Красноярская детская железная дорога

 

По теме "детская железная дорога"

Cпециальные проекты

Реклама

Партнеры и спонсоры

Что еще?

1 августа 2006 года детской железной дороге Красноярска исполнилось 70 лет.

За 70 с лишним лет поезда Красноярской детской железной дороги прошли расстояние, равное пяти путешествиям по экватору вокруг земли. За одно лето более 30 000 детей Красноярска и его окрестностей успевают прокатиться в миниатюрных вагончиках.
Как и полагается ПЕРВОЙ, на Красноярской детской железной дороге бережно хранят все, что связано историей ее создания. Здесь очень гордятся уникальностью дороги и ее необычной историей.
В 30-е годы XX века в столице края сконцентрировалось несколько крупных железнодорожных предприятий. Квалифицированных рабочих не хватало. Функционировавшее при паровозовагоноремонтном заводе фабрично – заводское училище (ФЗУ), которое давало начальное профессиональное образование, не обеспечивало потребностей Красноярской железной дороги, так же как и другие городские учебные заведения.
1930 годы - время индустриального подъема Красноярска. Столица края превратилась в крупнейшую узловую станцию Транссибирской магистрали. Из состава Восточно-Сибирской железиной дороги выделилась Красноярская – с границами от Мариинска (Кемеровская область) до Тайшета (Иркутская область). Началось бурное развитие промышленности.
Бесспорно, железнодорожники тогда были самой сознательной и образованной частью красноярского общества.
Именно они создавали необходимую Красноярску социальную инфраструктуру, - предприятия дороги активнее других вели жилищное и культурно – бытовое строительство.
«Малая Красноярская» была сдана в эксплуатацию в 1936 году. Своим рождением она обязана энтузиастам – комсомольцам, которые мечтали работать на железной дороге. Создавали детскую дорогу именно для этих целей.
Первый паровоз для детской железной дороги был собран учениками фабрично-заводского училища (ФЗУ) красноярского паровозовагоноремонтного завода. Это был чистый энтузиазм. Ребята изготавливали машину только в свободное от работы и учебы время. Комсомольцы поставили цель «выпустить в свет» паровозик к майским праздникам 1936 года.
СУ №001 – самый первый паровоз, с которого началась история Красноярской детской железной дороги. Это действующая модель паровоза СУ. Размер: 1/5 натуральной величины. Вес – 1,5 тонны. Колея - 305 мм.
В 1936 году, во время первомайской демонстрации паровоз с вагончиками совершил свой первый круг почета по одной из центральных площадей Красноярска. Сотни людей, собравшиеся на торжество, восприняли появление «игрушечного» поезда как маленькое чудо. Особый восторг поезд вызвал у маленьких красноярцев. Удачные испытания детского паровоза убедили руководство города в том, что паровоз должен и дальше приносить пользу и радость детям. Решено было построить в Центральном парке города «постоянную» колею и катать по ней ребятишек. А самодельный паровоз исправно проработал на линии Детской железной дороги с 1936 по 1961 год. Только через 25 лет он занял место на вечной стоянке на пьедестале в Центральном парке Красноярска.
Судьба детской железной дороги, таким образом, была решена: красноярская малая дорога стала полноправным подразделением «большой» Красноярской железной дороги.
В течение 70 лет дорогой руководили талантливые, любящие и знающие свое дело люди:
1936 г. – первым директором стал Кругликов Петр Григорьевич
1942 г. - Салов Федор Дмитриевич
1945 г. – Малеев Владимир Николаевич
1949 г. – Толомеев Владимир Архипович
1949 г. – Тарлюк Виктор Иосифович (проработал на дороге 53 года)
2002 г. – Сергуткина Людмила Валерьевна.

Все 70 лет своего существования Детская железная дорога Красноярска как магнит притягивает ребят. Работать на ней не только ответственно, но и очень почетно. Раньше в юные железнодорожники брали только тех ребят, которые учились на 4 и 5. Сегодня – также на работу сюда берут лучших. Особая гордость – настоящая железнодорожная форма, как знак принадлежности к одной из самых романтичных, ответственных, престижных и нужных профессий!
Как и прежде, ДЖД выполняет просветительскую и культурную функции. Со школьной скамьи здесь ведут профессиональную подготовку ребят: При ДЖД они получают начальное профобразование, учатся дружбе, взаимовыручке ответственности. Учатся любить свой город.
За 70 лет существования на Детской железной дороге подготовлено 7000 тысяч выпускников. Работа на детской железной дороге для многих стала определяющей при выборе профессии. Сегодня практически в каждой службе Красноярской железной дороге есть выпускники ДЖД.
Ежегодно на ДЖД трудится около 80 красноярских ребят. А в последние два года количество детей увеличилось до 120. Здесь теперь и работают и школьники из семей железнодорожников, живущих в районах Красноярского края.
Конечно, обслуживание Детской железной дороги требует специальных знаний. Здесь от грамотности ребят также зависит безопасность пассажиров, как и на большой дороге. Поэтому даже к самой простой работе юные железнодорожники не допускаются без предварительного обучения.
В течение всего года преподаватели железнодорожного техникума и инструктора ДЖД занимаются с ребятами, - дети получают необходимые знания для освоения профессий проводника, дежурного по станции, диспетчера, начальника поезда, машиниста и помощника машиниста. По итогам каждого года обучения юный железнодорожник сдает экзамен.
То есть – это не просто развлечение, но и огромная ответственность.
В свободное от работы время ребята имеют возможность с пользой для себя отдыхать. Для них организовываются экскурсии по Красноярску, поездки за город. Дети - железнодорожники – всегда желанные гости на концертах и праздниках ОАО РЖД.
Сегодня на ДЖД сохраняются лучшие традиции. Дети здесь получают прекрасный опыт. Это - воспитание ответственности, дисциплины и настоящей дружбы.
К своему юбилею ДЖД была полностью модернизирована. Обновлен ее подвижной состав. На смену старому тепловозу, прослужившему верой и правдой 40 лет, пришел новый, собранный в вагонном депо Красноярской железной дороги. Примечательно, что малая красноярская - единственная в стране, где все оборудование, включая вагоны, делается специально и эксклюзивно.
В День рождения юным железнодорожникам и всей городской детворе в подарок был преподнесен просторный вокзал. Он сразу пришелся по душе юным железнодорожникам, маленьким пассажирам и их родителям. Как водится в торжественный день было много гостей с главной, красноярской железной дороги.
А первый вокзал на Красноярской детской железной дороге был построен еще в 60-е годы XX века - с залом ожидания на 80 мест, билетной кассой и постом дежурного по станции. Деревянное здание с изящной летней верандой пользовалось популярностью у посетителей Центрального парка. Ожидая своего рейса, красноярцы играли здесь в шахматы и пили чай.
Технологические новшества – еще один подарок красноярских железнодорожников малой дороге. Теперь на ДЖД все автоматизировано, никакого ручного перевода стрелок, минимум – ручного труда!
"Управление" Красноярской детской железной дороги размещается в одном здании с Управлением Красноярской железной дороги по адресу: 660021, г.Красноярск, ул.Горького, 6.

Рекомендовать эту статью

Термины, пояснения и исторические справки

Новости из интернета

  

Места на карте, упоминающиеся на сайте 1520mm.ru

Будьте в курсе наших новостей


© 2002—2024 Nicos
Страница сгенерирована за 0,0039 сек.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика