постановления имеют силу в отношении
грузов, подлежащих перевозке по железным дорогам на общем основании. Грузы
же, которые в силу особых свойств или опасности, возникающей при их передвижении
или по каким-либо иным причинам, требуют соблюдения особых условий, перевозятся
по правилам, издаваемым в отступление от сего Устава Народным Комиссариатом
Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской
Инспекции и подлежащими ведомствами.
Раздел IV
44. За порчу и утерю государственных грузов подлежащие государственные
учреждения не получают вознаграждения, но по представлении установленных
удостоверений стоимости утраченного груза списываются убытки казны, а соответственные
кредиты восстанавливаются в сверхсметном порядке. 45. При порче или утере всяких грузов и багажа виновные агенты железных
дорог подлежат уголовной ответственности. 46. За утраченный при перевозке по железным дорогам багаж, принадлежащий
частным лицам, предъявители багажной квитанции имеют право на вознаграждение
от государства в лице Народного Комиссариата Финансов и его органов в размере
одной тысячи рублей за 1 фунт, но не свыше ста тысяч рублей. 47. Все ранее изданные положения, правила и циркуляры, противоречащие
настоящему Уставу, теряют свою силу со дня вступления его в действие. Народному
Комиссариату Путей Сообщения предоставляется издавать циркуляры, инструкции,
правила и распоряжения в развитие и разъяснение настоящего Устава, по соглашению
в подлежащих случаях с соответствующими ведомствами. 48. Настоящий Устав вступает в действие с 1 ноября 1920 года.
Председатель Совета Народных Комиссаров В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В.БОНЧ-БРУЕВИЧ
Секретарь Л.ФОТИЕВА
Прототипом этого устава был «Общий Устав Российских железных дорог», составленный
комиссией Баранова по исследованию железнодорожного дела в России и введенный
в действие в 1882 г. Устав 1920 года отражал работу железных дорог в условиях
военного коммунизма и гражданской войны. Все перевозочные транспортные средства
использовались тогда только для перевозки грузов государственных предприятий
и организаций. Перевозки частных грузов допускались только по особым разрешительным
свидетельствам. Провозные платы не взыскивались, так как перевозились в основном
военные грузы. Убытки за порчу и утерю грузов возмещало государство. Однако
ответственность работников железных дорог за порчу и утерю груза и багажа Уставом
подчеркнута особо.
С того времени в Советском Союзе основным законом, регулирующим взаимоотношения
между железными дорогами и их клиентами навсегда явился «Устав железных дорог
СССР».
Менее через два года изменившиеся условия хозяйственной жизни страны и проведение
новой экономической политики потребовали коренного изменения основных положений
Устава 1920 г. В 1922 г. был утвержден новый Устав железных дорог РСФСР. В его
разработке принимал участие Ф. Э. Дзержинский. В новом уставе грузовая работа
(по тексту того Устава "складочная операция") полностью отделена от перевозочной.
Устав железных дорог СССР 1922 года закладывает следующие основные принципы
коммерческой эксплуатации:
1. Железная дорога является государственным коммерческим предприятием с ограниченною
ответственностью.
2. Устав действует лишь в пределах железных дорог, открытых для общего пользования.
На ветвях военного ведомства, частного пользования и т. п. действуют особые
правила.
3. Устав, как закон специальный, допускает некоторые отступления от общегражданских
норм. Например, давность исков установлена годичная, вместо пятилетней и т.
п.
4. Выполнение перевозок является не правом, а обязанностью железных дорог.
5. Для выполнения перевозок владелец товара и железная дорога заключают между
собой установленный договор.
6. За выполнение условий договора и дорога и клиенты несут материальную ответственность
друг перед другом.
7. За совершение перевозок железная дорога имеет право взыскивать с клиента
установленные провозные и др. платы.
8. Железным дорогам предоставлено право организовать всякого рода вспомогательные
операции, связанные с совершением перевозок: хранение товаров, выдача ссуд под
них и т. п.
Согласно приведенных принципов, устав железных дорог СССР распадается на следующие
главы;
I. Общие положения (статьи 1 —15), где описаны круг действия устава, говорится
об обязательности для железных дорог совершать всякого рода перевозки, о приеме
и высадке пассажиров и некоторых правах железных дорог;
II. О перевозке пассажиров и их багажа (статьи 16—33);
III. О перевозке грузов (статьи 34—76);
IV. Ответственность железных дорог за перевозки (ст. 77—107).
Подчеркивалось, что изменение статей Устава может быть произведено лишь высшими
законодательными органами СССР: Советом Народных Комиссаров и ЦИК. Предварительно—изменения
обычно рассматриваются Центральным Комитетом по перевозкам (ЦКП) и НКПС. На основании устава железными дорогами составляются и вводятся в жизнь всякого
рода коммерческие правила, касающиеся перевозок.
Все изменения, дополнения и разъяснения рассылаются по дорогам и должны подклеиваться
в соответственных местах устава для руководства и исполнения.
Все взаимоотношения между дорогами и их клиентами зиждятся на уставе и особых
договорах.
Условия перевозок основываются, кроме устава, на сл. главных источниках железнодорожного
права:
1. Соглашении о взаимном пользовании товарными вагонами;
2. Соглашении о прямом соглашении;
3. Международной Бернской Конвенции.
4. Сборнике тарифов.
Подводя итог можно сказать, что Устав 1922 года предусматривал уже плановое
регулирование перевозок, а специальной организации — Центральному Комитету по
перевозкам — вменялось в обязанность распределять вагоны между отправителями.
Грузы принимались к перевозке в пределах установленных норм приема с преимуществом
одних категорий грузов перед другими, а внутри категорий — по старшинству заявок.
Были установлены плата за перевозку и материальная ответственность дорог за
сохранность грузов. Ограничения в перевозке грузов частных предприятий и отдельных
лиц были ликвидированы. Экономическое воздействие на перевозки грузов частного
сектора осуществлялось через новую тарифную систему. Плата за перевозку грузов
частных лиц и организаций была установлена более высокой, чем за грузы государственных
и кооперативных организаций. Устав объявлял недействительными всякого рода предварительные
соглашения дорог с грузовладельцами, противоречащие требованиям Устава. Это
важное принципиальное положение отражено во всех последующих Уставах, вплоть
до действующего в настоящее время.
В 1927 г. был издан новый Устав железных дорог СССР, отражавший особенности
развития экономики периода начала индустриализации страны, укрепления государственной
промышленности и социалистических качал в народном хозяйстве. Устав усиливал
плановое регулирование перевозок и предусматривал ограничение частнокапиталистических
элементов путем предоставления преимущества государственным предприятиям при
перевозке грузов. Успехи государственного планирования позволили установить
для всех важнейших грузов (уголь, руда, металл, хлеб, соль и др.) плановый порядок
перевозок.
В Уставе железных дорог СССР, введенном в 1935 г., было предусмотрено что дороги
обязаны подавать вагоны в первую очередь под погрузку важнейших грузов. Была
введена четкая система планирования перевозок. Определены взаимная ответственность
дорог и грузоотправителей за невыполнение плана перевозок, порядок нормирования
простоя вагонов под грузовыми операциями, система технических норм загрузки
вагонов, материальная ответственность отправителей за недогруз вагонов, предельные
сроки хранения грузов на станциях. Устав полностью отражал социалистический
характер экономики СССР и сыграл огромную роль в укреплении плановой дисциплины,
увеличении объема перевозок, улучшении использования подвижного состава, обеспечении
сохранности перевозимых грузов.
В Уставе железных дорог СССР, введенном в 1955 г., получили дальнейшее развитие
положения по планированию и рационализации перевозок, организации выполнения
плана, улучшению использования подвижного состава, обеспечению полной сохранности
грузов и багажа при перевозке. Впервые были включены требования к техническому
оснащению железных дорог для выполнения грузовых и коммерческих операций и обслуживания
пассажиров.
В последующие годы в организации грузовой и коммерческой работы на железнодорожном
транспорте постоянно происходили изменения, внедрялись новые прогрессивные методы
организации работы, проводилась концентрация грузовой работы на опорных станциях,
вводились централизованная доставка грузов на станции и со станций, кооперированное
использование технических средств станций и подъездных путей и т. д.
В связи с существенным изменением в организации грузовой и коммерческой работы
железных дорог в 1964 г. был введен последний для Советского Союза Устав железных
дорог Союза ССР, который с отдельными изменениями и дополнениями, внесенными
Советом Министров СССР в 1974 г.
Об утверждении устава железных дорог Союза ССР (Постановление СНК 10 февр.
1935 г.)
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Устав железных дорог Союза ССР утвердить и ввести в действие от 15 марта
1935 г.
(см. приложение).
2. Установить, что воинские и почтовые перевозки по железным дорогам общего
пользования и по железнодорожным путям необщего пользования производятся на
основании особых положений, утверждаемых Советом Народных, Комиссаров Союза
ССР.
3. Предложить Народному Комиссариату Путей Сообщения все изменения,, дополнения
и разъяснения устава и издаваемых в его развитие правил публиковать в «Сборнике
правил перевозе и тарифов железнодорожного транспорта Союза ССР».
Изменение и разъяснение предусмотренных уставом правил путем распоряжений
и приказов, не публикуемых в указанном «Сборнике», запретить.
4. Предложить Народному комиссару путей сообщения не позднее 10 марта 1935 г.
утвердить предусмотренные настоящим уставом правила.
5. С введением в действие устава железных дорог Союза ССР отменить:
а) Устав железных дорог Союза ССР от 24 мая (1927 г (Собр Зак СССР 1927 г. №
30, ст.ст. 307 и 308; 1928 г. № 8, ст 70; 1929 г № 18, ст 151; 1930 г. № 5,
ст. 55, № 32, ст. 349, п. 9, № 34, ст 373, п 1, № 42, ст 443; 1931 г. № 1, ст.
8, п. 4, лит. «а», № 2, ст. 25; 1932 г № 13, ст. 7:1, п 6, № 20-, ст. 121, разд.
I, № 29, ст. 187; 1933 г. № 9, ст. 49, № 54, ст. 322);
б) постановление СТО от 25 ноября 1929 г. «О планировании массовых перевозок»
(Собр. Зак. СССР 1929 г. № 74, ст. 715);
в) постановление СНК ССОР от 28 марта 1930 г. «О порядке приема к перевозке
грузов частных лиц» (Собр. Зак. СССР 1930 г. № 21, ст. 236);
г) постановление СТО от 7 октября 1930 г, «О местных погрузочно-разгрузочных
комиссиях» (Собр. Зак. СССР 1930 г. № 51, ст 542, № 58, ст 6211;1931 г. № 1,
ст. 14; 1932 г. № 24, ст. 149, п. 22);
д) постановление СНК Союза ССР от 2 декабря 1931 г. «О порядке производства
погрузочно-разгрузочных работ на железных дорогах» (Собр. Зак. СССР 1931 г.
№ 69, ст. 462);
е) постановление ОНК Союза ССР от 15 мая 1932 г. «О расчетах клиентуры с железными
дорогами за перевозки грузов» (Собр. Зак. СССР 1932 г. № 37,ст. 226);
ж) постановление СНК Союза ССР от 25 сентября 1932 г. «О воспрещении органам
обобществленного сектора предъявления мелких претензий по железнодорожным перевозкам»
(Собр. Зак. СССР 1932 г, № 70, ст. 27);
з) постановление СТО от 28 октября 193)2 года «Об ускорении продвижения но железным
дорогам и водным путям товаров широкого потребления» (Собр. Зак. СССР 1932 г.
№ 76, ст. 467; 1933 г. № 4, ст. 29);
и) постановление СНК Союза СОР от 11 октября 1933 г. «О штрафах за
простой вагонов»-(Собр. Зак. СССР 1933 г. № 63, ст. 383);
к) постановление СНК Союза ССР от 15 февраля 1934 г. № 272 «О полном
использовании подъемной силы и вместимости подвижного состава железных дорог
при перевозке грузов»;
л) утвержденное СНК Союза ССР 28 апреля 1934 г. «Положение об ответственности
железных дорог и клиентуры за несвоевременное выполнение» государственного плана
погрузки и разгрузки (собр. Зак. СССР 1934 г № 24,. ст. 188).
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР—В. Молотов
10 февраля 1935 г.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог