Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Что такое железнодорожное образование?
Общее образование осуществляется в общеобразовательных школах при железных
дорогах и в России существуют с 1890 г. В 1914 г. железные дороги России имели 585
общеобразовательных учреждений, в т. ч. для обучения начальной грамоте одноклассных школ - 279, двухклассных училищ - 298, а для более повышенных
общеобразовательных знаний всего лишь одно шестиклассное, 4 городских и 3 высших
начальных училища. Таких училищ, какие давали бы законченное общее среднее
образование, вообще не было. Общий охват начальным образованием достигал 116 000
детей при наличии 333 000 детей железнодорожников школьного возраста.
В конце 1991 г. на дорогах в пределах Российской Федерации функционировали 1033
железнодорожные школы, в т.ч. средних школ - 682, неполных средних школ- 221, начальных - 130 с общим
контингентом учащихся 482700 чел., из них 259700 — дети железнодорожников.
К началу 2001 г. на дорогах России функционировало 351 общеобразовательное
учреждение, в том числе и новомодные образовательные учреждения для улучшения
условий обучения и воспитания детей железнодорожников: 27 школ с углубленным
изучением различных предметов; 16 гимназий; 9 лицеев; 49 школ-интернатов.
В общеобразовательных школах и школах-интернатах отрасли обучается и воспитывается более 140000
детей, в том числе более 80000 тыс. школьников (58%) - дети работников железнодорожного транспорта.
Выпуск учащихся в 2000 г. из общеобразовательных школ МПС РФ составил: из 9-х классов 14100 чел., из
11-х классов - 8100 человек.
Общеобразовательные железнодорожные школы размещаются в основном на линейных станциях.
Железнодорожные школы взаимодействуют с другими учебно-воспитательными учреждениями и
учебными заведениями железнодорожного транспорта (вузами, техникумами,
профессионально-техническими училищами, дорожными техническими школами, детскими железными дорогами и учреждениями дополнительного
образования детей) организовывают трудовое и профессиональное обучение
школьников, используя возможности дорог, отделений и железнодорожных
предприятий, прививают учащимся любовь и уважение к профессии железнодорожника.
Дополнительное образование осуществляют станции юных техников, детские железные
дороги и другие образовательные учреждения (дома и центры детского творчества,
детско-юношеские спортивные школы, дома пионеров и школьников, межшкольные
учебные комбинаты) под руководством Центрального дома детей железнодорожников. Станции юных техников — внешкольные учебно-воспитательные учреждения,
осуществляющие кружковую работу и оказывающие методическую и практическую помощь
школам в организации детского технического творчества. Массовое детское
творчество на железнодорожном транспорте в системе НКПС стало развиваться в начале 1920-х
гг., когда были организованы первые трудовые кружки при школах, клубах,
предприятиях. Как правило, эти кружки носили ремесленный характер. В 1926 г. в
Москве была открыта первая в стране детская техническая станция (преобразованная
в 1927 г. в Центральную детскую техническую станцию), впоследствии сыгравшая
большую роль в создании и становлении целостной системы внешкольных учреждений и
на железнодорожном транспорте - детских железных дорог, станций юных техников, кружков технического
творчества в железнодорожных школах. В системе НКПС первые станции юных техников появились
в Ельце, Коврове и Харькове. В 1991 г. в РФ действовали 37 станций юных
техников, которые посещало около 10 тысяч школьников. К 2001 г. на сети железных
дорог России функционировало 19 станций юных техников, в которых занималось
более 5000 детей и подростков.
Наиболее популярны на станциях юных техников кружки железнодорожного моделизма и
кружки юных железнодорожников. Станции юных техников оказывают методическую
помощь руководителям кружков общеобразовательных школ железнодорожного транспорта,
организуют в этих школах свои кружки. Станции юных техников принимают участие в
традиционных сетевых выставках детского технического творчества, проводимых в
Москве в Центральном доме детей железнодорожников, а также в международных
выставках, в рамках проведения недель науки, техники и производства для детей и
юношества, на слетах юных изобретателей и рационализаторов, юных техников и др. Центральный дом детей железнодорожников (ЦДДЖ) - инструктивно-методический
центр по внеклассной и внешкольной воспитательной работе среди детей,
обучающихся в общеобразовательных школах железнодорожного транспорта, работающих на детских
ж. д., посещающих станции юных техников, натуралистов и другие внешкольные
организации. Центральный дом детей железнодорожников организован в 1940 г. в Москве в старинном особняке (дом
Стахеева). Его основные направления работы: профориентация школьников на
железнодорожные
профессии; развитие детского технического, прикладного и музыкального
творчества, железнодорожного моделизма и др. На базе ЦДДЖ регулярно проводятся
сетевые слеты юных железнодорожников, соревнования по железнодорожному
моделизму, организуются выставки технического и художественного творчества,
семинары и конференции.
В ЦДДЖ занимается более 1000 школьников в кружках, коллективах художественной
самодеятельности. Лучшие рисунки и изделия прикладного творчества учащихся
железнодорожных
школ экспонируются на Всероссийских и Международных выставках. Широко известен
ансамбль песни и танца при Центральном доме детей железнодорожников. За более чем полувековой период в ансамбле
обучалось пению, музыке и танцам свыше 20 тысяч детей. Значительное место в
репертуаре ансамбля занимают произведения на железнодорожную тематику. Ансамбль
- лауреат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957 г.). В
1962 г. участники ансамбля награждены золотыми медалями, а коллективу присвоено
звание лауреата фестиваля лагеря Артек.
В 1966 г. ансамблю ЦДДЖ присвоено звание Народного самодеятельного ансамбля
песни и танца (с 1998 г. он носит имя народного артиста РСФСР С. О. Дунаевского).
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог